Русская линия
Независимая газета Андрей Рискин03.09.2002 

Пиромания по-псковски
Церковь не может сохранить храмы в надлежащем состоянии

В начале августа в центре Пскова от рук поджигателей пострадала церковь Василия-на-Горке — уникальный памятник начала XV века федерального значения. Причем за неделю храм горел дважды. Церковь, которую считают визитной карточкой древнего города, многие годы использовалась как хранилище областного архива. Естественно, ее охранял сторож, здание было оборудовано сигнализацией. Два года назад архив вывезли, а храм передали на баланс научно-производственного центра (НПЦ) по охране и использованию памятников истории и культуры.
Это было вызвано подготовкой к последующей передаче храма Псковской епархии. Но пока готовились к передаче, охраны никакой не было и храм стал пристанищем бомжей, наркоманов и хулиганствующих подростков. В результате сгорели колокольня и кровля, поврежден малый купол церкви. Епархия и сегодня готова взять храм себе, но при условии, если государство его отреставрирует. Денег на восстановление нет, но ремонт должен быть сделан: в будущем году празднуется 1100 лет со дня первого упоминания Пскова в летописи, а у стен храма предполагаются торжества. Кстати, подростки, поджегшие храм, уже найдены.
Надо заметить, что прошлым летом по вине юных пироманов два раза горела башня Кутекрома в Псковском кремле. Ранее злоумышленники спалили кровлю Покровской башни, одной из крупнейших башен в Европе. Чуть более десяти лет назад сгорел шатер и на Средней башне (сегодня он уже отреставрирован). С церкви Алексея-с-Поля мародеры стащили ночью вместе с крестом обитый металлическим листом купол и, несмотря на отчаянные попытки священника пресечь святотатство, погрузили его в машину и увезли. Это в областном центре. А в далеких селах храмы грабятся и горят чуть ли не ежемесячно: воры крадут иконы, а чтобы замести следы, пускают «красного петуха».
Ситуация с церковью Василия-на-Горке весьма симптоматична. По словам начальника НПЦ Василия Мусийчука, в Пскове четыре десятка храмов. Практически все они переданы епархии. И почти все после реставрационных работ. Но, как выясняется, бедная епархия не всегда может обеспечить сохранность данных культовых памятников. Три года назад епархия получила в свое ведение церковь Козьмы и Демьяна на Гремячей горе, а вскоре попросила НПЦ забрать церковь под крыло государства. Дело в том, что храм находится на косогоре, в плохо освещенном месте, возле обрыва — старикам просто трудно к ней подняться. Но ранее у здания были арендаторы, которые хранили в храме свое имущество, и соответственно церковь охранялась. Арендаторы ушли, храм опять стал пристанищем бомжей, пришлось даже заваривать дверь. Но кто теперь поручится, что и этот памятник истории и культуры не станет объектом пироманов?
Подобная история произошла и с церковью Воскресения на Стаднице. Бедная община «Древней церкви» не осилила даже элементарного ремонта и готова уступить храм коллегам. Но желающих нет. Епархия, как я уже говорил, предпочитает принимать уже отреставрированные храмы. В Снетогорском монастыре (обитель построена еще в XIII в.) епархии не передан только собор, так как там еще идут реставрационные работы — приводятся в порядок древние фрески. К сожалению, может случиться так, что в скором времени монастыря вообще не станет. Сегодня западная монастырская стена с башенками и древними постройками оказалась не просто на самом берегу обрыва, а грозит обрушением.
Напротив монастыря в период оккупации немцы в больших количествах извлекали из реки Великой песок для строительства оборонительных сооружений на линии «Пантера». Сегодня там же хозяйничают речники и строители. Они складируют здесь хаотично намытые тонны речного песка, меняя русло реки и подводных течений. Останавливать этот процесс никто не собирается. Проектная документация для укрепления монастырского берега была разработана еще в начале 90-х гг. Но денег на реконструкцию у церкви нет. Государство же предпочитает тратить средства на громкие юбилеи и праздничные реляции.
Сегодня в Пскове проходит конкурс на открытие часовни в память о последнем императоре России. Хотя отношение к Николаю II в городе неоднозначное. Кстати, часовню собираются строить на месте тюрьмы, где царская власть сгубила немало невинных людей. Ходят упорные разговоры, что Зураб Церетели собирается возвести в городе к юбилею своего очередного монстра под названием «Княгиня Ольга». Все это денежки, и, разумеется, немалые. Особенно для дотационной области. А ведь памятники старины — это единственное, за счет чего в будущем может жить Псков. Нефти и «алмазов пламенных» в здешних недрах, увы, не обнаружено, промышленность же находится в зачаточном состоянии. Но областные власти очень хотят хоть как-то отметиться в истории. Да и мнение архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия для администрации много чего значит: за владыкой электорат, а церковь у нас сегодня, как обком КПСС. Без батюшки на селе, да и в городе ни одно мероприятие ныне не обходится.
Проблема еще и в том, что общеобразовательный уровень ряда священнослужителей не соответствует требованиям, которые предъявляются людям, отвечающим за сохранность памятников старины. В церкви Ильи, где планировались реставрационные работы, батюшка просто залил фундамент цементом. В храмах не соблюдается температурный режим, вместо восковых жгут стеариновые свечи, что наносит непоправимый урон иконам и фрескам. Был случай, когда членов Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры не пустили в Снетогорский монастырь. Что, впрочем, и неудивительно: по последнему Закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», подписанному президентом 25 июля 2002 г., «самопальные» защитники истории приравнены в правах к Обществу любителей пива.
Впрочем, существование структур ВООПиК во многом зависит от местных властей. В Приморье, к примеру, сохранены даже районные отделения общества и люди в них получают зарплату из краевого бюджета. В Псковской же области, где только памятников федерального значения четыре сотни, а местных — под полторы тысячи, общественники являются стопроцентными «любителями древностей». Хотя возглавляет ВООПиК вице-губернатор. Кстати, именно администрация области пару лет назад хотела снести памятник Ленину, стоящий перед зданием местного Дома советов. И не удалось это сделать только благодаря общественности, вставшей на защиту монумента, построенного после войны на деньги, собранные псковичами. В Пскове такое понятие, как общественность, еще существует, а в районах, разумеется, не до жиру.
В деревне Ветвеник рядом с величественным Петропавловским храмом начала XX в., в охранной зоне и в трех десятках метров от песчаного пляжа строятся вычурные коттеджи-теремки. По «легенде», здесь будет воскресная школа и интернат. Но в деревне не больше десяти ребятишек, и к церкви эти здания никакого отношения не имеют, а по документам определяются как культурно-просветительский центр. Удивительно, но одно из зданий освятил лично архиепископ Евсевий.
Еще более удивительно, каким образом устроителями были сделаны необходимые согласования: ведь здесь и охранная зона, и озеро, и памятник архитектуры (смотрящийся на «новорусском» фоне не просто бедно, а нищенски), и церковная земля…
Псков

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика