Нигерийскую журналистку хотели казнить за непристойное предложение пророку Мухаммеду
Подмосковные православные учредили партию
В пятницу высший исламский совет Нигерии отменил смертный приговор (фетву) журналистке Исиоме Дэниел, вынесенный властями Замфары — одного из 12 мусульманских штатов страны. Фетва — религиозное распоряжение, согласно которому убийство Дэниел является «святым долгом» каждого мусульманина. «Она оскорбила пророка и должна смыть кощунство кровью», — говорилось в предписании. Высшие исламские теологи страны, однако, сочли вердикт слишком жестким. Однако это вовсе не значит, что жизнь Дэниел теперь находится вне опасности. Исиоме Дэниел — 21 год. Три из них она провела в Великобритании, где изучала журналистику и политические науки. Ее местонахождение на сегодня неизвестно: по некоторым сведениям, она скрывается в Америке, однако власти США отрицают это. Очевидно лишь одно: опасаясь за свою жизнь, Дэниел покинула Нигерию. Ближайшие годы ей скорее всего придется провести в подполье, как ранее это случилось с Салманом Рушди. Гнев правоверных нигерийцев из штата Замфара обрушился на голову Дэниел после появления ее статьи в газете «ThisDay» — в дни, когда Нигерия готовилась к проведению конкурса красоты «Мисс мира». Анализируя отношение различных групп населения страны к конкурсу, журналистка позволила себе пошутить в адрес пророка Мухаммеда. «Когда идея сделать Нигерию хозяйкой конкурса стала реальностью, выяснилось, что с этим согласны далеко не все, — написала Дэниел. — Мусульмане полагают, что это аморально — привезти 92 женщины в Нигерию, чтобы они „упивались тщеславием“. Что мог бы подумать пророк Мухаммед? По правде говоря, он, вероятно, мог бы выбрать одну из них себе в жены. Ирония судьбы заключается в том, что даже такая исламская страна, как Алжир, принимает в этом конкурсе участие». Эта фраза вызвала ярость нигерийских мусульман. Через несколько часов после выхода статьи толпы фанатиков разгромили и сожгли офис газеты в Кадуне. Жертвами последовавших трехдневных погромов стали 220 человек. Завершающим аккордом стал приговор властей штата Замфара: «Так же, как в случае с Салманом Рушди, кровь Исиомы Дэниел должна пролиться». Салман Рушди, как известно, был приговорен к смерти в 1989 году иранским духовным лидером аятоллой Хомейни. Его книгу «Сатанинские стихи» аятолла объявил кощунственной. С тех пор писатель находится под круглосуточной охраной. С мыслью расправиться с ним исламские экстремисты не распрощались и сегодня, хотя нынешнее правительство Ирана дистанцировалось от фетвы покойного аятоллы. Смертный приговор мусульманские фанатики вынесли также и писательнице из Бангладеш Таслиме Насрин в 1994 году. Ее вина заключалась в том, что в своей книге «Позор» она рассказала, как уже в конце ХХ века во время религиозных волнений исламисты заживо сжигали семьи, не исповедующие ислам, насиловали женщин. После объявления фетвы в ее адрес Насрин пришлось срочно эмигрировать. Исиома Дэниел стала третьей по счету приговоренной. Журналистка, которая сама не исповедует ислам, извинилась за свою «неудачную шутку». Однако на нигерийских радикалов это впечатления не произвело. «Ислам предписывает наказывать смертью каждого, кто оскорбляет пророка, вне зависимости от их вероисповедания», — заявил представитель администрации штата Замфара Умар Дангаладима. В этой ситуации лучшим выходом для журналистки было, как считают представители международной организации «Репортеры без границ», покинуть страну. «Когда кого-то приговаривают к смерти, это значит, что жизнь человека действительно находится в опасности, — сказал „Известиям“ глава отдела Африки „Репортеров без границ“ Джеф Жюлльяр. — Правительство страны осудило действия местных властей, издавших фетву. Я думаю, оно хочет защитить Дэниел, однако вряд ли сможет этот сделать». Мнения мусульманских богословов в отношении правомерности столь сурового наказания журналистки разделились. Те из них, кто представляет умеренное крыло ислама, считают подобные меры неадекватными. Фаиз Ремейн, представляющий Совет мусульман Америки, осудив статью, в то же время отметил: «Такого рода фетвы ничего не значат. Наша религия не разрешает объявлять джихад, выносить фетву любому, кому заблагорассудится. Для этого существуют специальные исламские структуры». «Высказывание было, конечно, неудачным, — говорит „Известиям“ советник Совета муфтиев России Али-Вячеслав ПОЛОСИН. — Но автор признала свою ошибку и извинилась, на этом конфликт должен был быть исчерпан. Попытки уже после этого ее наказать мы воспринимаем как совершенно неоправданную меру». Кстати, именно этот аргумент был использован Высшим исламским советом Нигерии, чтобы отменить вердикт. По мнению многих, появление фетвы в отношении журналистки нанесло еще один удар по имиджу ислама как миролюбивой религии. «Подобные решения уже привели к тому, что на Западе появляются резко критические статьи об исламе, — сказал „Известиям“ профессор Института востоковедения Владимир ШАГАЛЬ. — Этот негативный имидж находит и свое материальное выражение. Сейчас, например, американцы объявили, что вводят арабский язык для обучения в крупных университетах. Почему? Потому что у них живет много арабов, и раньше они их использовали в контактах с арабским миром. А теперь от их услуг отказываются, считая, что должен быть собственный специалист, который и знает арабский язык, и знаком с исламом, и действует в интересах государства. То есть арабам в Америке уже не доверяют».