Русская линия
Вечерний Минск Л. Козлович05.11.2002 

Патриотизм подарен нам Господом

В нашу речь начали возвращаться такие слова, как Отчизна, патриотизм, долг. В горячей любви к Отечеству нет ничего противоестественного, как бы нас ни уверяли наши недоброжелатели с «голубых» экранов. А ведь со второй половины 80-х годов слово «патриот» стало чуть ли не ругательным, его даже вслух произносить избегали. Со страниц «Известий» как-то прозвучал вопрос, что, дескать, послушаешь проповеди высших церковных иерархов — в них каждое второе слово — патриотизм. А где, в каком месте Евангелия Христос говорит о патриотизме? Неужели без основания святой Иоанн Кронштадтский завещал: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить».
Первое, что хочется привести, — это слова Иоанна Богослова, что блажен тот, «кто положит душу свою за друзи своя». Пророк Моисей из любви к родному народу отказался от спокойной и уютной жизни в доме фараона, предпочтя «страдать с народом Божим, нежели иметь временно греховное наслаждение». Он молил Бога простить сынам Израилевым грех их, развращенность их, готовность молиться золотому тельцу. «А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» — твердо заступался пророк Моисей за свой народ. Долготерпеливый Господь оценил его верность…
Высочайший образец патриотизма преподал Сам Иисус Христос. Больно даже представить себе положение, в каком был Иисус Христос в Своем земном Отечестве, на своей Земной Родине, явившись для спасения всего мира. Он избрал и назвал Своим Отечеством бедную и неблагодарную Иудею, в которой не имел даже где главу преклонить и почти повсюду встречал ненависть к Себе и лютые преследования, хотя осыпал народ свой благодеяниями и строго исполнял все отеческие законы и постановления. Приближаясь к Иерусалиму, главному городу Иудеи, и предвидя страшные бедствия, ожидающие этот город, Христос горько плакал о нем, настолько Он любил земное Свое Отечество.
Н.М. Карамзин писал: «Самое расположение нервов, образованных в человеке по климату, привязывает нас к родине». У каждого народа свой духовный уклад, инстинкт, свои особенности. Каждый народ по-своему радуется, женится, рожает, болеет, умирает, по-своему строит дома и храмы, молится и геройствует. Так, как дано ему от Бога.
В наше время убрали в новых паспортах графу «национальность». А зря. В новом документе уже ничего не будет сказано о моей национальности, как будто я не белоруска, а космополитка какая, без роду и племени. А ведь Сам Господь разделил нас по нациям и народностям. После всемирного потопа спасся только Ной с сыновьями Симом, Хамом и Иафетом да их жены.
Потомки Хама затеяли строить Вавилонскую башню до небес. Зачем? А история такая: отец Ной, благославляя сыновей, Симу сказал, что его потомки будут хранить истинную веру, но потом утратят то право, оно перейдет к потомкам Иафета. Потомки Хама же за «хамство» сына по отношению к отцу будут в подчинении, в рабстве у симитов и иафеитов. Шли годы. На земле увеличивалось зло. И вот чтобы прославиться и не быть в подчинении, потомки Хама замыслили строить башню до небес. Затея была неугодна Богу, так как, возгордившись, люди бы окончательно погрязли в грехах. Господь смешал язык строителей, чтобы они не понимали друг друга, «и рассеял их Господь оттуда по всей земле». Потомки Иафета (наши предки) ушли на запад и расселились по Европе. Потомки Сима остались в Азии. Потомки Хама ушли в Африку, но часть их также осталась в Азии.
Образовались отдельные народы или нации со своими обычаями и языком. Господь определил каждому народу отдельную задачу и цель в жизни. В частности, потомкам Иафета — хранить истинную веру — Православие. Вот, оказывается, чем объясняется наше интуитивное чувство, что не будь Православия на Руси — не будет и народа русского (в том числе и белорусского). Видно поэтому архиерей Никон (Рождественский) в начале ХХ века сказал, что быть русским «милость Божия, за которую мы и благодарим Господа». Благодарим за самую великодушную, земную и облагораживающую религию на свете.
Историки, этнографы, психологи говорят, что в каждой стране есть свои духовные эпицентры, где человек особенно остро ощущает свою принадлежность к данной земле и данному народу, где он чувствует себя отрадно и светло. Жировичский монастырь, Дивеево, Оптина пустынь, Валаам… Когда чувствуешь святость своей земли — понимаешь, что ты ее сын, дочь и по-настоящему счастлив. Наши предки знали цену своей Родины — Святой Руси. Преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский являют нам образец любви и преданного служения своему Отечеству. По святым земли российской можно судить о потенциале всего народа. Когда в сложной безбожной обстановке валаамским старцам предложили переселиться в Троицкий монастырь в США, они отказались. Последний великий валаамский старец Михаил (Питкевич, 1877−1962) сказал: «Там капище сатаны, центр сатанистов». Когда ему возразили: «А что же в нашей России теперь?», он ответил: «Это земля мучеников, земля исповедников, полита кровью, очищает как золото в огне». Старец хотел, по его словам, умереть на своей Родине со своим страдающим народом".
Митрополит Вениамин (Федченков), живя в эмиграции, назвал русский народ «самым лучшим в мире». Действительно, место Родины — в сердце человека. Святитель не мог жить на бездуховном Западе. Преодолев все мучения, в 1947 году вернулся на Родину, даже при ярых безбожниках хранившую православный дух.
И если наши соотечественники уезжают на Запад за земным лакомым куском, ставя перед собой цель существовать не по-славянски, а по-заморски, то они уже чужие на земле предков. С подачи СМИ стало модно хулить Русь. Истинный сын своего народа скажет: нелепо обижаться на Родину, судить ее за глупость и порочность случайных властителей. Наш народ одарен Богом щедро, и грешно с такой историей и культурой кому-то кланяться, а тем более поклоняться. Кроме Бога!
На снимке: двукратная чемпионка мира по треку Наталья Целинская и известный российский велосипедист Андрей Минашкин после росписи 18 октября в загсе Московского района Минска обвенчались в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика