Русская линия
Православная газета г. Екатеринбург08.12.2006 

8 декабря — память священномученика климента, папы Римского

Святой Климент жил в первом веке христианства. Отец его — Фавст и мать — Матфидия были язычники и кроме Климента имели еще старших сыновей, Фавстина и Фавстиниана. Сначала это семейство жило в полном мире и счастье; но затем злоба одного человека все расстроила. Родной брат Фавста поселился в его доме и стал домогаться любви Матфидии. Последняя не хотела открыть своему мужу безнравственности его брата, чтобы не быть причиной раздора между ними, но решилась удалиться из Рима. Она сослалась на будто бы виденный ею сон, который повелевал ей уехать; Фавст, видя неотступное желание ее, согласился на отъезд, но с тем, чтобы Матфидия взяла с собою старших сыновей и ехала в Афины, где сыновья могли бы получить образование в тамошних училищах. Богато нагруженный всем нужным для путешествия корабль увез Матфидию, Фавстина и Фавстиниана. Но после нескольких дней плавания в море поднялась буря; корабль долго носился по волнам и, наконец, разбился о скалу. Матфидию унесло далеко на обломках корабля и, наконец, она была выброшена на остров. Там нашли ее жители, подали ей помощь и утешали ее, как могли. Матфидия же не радовалась собственному спасению и горевала о потерянных ею детях. Прожила Матфидия на острове 24 года, скорбя о погибели своих детей и оплакивая их. Между тем, Фавстин и Фавстиниан были живы, они спаслись, как и Матфидия, на обломках корабля. Морские разбойники взяли их на свой корабль и продали в рабство одной женщине по имени Юста. У Юсты не было детей, и она была очень рада приютить мальчиков; когда они достаточно подросли, Юста отдала их в училище. Прийдя в совершенный возраст, Фавстин и Фавстиниан приняли Крещение и последовали за апостолом Петром, проповедовавшим Евангелие в той стране. Отец их оставался в Риме и не знал об участи жены и детей. По прошествии года со времени отплытия их, посылал в Афины своих рабов, чтобы узнать, как живут уехавшие, но рабы не возвратились. Фавст решился сам ехать на поиски своего семейства, поручив Климента надежным воспитателям. Он побывал всюду, где по его предположению могли быть Матфидия и сыновья, но все поиски были напрасны.

Климент, между тем, воспитывался в Риме и достиг совершенного возраста. Часто приходило ему на ум, где отец его, где мать, где братья; нередко он оплакивал их, как умерших. Забавы, развлечения перестали занимать его; он сделался серьезным и сосредоточенным. В таких обстоятельствах познакомился он с одним христианином и узнал от него главные истины христианского учения. Тогда Климент решился посетить места земной жизни Иисуса Христа и отплыл в Иудею, оставив в Риме дом и все имение. Поднявшаяся во время плавания буря принесла корабль к Александрии, где в то время проповедовал апостол Варнава. Климент слушал некоторое время его учение, затем отправился в Кесарию и там принял Крещение от апостола Петра, в числе учеников которого увидел своих братьев, но не узнал их, как и они его, ибо братья расстались еще в младенчестве. Апостол Петр направлялся в Сирию, за ним последовал и Климент, а Фавстин и Фавстиниан были посланы туда наперед. Дорогою апостол расспрашивал нового своего ученика о его прежней жизни. Климент рассказал ему все бывшее с ним и с его родными, и этот рассказ глубоко тронул апостола Петра. На пути корабль, в котором плыли они, пристал к тому острову, где жила мать Климента, Матфидия. Апостол Петр сошел с корабля; недалеко от берега, в близлежащем селении, он увидел женщину, просившую милостыню, вступил с нею в беседу и из рассказа ее узнал печальную историю ее жизни. Он спросил имя ее — это была Матфидия. «Я знаю младшего сына твоего, Климента, — сказал ей апостол, — он находится теперь со мной», — и повел ее к кораблю. Климент, встретив мать свою, не узнал ее: так изменилась она за время их разлуки. Матфидия же, вглядевшись пристальнее в Климента, вскоре узнала в нем своего сына, ибо Климент имел большое сходство с отцом своим Фавстом. Велика была радость матери и сына, так неожиданно встретившихся после многих лет разлуки. Матфидия вошла на корабль и продолжала путь вместе с апостолом Петром и Климентом. Она спрашивала сына об отце и узнала, что уже двадцать лет о нем нет вести. В Лаодикии путники встретили Фавстина и Фавстиниана; последние спросили Климента, кто сопровождает его. Климент отвечал, что это его мать, найденная им на чужой стороне, и затем рассказал по порядку всю судьбу матери, сколько времени он не видался с нею, и как она вышла из Рима с двумя сыновьями своими. Тогда Фавстин и Фавстиниан узнали в нем родного брата, а в Матфидии — мать свою. Благодаря Бога за спасение детей, Матфидия пожелала стать, как и они, христианкой, и приняла Крещение от апостола Петра.

Вскоре пришлось и Фавсту увидеться с своим семейством. В своих странствованиях Фавст, уже потерявший надежду найти жену и детей, дошел до Лаодикии и здесь встретил апостола Петра. Доведенный до отчаяния Фавст потерял веру в языческих богов, которым усердно молился все время о возвращении ему жены и детей. Петр, узнавший из рассказа Фавста, что он — муж Матфидии, повел его туда, где была она с детьми. Несмотря на долгую разлуку, супруги вскоре узнали друг друга, и отец узнал детей. Все прежние несчастия были забыты. Фавст уверовал в истинного Бога и принял Крещение от апостола Петра. Фавст и Матфидия провели остальное время жизни в Риме, жили благочестиво и скончались в преклонных летах. По кончине их дети продолжали проповедание Слова Божия. Особенно ревностен в деле проповеди был Климент, неотлучный спутник апостола Петра, деливший со своим великим учителем труды и лишения. Перед своею кончиною апостол Петр рукоположил Климента в епископа Римского. Но уже наступали трудные времена для христианства. Язычники стали жаловаться гражданским властям, что Климент искореняет почитание богов, порицает язычество и не уважает храмов богов. По повелению императора Трояна Климент был сослан в Херсон, где его потопили в море.

Слыша житие священномученика Климента, возблагоговеем, братия, пред непостижимым Промыслом Божиим, вначале разъединившим все семейство святого для того, чтобы после воссоединить его и просветить светом истинной веры.

Поистине, братия, благоговейное, с верой и упованием соединенное, помышление о Боге, премудром и всеблагом Всепромыслителе, и о благотворности Его промышления для нас есть сколько долг справедливости в отношении к Нему, столько же и наша собственная потребность для нашего блага и спокойствия.

http://orthodox.etel.ru/2003/46/k_8kliment.shtml


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика