Русская линия
НГ-Религии Е. Кущев30.10.2002 

Бои местного значения
Очередной церковный скандал в Воронеже свидетельствует о глубоком кадровом кризисе в рядах РПЦ

Телесюжет о скандале в Воронежской епархии, прошедший 4 октября в выпуске вечерних новостей по каналу ТВС, впечатляет своей дикостью. Несмотря на то что суть конфликта из телесюжета понять было трудно, общая картина проиcшедшего отдавала фанатизмом и мракобесием раннего Cредневековья. Толпа православных священников в рясах и крестах толкала в шею и нещадно лупила молодого худощавого человека… А он отбивался и кричал: «Побойтесь суда Божьего!»
Кажется, духовенство было недовольно тем, что он пытался снимать происходящее на видеокамеру. Здесь же стояли верующие, которые держали плакаты с призывами к церковным властям навести порядок в Воронежской епархии, а жена священника, та, кого в церкви называют «матушкой» или «попадьей», с возмущением в голосе говорила о том, что справедливости в этом мире нет, а ее супруга, то есть «батюшку», церковники обижают и притесняют…
Если бы не отвратительная сцена избиения юноши, который оказался сыном священника, то можно было бы все это списать на внутрицерковные склоки, мол, «опять попы что-то не поделили». Но когда здоровенные мужики в рясах вырывают у старух самодельные плакаты в защиту опального священника и бьют «поповича», все это выглядит просто безобразно.
Тем не менее все вышесказанное не более чем эмоции, но хочется спросить, почему этот телесюжет из Воронежа стал первым в вечернем выпуске новостей по ТВС? Что же это за горячая новость, которая важнее всех остальных событий российской и международной жизни? Что, собственно, произошло? И вообще — много ли мы знаем о реальной церковной жизни, ведь в последнее время нам все время преподносят только глянцевую, полную благости картинку, а не правду о том, как и чем живет православный народ и духовенство. Кто пишет сейчас о корыстолюбии и пьянстве среди священников, о деспотизме и самодурстве архиереев? Ничего этого нет, все прикрыто «политкорректностью», которая не дает нам увидеть проблему глазами, например, Лескова, который даже в XIX веке, в эпоху духовной цензуры, не боялся писать правду.
Сегодня бесправие нашего духовенства, особенно сельского, не меньше, чем 70, 100 или 200 лет назад. Ничего в укладе его жизни особенно не изменилось: все та же полная зависимость от светских и духовных властей, все те же заботы о хлебе насущном, о том, чтобы выучить своих многочисленных детей. В общем, как говорится, не позавидуешь. Надо и приход себе побогаче сыскать, и расположением благочинного заручиться, и архиерея не прогневить, а то ведь и места своего запросто можно лишиться… И что тогда делать? Раньше хоть советская власть могла призвать церковное начальство к порядку, а нынче архиереи сами кого хочешь в оборот возьмут. Жаловаться просто некому.
При этом стоит обратить внимание на то, что за последние 12 лет религиозной свободы у нас появилось такое число альтернативных православных юрисдикций и самозваных Церквей, что это наводит на мысль о самой простой причине большинства церковных расколов: либо деньги не поделили, либо с начальством своим поругались. Очень часто в этих конфликтах используются обоюдные обвинения в отступлении от православия, в нарушении канонов Церкви. В общем, православные клеймят друг друга и анафематствуют, но суть все та же — человеческие страсти и деньги. Особенно сейчас, когда в храм пришло множество людей, прежде совсем от Церкви далеких.
В недавнем интервью «НГ-религиям» митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий сказал об этом следующее: «…растет число новых приходов, приходится вынужденно закрывать глаза на низкий духовный и интеллектуальный уровень духовенства… Тем не менее ко мне приходят прихожане, плачут, просят: „Дайте батюшку, нам лишь бы служба была…“ Приходится идти на этот компромисс, а потом смотришь: а батюшка-то и не подготовлен! Оказывается, что он Церковь и свое служение в ней воспринимал как место работы. Сегодня найти работу сложно, вот и случается, что кое-кто идет в Церковь, чтобы устроить свою жизнь… или самоутвердиться». Как говорится, «не ради Иисуса, а ради хлеба куса».

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика