Русская линия
НГ-Религии Иван Казаков30.09.2002 

Война польских и русских святых
Беатификация польского архиепископа грозит ответной канонизацией Ивана Сусанина

Нынешний сезон Большого театра в Москве впервые за всю его историю открывает не традиционная оперная постановка Михаила Глинки «Иван Сусанин», а чистая иноземщина. Вместо русской патриотической оперы на сцене Большого нам покажут «Турандот» Джакомо Пуччини. Плохо это или хорошо с точки зрения сценического искусства, пусть судят театроведы, но так или иначе давняя московская традиция оказалась нарушенной. Вряд ли в этом стоит усматривать чье-то стремление предать забвению подвиг простого русского человека, отдавшего свою жизнь за царя и павшего от рук злочестивых ляхов. Но то, что нынешнее русское искусство хотят сделать менее патриотичным, а все более политкорректным и европоцентричным, это факт.
Словно в ответ на эту новость, пришедшую из Москвы, костромичи — земляки Сусанина подняли вопрос о его заслугах не только перед отечеством, но и перед Православной Церковью. В конце августа во время визита Патриарха Алексия II в Кострому студенты Сельскохозяйственной академии обратились к Предстоятелю РПЦ с вопросом, когда же их земляк будет прославлен и причтен к лику святых покровителей земли русской. Как сообщили об этом российские информационные агентства, Его Святейшество благосклонно откликнулся на этот призыв костромичей и заявил, что дело канонизации Ивана Сусанина должно начаться именно в здешней епархии, она должна установить его местное почитание, а затем Церковный Собор рассмотрит вопрос о провозглашении Сусанина всероссийским святым. Пока еще неясно, какой чин небесной иерархии наиболее подходит кандидату в святые, но скорее всего «мученик, от врагов веры убиенный».
Уже находятся такие, которые уверяют нас, будто наши духовные власти намеренно задумали это, чтобы насолить польским католикам и лично Папе Римскому в отместку за то, что они объявили блаженным католического иерарха, который поддержал восстание против Российской империи. Действительно, в ходе своего последнего визита в Польшу Иоанн Павел II, находясь в своем родном городе Кракове, совершил мессу под открытым небом в присутствии множества верующих, во время которой провозгласил блаженным Сигизмунда-Феликса Фелинского, архиепископа Варшавского, бывшего члена Госсовета, профессора Римско-Католической духовной академии в Санкт-Петербурге, с 1863 по 1883 год находившегося в ссылке в Ярославле за поддержку Польского восстания 1863 года. Вот как описывает эти события Е. Толмачев, автор книги «Александр II и его время»: «Католическое духовенство, пользуясь огромным влиянием среди населения, всеми силами стремилось возбудить в стране недовольство русским правлением. В церковных процессиях, выходивших из костелов, принимали участие лица разного звания… Они проходили по городу, неся польские национальные знаки и эмблемы, распевая национальные гимны, осыпая ругательствами и насмешками встречавшиеся им по пути русскую полицию и войска. Первой была манифестация в июне 1860 года в Варшаве во время похорон вдовы генерала Совинского, убитого во время восстания 1831 года. Стараниями польского духовенства на похороны собралось несколько тысяч поляков. Придя на православное кладбище, они надругались там над могилами православных, разразились потоками ругательств и угроз против русских. Участники манифестации оторвали от гроба шлейф, разорвали его на мелкие части и раздали их толпе».
Помимо архиепископа Фелинского за участие в антиправительственных выступлениях и их поддержку репрессиям были подвергнуты 294 ксендза. Таким образом, Римско-Католическая Церковь впервые за последнее время объявила блаженным, то есть начала процесс канонизации архиепископа, деятельность которого носила чисто политический характер. Если же учесть вышеприведенную цифру репрессированных ксендзов, то объектов для подобных канонизаций еще очень много. В свое время Польское восстание вызвало огорчение не только в Санкт-Петербурге, но и в Риме. Тогдашний Папа Римский Пий IX с печалью спрашивал одного из польских священников, прибывшего в 1863 году из Польши: «Что делают ваши ксендзы? Начальствуют над повстанческими отрядами?» — «Святой отец, — ответил монах, — говорят только об одном из них (Мацкевиче), который добросовестно решил быть в роли Макковея». — «Тем не менее это печальное дело», — ответил Папа.
К сожалению, история часто забывается. Нынешний Понтифик почему-то запамятовал историю Римской Церкви и его родины. Национализм, будь то русский или польский, никогда не создаст нужной, живой и благодатной почвы для взаимопонимания Церквей и народов.
Нет сомнений, что, если понадобится, в России найдется достаточно имен для канонизации борцов против польского католицизма. Уже сейчас на очереди стоят Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. Но стоит ли начинать «войны святых»? Нет сомнений только в одном: если такая война начнется, то все театральные сезоны в Большом будут открываться оперой «Иван Сусанин, или Жизнь за царя», а перед спектаклем обязательно будет служиться молебен главному герою.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика