Русская линия
Русская неделяИгумен Анатолий (Берестов)09.12.2006 

Под действием благодати Божией

Наш Душепопечительский центр был организован летом 1996 года по благословению Святейшего Патриарха для лиц, пострадавших от деструктивных сект и оккультизма. Вы знаете, что во времена перестройки в Россию хлынул поток всякого рода просветителей, которые решили «спасать Россию». Просветили так, что страна наша оказалась перед проблемой развития страшных тоталитарных сект, таких как «Аум Сенрике», секта Муна, сатанистов и других. Все они появились в России благодаря содействию высокопоставленных политиков и государственных чиновников, многие из которых являются членами этих сект. Сейчас страна наша буквально горит от наркомании, и мне хорошо известно, что этот процесс до сего дня был хорошо спланированным и управляемым. Приведу один пример. Летом 1995 года неожиданно в Москве произошла резкая смена наркотиков: маковой соломки и других дешевых видов наркотиков на героин. Героин приносит баснословные прибыли. Если в Таджикистане килограмм героина стоит тысячу долларов, то в Москве уже от 12 до 25 тысяч долларов. А теперь представьте: этот героин продается в «чеках» по 0,25гр. Один чек стоит 250 рублей. Так, за килограмм героина получают миллион рублей. А сколько героина потребляет Москва в сутки? В Москве по разным сведениям от 600 тысяч до миллиона наркозависимых. Если учесть, что наркоману в сутки нужно, скажем, грамм наркотика, то можете посчитать, сколько только одна Москва потребляет героина ежедневно.

Коррупция в правоохранительных органах и правительственных учреждениях достигла огромных масштабов. Во время прошлой чеченской войны героин переправляли в гробах наших солдат. В моей книге «Возвращение в жизнь» в двух главах приводятся конкретные примеры коррупции правоохранительных органов на разных этажах власти. Нам не справиться с наркоманией, если власть способствует ее развитию. Как мы внизу будем бороться? Надо навести порядок везде, и наверху в том числе. Чтобы бороться с болезнью, надо поставить правильный диагноз, то есть точно знать, кто наш враг и кто наш друг.

Наша задача, дорогие мои, — спасти Россию. Она гибнет. Ежедневно в Москве погибало от 3 до 10 молодых человек-наркоманов. Мне хорошо известно, что Сибирь сгорает от этой беды. Такие города как Тюмень, Иркутск, Новокузнецк сильно страдают от наркомании. Мои помощники Александр и Сергей, бывшие пациенты нашего центра, в феврале этого года были в Нижнем Тагиле на конференции бывших наркозависимых. Они привезли страшные факты. В Нижнем Тагиле вымирают целыми классами, в классах остаются по два-три мальчика. Я знаю, что в Москве вымирают целые дома, улицы от наркотиков. А мы ничего не делаем. Смотрим, как погибают наши дети, и молчим. Я не снимаю вины за это и с себя, и со своих коллег-священнослужителей. Вот почему я поставил своей задачей поднять Церковь на борьбу с этим страшным недугом. Надеюсь, что многое нам удается. В последние два года Церковь сделала большой прорыв в этом деле. Во многих городах стали создаваться реабилитационные центры. Многие монастыри стали принимать наркозависимых, до этого не принимали. Боялись наркоманов. Боялись как чумы, как холеры. И не только священнослужители. Мне известно, что в некоторых городах организована прямая травля наркоманов. Их отлавливают, избивают, есть даже случаи убийства.

Помните, у Высоцкого: «Идет охота на волков, матерых, хищных и щенков». Только, к сожалению, на матерых хищников охоты нет, а на щенков охотится все наше государство. Всех людей, страдающих наркоманией, то есть больных людей, наше государство сделало преступниками. Объясню. Для того чтобы существовать, наркоману нужны наркотики, ему приходится их приобретать. А если ты приобретаешь наркотик, ты совершаешь преступление по ч.1 ст. 228 УК РФ, и тебе грозит наказание до четырех лет лишения свободы. То есть каждого наркомана можно брать и сажать. Кроме того, чтобы ему приобрести наркотик, нужны деньги. В Москве один грамм героина стоит тысячу рублей, а я знаю молодых людей, которые сидят на 4,5 — 5 граммах в сутки. Где взять столько денег? Воровать. Примерно 70−75 процентов молодых людей-наркоманов входят в преступные группировки, а девушки продают свое тело. Другой способ получить наркотик — быть связующим звеном между барыгой — мелким наркоторговцем и своим братом — наркоманом. Практически каждый наркоман время от времени становится так называемым «ходоком». Это преступление уже оценивается как распространение или торговля наркотиками и наказывается лишением свободы от 5 до 15 лет. Осуждают их страшнее, чем убийц. Государство изначально сделало всех наркоманов преступниками. А ведь у нас по разным данным от 3 до 10 миллионов наркозависимых. Их сажают в тюрьму, а настоящих наркобаронов — нет.

Что же делать с наркоманами? Их надо лечить. Но число наркологических клиник и врачей уменьшается. Принудительного лечения в нашей стране сейчас нет. Мы обратили внимание, что этим летом число обращающихся за помощью в наш Душепопечительский центр уменьшилось. Наркоманы говорят, что негде стало достать наркотик. Это уже действие наших правоохранительных органов, о которых я так нелестно отозвался. К сожалению, ложка дегтя портит бочку меда. Можно бороться с наркоманией, если есть желание. Сейчас на высшем уровне — в Государственной Думе, правительстве — всерьез обсуждаются пути борьбы с этим злом.

Встает вопрос, можно ли и как лечить наркоманов? Это заболевание, которое только медицинскими методами не вылечить. Нет сейчас в мире ни одного медицинского способа лечения наркомании. Можно вывести наркомана из состояния абстинентного синдрома (ломки), но дальше что? Многие наркоманы до семи-десяти раз лечатся в разных клиниках и, выходя оттуда, сразу снова начинают колоться. На наш взгляд, наркомания — это не медицинская проблема, физиологическая, а духовная или духовно-социальная. Когда подходим к реабилитации наркоманов с этих позиций, тогда появляются хорошие результаты. Если вместе будут работать Церковь и государство, тогда можно многое сделать. К сожалению, когда не учитывается фактор духовности при организации реабилитационного центра, он бывает малоэффективным. Я знаю некоторые такие центры Тюмени, Оренбургской области, других. Особого эффекта в них не было.

Мы помогаем организовывать реабилитационные центры, во главе которых бы стояла Православная Церковь. Хорошие результаты показывает центр по реабилитации наркоманов «Надежда» в Курганской области, в Иркутске организован центр, который финансирует город, а возглавляет его молодой священник. В Новокузнецке организуем аналогичный центр, в Оренбургской области. В Ноябрьске при храме Всех Сибирских Святых также открывается реабилитационный центр. Только при участии Церкви можно серьезно говорить о реабилитации наркозависимых.

Остановлюсь на нашем опыте. Мы занимаемся с наркоманами около трех с половиной лет. Накопили интересный опыт, который признан министерством здравоохранения. Наша программа не основана на существовавшей до этого времени официально признанной в стране программе анонимных наркоманов «12 шагов». Мы ее не приняли не по религиозным мотивам, а в силу того, что она мне была хорошо известна. Пользующиеся ею реабилитационные центры не используют в достаточной степени духовный и религиозный потенциал россиян. Все-таки программа написана протестантами, а духовность, основанная на протестантизме и Православии, разная. Программа не учитывает духовность и менталитет славянских народов. Мы составили свою программу, ориентированную на Православие.

Она состоит из трех этапов. Первый — дезинтоксикационный и общеукрепляющий и начальное воцерковление наркозависимых. Второй этап — целенаправленное воздействие на личность наркозависимого, включающее удаление его из привычной социальной среды. Здесь большую роль играют священник, психолог, психотерапевт. Если первый этап продолжается от 2−3 недель до полутора месяцев, то второй этап длится минимум полгода, а чаще всего от года до полутора лет. За это время происходит перерождение человека. Личность наркомана настолько искривлена в духовном, психологическом отношении, что это по существу глубоко и тяжело больной человек. Развивается социальная и интеллектуальная деградация, то есть происходит как бы распад личности. Мы потихоньку, по крупицам собираем такую личность и не только восстанавливаем, но и переделываем, потому что до употребления наркотиков человек имел искривленное, неправильное воздействие: семейное, уличное, средств массовой информации. Формирование его шло не так, как это нужно обществу. Наша задача — привести его в нормальное состояние. Это формирование новой личности происходит во время второго этапа. Процесс этот очень тяжелый, но он реальный. Мы признаем личность реабилитированной не в том случае, когда человек перестал колоться и знаться со своим наркотическим миром, а когда он становится социально активным человеком, входит в общество. Это самое тяжелое, но это удается, потому что нам удается вернуть человеку волю. У наркомана как раз воля, стремление к жизни и страдают больше всего. В результате нашего лечения у человека вырабатывается ответственность перед собой, перед семьей, перед обществом, перед Богом. Ответственность и чувство долга. Личность, прошедшая реабилитацию, — это совсем не та личность, что была до или во время болезни. Это совершенно новая личность. Порой старые знакомые чисто физически не узнают его, настолько даже внешне меняется человек. Это ощущение радости жизни, красоты жизни. У нас есть люди, которые уже окончили университеты. Один из наших первых подопечных в этом году окончил юридический факультет университета, работает в одной фирме, является юристом нашего центра. Другой в прошлом году окончил ВГИК, режиссерский факультет. Свой учебный фильм он посвятил наркомании и тому, что только Церковь может по-настоящему спасти наркомана. На Сочинском кинофестивале среди документальных фильмов он получил первую премию. Многие бывшие наши пациенты устроились на работу, некоторые организовали свои фирмы и успешно руководят ими. Многие женились, вышли замуж или вернулись в семью. Многих моих подопечных мне пришлось обвенчать.

Мы в своей практике столкнулись с таким явлением. Большинство наркозависимых заражено ВИЧ-инфекцией и почти все имеют гепатит В или С. Но когда происходит духовное становление человека, активное воцерковление, человек меняет образ жизни, вдруг исчезает вирус ВИЧ-инфекции, а вирус гепатита — как правило. Это подтвердили анализы, сделанные в лабораториях института трансплантологии минздрава России, при котором находится один из моих храмов. Мы нередко просим их работников обследовать наших подопечных. Выявлено уже шесть случаев, когда у ребят исчезал вирус ВИЧ-инфекции, а гепатита — это частое явление. Весной мы венчали пару наших бывших наркозависимых, бывших ВИЧ-инфицированных. Почему это происходит? Как священник, я могу сказать — это действие благодати Божией. А с врачебной точки зрения могу попытаться объяснить так: неправильный образ жизни и сам героин способствуют понижению иммунных сил организма. Когда человек начинает вести здоровый образ жизни, когда он начинает верить, у него вырабатывается психологический комфорт, и тогда изменяется иммунная система, сам организм может побороть инфекцию. Итак, третий этап нашей реабилитации — семейно-бытовая и социальная адаптация. У человека под влиянием духовной реабилитации, воцерковления появляется чувство ответственности и долга, и нам удается его социологизировать. У нас полтора года проходили реабилитацию несколько девушек и ребят из Брянска. По возвращении в город одного из парней арестовала милиция за старые грехи: он воровал автомагнитолы, снимал колеса с машин и так далее. Я был его общественным защитником на судебном процессе. Его освободили прямо в зале суда, честно говоря, судья благодарил наш Душепопечительский центр за делаемую нами работу. Двое из этих брянских ребят сейчас обучаются ювелирному делу, чтобы открыть при нашем центре мастерскую, в которой могли бы работать наркозависимые. За 1998−99 годы положительная реабилитация составила в общем 65 процентов. Но у нас была группа, например, дневного стационара при центре, где из 42 человек сорок вошли в состояние устойчивой ремиссии.

Однако, это не говорит о том, что мы даем стопроцентную реабилитацию. Нет. К нам обращаются те, кто желает освободиться от наркотической зависимости и кто принимает православное мировоззрение. Приходят к нам многие, а остаются не все. Есть и отрицательные результаты, когда человек возвращается к наркотикам. Это те люди, кто перестает ходить в храм. Но таких случаев мало. И у нас до сегодняшнего дня не было ни одного случая суицидальных попыток.

Интернет-журнал «Русская неделя»


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика