Русская линия
Время MN Александр Адамский03.07.2002 

Бог с нами

В отечественной образовательной политике наступило временное затишье: Дума приняла в первом чтении законопроект о государственном образовательном стандарте, прошел второй этап эксперимента с единым экзаменом.
Правда, все это на фоне тлеющего кризиса с выплатой повышенных зарплат и отпускных учителям. Но июль — август — мертвый сезон, в это время ни левая оппозиция, ни всегда готовые к протестам профсоюзы не станут поднимать шум из-за невы-плаченных учительских денег. Эта мина взорвется осенью.
Но даже на этом фоне заметно, что образование все более политизируется, и проблемы школы все явственнее становятся полем политических игр. Одна из таких проблем — отношения школы и религии.
В последние годы церковь активно прессингует Минобразования, пытаясь на его плечах войти в школу. Одним из требований является беспрецедентное стремление патриархии ввести историю православной религии, смягченный вариант закона Божьего, в список обязательных школьных предметов. Можно ожидать, что при рассмотрении закона «О государственном образовательном стандарте» представители Московской патриархии, при очевидной поддержке Российской академии образования, попытаются внести соответствующую поправку во второй пункт шестой статьи этого законопроекта. Чтобы добавить в «минимальный перечень образовательных областей и учебных предметов» наряду с русским языком и литературой, математикой, иностранными языками, информатикой, историей, обществознанием, географией, естествознанием, искусством, технологией, физической культурой и основами безопасности жизнедеятельности еще и «историю православной религии».
Учитывая непредсказуемость депутатского голосования по вопросам образования, их стремление заручиться если не помощью Божьей, то по крайней мере помощью церкви, такая поправка вполне может пройти.
Что может означать начало процесса подчинения образования церкви. Потому что следующим шагом может стать пересмотр конституционного положения об отделении церкви от государства и светскости школы.
Церковь активно и даже агрессивно пытается вернуть себе утраченное много веков назад влияние на школу, на образование вообще. И, кстати сказать, это происходит не только в нашей стране.
Два сюжета из американской образовательной политики взбудоражили не только педагогическую и родительскую, но и всю общественность Америки. Оба сюжета связаны с судейскими решениями. Вначале стало известно, что апелляционный суд в Сан-Франциско поддержал иск родителя-атеиста, недовольного тем, что каждое утро его дочь, которую он стремится воспитывать в атеистической идеологии, вынуждена вместе со всеми повторять слова традиционной школьной клятвы, где есть слова «Мы перед Богом».
В такой форме клятва на верность американскому флагу, которую школьники по привычке повторяют каждое утро, судом признана неконституционной. Нельзя заставлять детей, всех детей без разбора, клясться перед Богом.
Почти одновременно с этим решением уже Верховный суд США разрешил родителям города Кливленда использовать ежегодные ваучеры, каждый из который составляет 2 500 долларов, для оплаты обучения своих детей в религиозных школах. Точнее, суд признал конституционным выдачу государством таких ваучеров.
Понятно, что таким решением Верховный суд дает возможность малообеспеченным семьям перевести своих детей из откровенно слабых государственных (по иронии судьбы называющихся «общественными») школ в более качественные религиозные школы. Насколько ребенок станет правомерным иудеем или мусульманином — для американцев важно, но не школа здесь сыграет ключевую роль. А вот то, что можно уберечь ребенка от наркотиков или насилия, ставших повсеместными в государственных школах, — это сильный аргумент.
Невозможно не признать, насколько грамотнее действуют западные проповедники религии, чем отечественные. Русская православная церковь действует по привычной с советских времен методологии административного давления: заставить министерство, чтобы оно, в свою очередь, заставило школу преподавать детям религию. Американские деятели церкви действуют и тоньше, и политкорректнее. Прежде всего, разные конфессии выступают заодно, что само по себе прогрессивно. И даже странно, как, продавливая преподавание истории православной религии, просвещенные деятели церкви не видят опасности реакции со стороны других российских конфессий. Но кроме этого лоббисты религиозного образования в США «просто-напросто» расширяют гражданам поле выбора, а не навязывают им свою волю. Они добились только того, что государство может выдавать образовательный ваучер гражданам для обучения детей в религиозных школах. А дальше — решайте сами.
Так или иначе, а отношения образования и религии, школы и церкви вновь обострились.
И при всем уважении к религии, к драматической истории церкви и священнослужителей, особенно в нашей стране, светскость школы — это одна из основ демократии и гражданского мира.
Достаточно напомнить, например, что контроль церкви над школой приводит к укоренению фундаментализма и является основой кровавых конфликтов. Уже в новейшей истории мы пережили и переживаем это на Балканах, Ближнем Востоке и в Северной Ирландии.
Так что пусть с нами будет Бог в душе и в церкви, но не в школе. Его от этого меньше не станет.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика