Русская линия
Независимая газета Олег Недумов13.11.2002 

Русская Церковь рискует остаться без земли

Похоже, что тема церковного землевладения вскоре вновь окажется в центре общественного внимания. Минувшим летом вокруг этой темы разгорелись жаркие дебаты, после того как глава комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Иван Стариков предложил передать Русской Православной Церкви 3 млн. гектаров земли из сельскохозяйственного фонда страны, которые, по некоторым подсчетам, были у нее до революции 1917 года. Руководство РПЦ формально отвергло инициативу сенатора на том основании, что такое количество земли Церкви не нужно. По словам Патриарха Алексия II, РПЦ готова рассматривать вопрос о передаче только тех земель, которые уже используются православными приходами и монастырями.
Впрочем, благодаря шумихе, поднятой вокруг инициативы сенаторов, РПЦ достигла главного: ей удалось привлечь общественное внимание к проблеме церковной собственности на землю. В реальности Церковь сейчас заботит не столько приобретение новых земель, сколько сохранение уже используемых. До сих пор приходы и монастыри Русской Православной Церкви пользовались земельными участками безвозмездно. Но с принятием Земельного кодекса РФ они лишились этой возможности. Права на земельные участки подлежат обязательному переоформлению до 1 января 2004 г. либо в собственность, либо в аренду. Иными словами, по новому законодательству Церкви придется либо выкупать землю у государства, либо арендовать ее по рыночным ценам, что грозит ей настоящим экономическим крахом.
На прошлой неделе юрист Московской Патриархии Виктор Калинин заявил, что Патриарх Алексий II намерен в ближайшее время обратиться за помощью в решении этой проблемы к депутатам Государственной Думы. Очевидно, РПЦ намерена добиться внесения поправок в закон, которые позволили бы ей получить землю в собственность бесплатно либо продолжать пользоваться ею на безвозмездной основе.
Надо заметить, что, несмотря на большие лоббистские возможности, РПЦ уже не в первый раз оказывается в подобной ситуации. Например, после вступления в силу главы Налогового кодекса, вводящей единую ставку налога на прибыль и отменяющей все ранее существовавшие льготы, Церковь оказалась фактически приравнена к коммерческим организациям, что, естественно, больно бы ударило по ее бюджету. Чтобы разрешить эту проблему, Алексий II дважды встречался с Владимиром Путиным. На этих встречах была достигнута принципиальная договоренность о внесении в Налоговый кодекс поправок, которые позволили бы уменьшить налоговый пресс на религиозные организации. Работа над поправками велась несколько месяцев, и в конце мая они были приняты Думой. В итоге Церкви удалось восстановить те льготы, которыми она пользовалась до введения единой ставки налога на прибыль.
Фактически такая же ситуация сложилась и в связи с принятием Земельного кодекса. РПЦ не принимала участия в разработке этого закона и забила тревогу уже после его принятия. Не исключено, что, как и в случае с Налоговым кодексом, Патриарху придется утрясать этот вопрос непосредственно с президентом.
Все это говорит о том, что РПЦ пока так и не выработала нормального механизма лоббирования своих законодательных интересов. Большинство парламентариев, позиционирующих себя в качестве защитников интересов Русской Православной Церкви, попросту занимаются саморекламой, разрабатывая громкие, но заведомо провальные законопроекты (взять хотя бы предложение о том, чтобы наделить особыми правами РПЦ и другие традиционные религии России).
Сама же Московская Патриархия пока явно не в состоянии отслеживать все законопроекты, которые так или иначе затрагивают ее интересы. При этом руководство РПЦ резко критикует идею создания специального государственного органа по делам религий, который мог бы взять на себя такую работу. Тем не менее со стороны РПЦ постоянно звучат упреки в адрес властей за то, что они не учитывают интересы Церкви при разработке новых законопроектов.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика