Духоборы — потомки русских религиозных еретиков — возвращаются в родную Россию из Грузии, где они жили полтора столетия и где теперь оказались в невыносимых условиях. Духоборы — «борющиеся духом», приверженцы вероучения, родившегося в Центральной России в конце XVIII века. Они не признавали Библии, священников, креста и икон. Они не строили церквей, не противились злу насилием — боролись духом. За что и были прокляты Русской православной церковью. В 1804 году царь Александр I сослал их в Таврию, а в 1841-м Николай I решил заслать этих «еретиков» еще дальше — в суровую горную Джавахетию (Грузия), на самую окраину Российской империи. Прибыв на место глубокой осенью, зиму пережили в землянках. Потом стали строить избы, крыши которых покрывали тройным слоем дерна. Тысячи тонн камня убрали, чтобы пахать и засевать землю. И выстояли, выжили. Не зря, видно, духоборцами нарекли себя… И вот уже более 160 лет берегут их потомки российские обычаи, традиции и привычки. До сих пор люди старшего поколения носят только домотканую одежду. В каждом доме на столе хлеб, соль и вода — символы жизни. Они сумели сохранить до наших дней уникальный уголок исконной, патриархальной России. Они сохранили деревенский быт и уклад жизни и все делают сообща: помогают в горе, поют в радости. Вот только песни в последнее время звучат все больше печальные, как в ту далекую, старинную пору: «Люди добрые, поверьте, расставанье хуже смерти…» Обстановка в Грузии сделала их жизнь невыносимой: нет света, нет топлива для ведения сельхозработ, трудно стало приезжать в Россию к родным. И два десятилетия назад начался новый исход духоборцев — обратно в Россию. Распадается на глазах один из последних островков настоящей Руси. В некоторых селах остались по две-три семьи. Общее число «последних из могикан» не превышает трех сотен человек, в основном стариков. …Покидая родимые гнезда, аисты делают прощальный круг над крышами села и с печальным клекотом улетают в теплые чужедальние страны, но весной большинство из них вернется. Люди же оставляют родные места навсегда, унося в душе своей лишь память о «могилочках», где погребены их «святые», как зовут здесь первых переселенцев-духоборов. А в сердцах уезжающих еще долго будут звучать трогательно-задушевные песни, которые они певали с односельчанами. И не станем судить их за сделанный выбор. И пусть будет им опорой в жизненной судьбе могучий дух их российских предков.