«Иван Грозный — русский святой!» — таким плакатом коммунисты-пикетчики встретили открытие сезона в Самарском театре оперы и балета. Вот уже четвертый год подряд очередной сезон здесь открывается оперой Сергея Слонимского «Видения Иоанна Грозного». Поставил этот спектакль в феврале 1999 года режиссер Роберт Стуруа, а музыкальным руководителем постановки был Мстислав Ростропович, который и дирижировал на нескольких премьерных представлениях. У «Видений…» сложилась нелегкая судьба. «Мировая премьера» спектакля, обошедшегося в несколько миллионов долларов, взятых большей частью из областного бюджета, состоялась через несколько дней после похорон жертв ужасного пожара в здании областного УВД, когда погибло 57 человек. Его сразу же невзлюбила православная церковь, посчитавшая, что действие, разворачивающееся на фоне икон, хоругвей и прочей религиозной атрибутики, является оргией и оскорбляет тем самым чувства не только верующих, но и каждого русского человека. В самарских храмах оперу предали анафеме. Накануне этого сезона в одной из городских газет появилось открытое письмо местных деятелей культуры, священников и учителей губернатору Константину Титову с требованием немедленно снять спектакль из репертуара и никогда больше не возобновлять. По мнению авторов письма, «кощунственная опера Сергея Слонимского» — клевета на Ивана Грозного, просвещеннейшего царя, устроителя и собирателя земли русской, что особенно недопустимо именно в сегодняшние дни. И сейчас, докладывали авторы письма, когда русский народ вновь обретает свои национальные и духовные ценности, опера играет заведомо провокационную роль. Письмом дело не ограничилось. В день открытия сезона театралов встретили пикеты, в рядах которых в едином экстазе слились коммунисты, нацболы, скинхеды и православные священники. На плакатах пикетчиков были те же призывы, что и в открытом письме губернатору. Но пикет возымел обратное действие. Если на открытии сезона на галерке еще были свободные места, то на другой день лишние билетики спрашивали уже на самых дальних подступах к театру. Самара