В Бурятии откопали главу российских буддистов, который умер 75 лет назад. Его тело осталось нетленным… В Бурятии случилось чудо. В сентябре на одном из сельских кладбищ откопали главу российских буддистских священнослужителей — Пандита Хамбо-ламу Даши-Доржо Итигилова двенадцатого. После его похорон прошло 75 лет. Не то чтобы святой старик оказался живым. Но его тело абсолютно не поддалось тлению! Хамбо- лама устойчиво сидел в позе лотоса, в которой и скончался. Республиканские судмедэксперты не могли поверить, что прошло три четверти века. Впечатление было такое, что Итигилов умер три дня назад. Тело учителя перевезли в Иволгинский дацан (монастырь). Отныне оно — главная святыня российских буддистов. Последний из могикан Хамбо-лама Итигилов был последним из могикан. Сразу после его смерти в 1927 году Советская власть развернула репрессии против буддистов. Было расстреляно 16 тысяч лам. Остальных сгноили в ГУЛАГе. Итигилов предвидел кровавые события. Как-то он встретил ламу Доржиева, возвращавшегося после паломничества из Индии. — Зачем ты вернулся, тебя убьют, — пожалел Доржиева Итигилов. — А ты почему не уезжаешь? — удивился Доржиев. — Меня они не успеют взять, — задумчиво проговорил Хамбо-лама. Я встретился с единственным человеком, который помнит Итигилова при жизни. 92-летний историк Бимба Цибиков был ребенком, когда родители взяли его на проповедь. — Было много народу, — вспоминает Бимба Доржиевич. — Итигилов сидел на троне. Говорил неспешно. Обращался к женщинам. Ходите, мол, в шелковых платках, а на богах одеты простые тряпки. Будьте проще! Его уважали и почитали как великого ламу. Говорили, что в его тело переселился самый первый Пандит Хамбо-лама Дамба-Доржи Заяев. А во время медитаций он даже встречался с самим Буддой! Лам такого уровня в Бурятии сейчас нет. Итигилов стал готовиться к своей смерти заранее. Сел на специальную диету. Ел только пилюли из целебных трав. И медитировал. Последняя медитация длилась шесть дней. На седьмой день голова Хамбо-ламы опустилась на грудь. Это был сигнал ученикам, что сознание великого учителя переселилось. Обычно лам кремируют. Но Итигилов завещал похоронить себя, а по прошествии тридцати лет вскрыть могилу и показать свое тело верующим. Итигилова поместили в деревянный ящик-бумхан и засыпали поваренной солью. Погребение прошло без лишних свидетелей. В 1955 году монахи вскрыли могилу. Итигилов остался нетленным. Завещание учителя до конца так и не выполнили — время было такое, ажиотаж вокруг святого власти не простили бы. И вновь Итигилов был закопан на глубину полутора метров. А три года назад молодой Унзад-лама из Иволгинского дацана Бимба Доржиев потерял покой. Каждую ночь ему снился Итигилов и просил эксгумировать его. Нынешнему Хамбо-ламе Дамба Аюшееву двадцать четвертому было нелегко согласиться с молодым ламой. Наконец он пригласил троих авторитетных экспертов из Улан-Удэ, и экспедиция с лопатами и кисточками направилась на кладбище. Победа над временем Под крышкой бумхана оказалась соль. Ее разгребли. Голова Итигилова была замотана холщовым бинтом. — Разматываем? — спросил зав. отделением медицинской криминалистики республиканского Центра судмедэкспертизы Игорь Вологдин главного ламу. Лама дал отмашку. За бинтами показалась благородная лысина. «Не может быть!» — только и проговорил эксперт. — Такого в моей практике еще не было, — рассказывает Игорь Вологдин. — Недавно пришлось вскрывать массовое захоронение репрессированных в тридцатые годы под Читой. Там на поверхность выходила линза вечной мерзлоты. Триста тел все это время лежали при постоянной отрицательной температуре. Состояние отличное. Сложили их на полянке. Через пару часов они стали чернеть. Потом превратились в кашу. А тут температура колебалась от плюс сорока до минус сорока. А гнилостных изменений нет. Мягкие ткани прекрасно сохранились. Осталась и подвижность суставов. А главное — поза сохранена. Это не мумия, это не мощи. Это — неординарное событие, которое мы пока не можем объяснить. Мы только составили акт и положили его на стол президента республики — пусть там решают, чудо это или нет. Неизвестность порождает слухи. Кто-то говорит, что тело святого заформалинили — вот оно и сохранилось. Или применили классическое бальзамирование. Или засолили как обыкновенную селедку… Судмедэксперты отвергают и то, и другое, и третье. При бальзамировании (вспомните Ленина) выпотрашиваются все внутренности, включая мозг. Остается только оболочка. У тела великого ламы свисает симпатичный животик, следов вскрытия нет. А где взять в 1927 году столько формалина в далекой от цивилизации Бурятии? Соль тоже не может остановить гниения внутренних органов. Откопанного Хамбо-ламу на обычном грузовичке, но с почестями перевезли в Иволгинский дацан. В бурятском историческом музее выпросили его прижизненное одеяние (то, что было на нем, эксперты разрезали при осмотре). В Иркутске заказали саркофаг из многослойного стекла. Саркофаг установили на втором этаже главного храма дацана. Вход туда строго ограничен даже для местных лам. Только после разрешения самого Пандита Хамбо-ламы двадцать четвертого Дамбы Аюшеева, мне было позволено лицезреть иволгинское чудо. Только лицезреть — фотосъемка строго запрещена! Сам себе мавзолей Скрипучая лесенка на второй этаж. Хранитель тела Бимба (тот самый, которому снился патриарх) долго ковыряется в замке. Открывает маленькую дверцу, но внутрь меня не пускает: — Понимаете, надо изгнать злых духов. Пока здесь постойте. За заветной дверцей гортанное пение мантры. Зазвенел колокольчик. В голове проносятся кадры из фильма «Мумия». Кто его знает, вдруг Хамбо-лама оживет? Такую возможность монахи не исключают — тело-то в порядке. Наконец меня приглашают войти. Следом за мной Бимба своим колокольчиком звенит над ухом, изгоняет злых журналистских духов. В маленькой комнатке запах благовоний и стеклянный куб. За стеклом гора тряпок. В полумраке начинают проступать контуры сидящего человека. Становится немного жутко. — Вы первый из журналистов, кому позволено лицезреть чудо, — не без гордости заявляет маленький Бимба. Витрину открывают, тряпки снимают. Вот он — Великий Хамбо-лама! Я часто покупаю воблу к пиву. Разбираюсь в степенях посола. Могу по внешнему виду отличить свежую рыбку от прошлогодней. И ответственно заявляю: Хамбо-лама не засолен! Руки его мягкие, хоть и холодные. Глаза закрыты. На почти лысой голове небольшие волоски, частью седые. Можно подумать: человек спит. Рядом в саркофаге стоит его прижизненная фотография. Сомнений нет — это он. Монахи молятся, прикасаясь лбами к саркофагу. Для них это праздник — увидеть по случаю свое божество. За стеклом обычный градусник. На нем плюс пять. Прошел месяц после эксгумации. Поначалу эксперты сомневались — давали трехдневный срок хранения тела. Теперь опасения позади. В Москве целый институт — ВИЛАР — трудится над сохранностью Ильича. А тут один человек захотел — умер. Захотел — сохранил свое тело для потомков. Да будет чудо! В Иволгинском дацане — резиденции Хамбо ламы — не чураются благ цивилизации. Ламы пользуются сотовыми телефонами, ездят на праворульных «японках», а мантры транслируются на весь монастырь из мощных колонок. Можно было бы предположить, что святая находка — это шанс российских буддистов заявить о себе, привлечь толпы туристов со всего света. Появятся первоклассные гостиницы для иностранных паломников, заасфальтируют дороги для комфортабельных автобусов, отстроят новый аэропорт. Ведь буддистов на земле без малого миллиард. Но Хамбо-лама двадцать четвертый Дамба Аюшеев начисто разрушил мои фантазии насчет буддистских Нью-Васюков. — Мне лично реклама не нужна, — заметил он. — Мы не собирали и не будем собирать пресс-конференции. И к телу Хамбо- ламы туристов пускать не будем. Для вас мы сделали исключение — хорошая газета. Так и запишите: моя задача — сохранить тело для потомков. И паломники будут только мешать… Сегодняшние ламы имеют уникальную возможность встретиться со своим учителем. Хамбо-лама Итигилов как бы пронес в своем нетленном теле свет учения через десятилетия геноцида против российских буддистов. И это хороший знак! — Ну, а как такое возможно, что тело не испортилось? — задаю вопрос. — Он готовился к смерти. Очищал и сознание, и тело. Вот и результат, — ответил Хамбо-лама двадцать четвертый. Кстати, после эксгумации студенты дацана резко повысили успеваемость. Учителя считают явление Итигилова мощным стимулом к самосовершенствованию. — А может ли сознание Итигилова вернуться в тело, — спрашиваю у пресс-секретаря Хамбо- ламы Бориса Дондокова. — Может, — отвечает он. — Но Йогин (специалист по медитации. — Ю. С.) никогда не пойдет на воскрешение старого умершего тела. — А почему? Ведь тогда чудо будет неоспоримым. — А потому что они такие — Йогины. — И Дондоков посмотрел куда-то вдаль. Обращаюсь к ученым: когда сделаете анализы и ответите, что же за метод консервации был применен? — А зачем? — удивляется Игорь Вологдин. — Что это даст человечеству на практике? Да и надо уважать чувства верующих. Чтобы провести всестороннюю экспертизу, придется изымать святыню, вскрывать ее. Никто на это не пойдет. Пусть чудо остается чудом! Автор выражает благодарность Пандиту Хамбо-ламе Дамба Аюшееву и пресс-секретарю Сангхи России Борису Дондокову за помощь в подготовке материала. Юрий Снегирев, Бурятия Из досье «КП» Как и кого бальзамировали У древнеегипетских фараонов мозг удаляли через нос железным крючком. Затем разрезали живот, удаляли внутренности, промывали пальмовым вином и заполняли полость живота порошком из глины, извести, калия, натрия, смолы, кореньев и воска. Потом тело погружали в сосуд с воском и смолой и несколько дней держали на слабом огне, после чего обрабатывали дубильными веществами, высушивали и обвивали бинтами. Этой процедуре подвергались тела короля Франции Людовика XIII, русских царей Александра I и Александра II, императрицы Марии Александровны. Бальзамирование трупов богатых и знатных людей было своего рода модой в Петербурге в 80-х годах XIX века. Забальзамированному телу хирурга Николая Пирогова больше 120 лет. Оно до сих пор лежит в специальном растворе в украинском селе Вишня под Винницей. После смерти Ленина решили сохранить тело вождя для потомков. Сначала его предполагали заморозить, но потом все-таки вернулись к проверенному временем способу. Коммунистические лидеры стран Востока — Хо Ши Мин, Ким Ир Сен и Мао Цзэдун — тоже до сих пор лежат в своих саркофагах. Сталина после XX съезда КПСС вынесли из мавзолея и предали земле. Та же участь постигла и болгарского лидера Георгия Димитрова в начале 90-х годов.