Русская линия
Газета.GZT.Ru Т. Пичугина04.04.2003 

Рязанский стоунхендж
В бронзовом веке пришельцы с юга построили на Оке обсерваторию

Центральная часть Рязанской области славится своим выгодным географическим положением. Во все времена через это место любили проходить разные народы — то с запада на восток, то с юга на север. Красивая возвышенность, царящая над слиянием рек Оки и Прони, повидала на своем веку немало культур, что хорошо известно археологам, которые перекидали здесь не одну сотню кубометров земли. Однако раскопки этого лета на Спасской Луке удивили даже видавших виды участников экспедиции Государственного исторического музея (ГИМ): самая высокая точка холма скрывала святилище возрастом четыре тысячи лет, похожее на Стоунхендж.
— Ничего подобного в Рязанской области раньше не находили, да и в лесной зоне тоже, — говорит руководитель экспедиции Илья Ахмедов из отдела археологических памятников ГИМа. — Если посмотреть на место раскопок в плане, то оно представляет собой окружность диаметром семь метров, обозначенную столбами полуметровой толщины, между которыми одинаковое расстояние; в центре круга — большая прямоугольная яма и столб. Деревянные столбы, разумеется, не сохранились, зато отчетливо выделяются в грунте круглые ямы, из которых они торчали. По краям площадки — еще две ямы со столбами. Возможно, их было четыре, но берег здесь разрушается оврагом, часть капища обрушилась. Вокруг этого места в нескольких метрах к востоку раскопали еще одну яму с подобным же столбом, и на юге есть столб, который нашли еще три года назад, но не знали, к чему его отнести. Скорее всего, существует второй ряд столбов, метрах в десяти вокруг святилища, выяснить это — задача будущего сезона. В 1979 году на этом месте вела раскопки другая экспедиция, ее работники заложили траншею и промахнулись всего на какой-нибудь метр, вскрыв лишь столбы, но тогда их значение было непонятно. В пределах окружности две пары столбов образуют ворота, в которые, если смотреть на них из центра, летом виден заход Солнца. Другой столб, за круговой оградой, указывает на восход светила.
Устройство памятника навело археологов на мысль о его астрономическом назначении, а найденные предметы свидетельствуют о справлявшихся здесь религиозных обрядах. В центральной яме лежал небольшой керамический сосуд с тонким орнаментом: маленькими черточками обозначен зигзаг, напоминающий лучи Солнца, сверху — ряды волнистых линий — символ воды. Специалисты по эпохе бронзы признали сосуд «своим», а возраст всего сооружения оценивают в четыре тысячи лет: конец III — начало II тысячелетия до н.э. Самое удивительное то, что сосуд-солнце сделан в традициях степных народов, которые обитали в то время на юге Евразии. По словам Ахмедова, он очень похож на изделия, найденные в Синташте — легендарном городе древних ариев в Сибири. Явное сходство и с сосудами абашевской культуры, распространенной в Поволжье и Приуралье. Под горшком лежало бронзовое шило с берестяной рукояткой, рядом — кости животного.
В ямах за центральными столбами нашли два сосуда совершенно другого облика — крупные, тонкостенные, с круглым дном и без орнамента, довольно грубо исполненные по сравнению со степным горшком. Такую посуду делали балановцы — лесные народы, обитавшие здесь в эпоху бронзы (четыре тысячелетия назад). Необычно то, что предметы, сделанные в разных традициях, хранили в одном месте. «Вероятно, мы имеем дело со следами формирования культуры. Можно пофантазировать, что степные народы иранского происхождения, придя с востока, слились с лесным племенем балановцев, у которых предполагаются пермские или финноугорские корни. Такое объединение могло произойти на конфессиональной или военной основе. Примеры известны — аланы, гунны», — объясняет Илья.
Жрецы древнего святилища наблюдали здесь не только за солнечными восходами и закатами. В центре одной из ям со столбом за пределами капища откопали части «лесного» горшка и человеческие кости, аккуратно сложенные рядом, — два фрагмента от рук или ног и кусок нижней челюсти. Это следы жертвоприношения.
Спустя пару тысячелетий, во время великого переселения народов, на эту землю пришли финноугры. Как ни странно, они были хорошо осведомлены о святости места и устроили здесь кладбище. Ни одно из погребений их большого могильника, который, собственно, и исследует уже несколько лет экспедиция Ильи Ахмедова, не затронуло древнюю обсерваторию. Видимо, культовое сооружение хорошо просматривалось, огромные столбы, конечно, обрушились, но большой округлый холм над ними был отчетливо виден. Лишь в наше время неподалеку устроили усадьбу и трудолюбивые крестьяне распахали землю, сравняв неровности. Неудивительно, что археологи лишь случайно наткнулись на необычный памятник.
Рязанское святилище столь почтенного возраста и впрямь уникально. Похожие сооружения известны в степной зоне и зауральской тундре, но они не столь красивые и сложно обустроенные. Похожие святилища со столбами на европейской части начинают распространяться с конца I тысячелетия до н.э., их находят в Чехии и Словакии, где обитали кельтские народы.
— Параллель можно провести со Стоунхенджем, который близок нашему памятнику по времени создания и первоначально тоже был деревянным, — теоретизирует Илья Ахмедов. — Однако кровного родства между народами, воздвигшими Стоунхендж и рязанскую обсерваторию, быть не может. Последняя явно указывает на влияние пришлого населения с юго-востока Евразийской степи.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика