Русская линия
НГ-Религии В. Платонов21.08.2002 

Ватиканская дипломатия и «польская вера»
Церковь в России наконец-то эмансипировалась от государства

Нынешние отношения России и Ватикана нельзя назвать дружественными и взаимовыгодными и это несмотря на то, что установлены они были более десяти лет назад. Дело не только в неразвитости дипломатических отношений, полученных в наследство от советской дипломатии, и непонимании Кремлем важности контактов со Святым Престолом, имеющим большой авторитет в европейских делах и во всей международной политике. Ватиканская дипломатия также не смогла проявить себя на должном уровне. На протяжении последнего десятилетия дипломатические отношения двух государств ограничивались исключительно протокольными мероприятиями. Визиты шефа ватиканской дипломатии архиепископа Жана-Луи Торана в Москву были направлены исключительно на продвижение интересов собственно Католической Церкви в РФ, на укрепление ее позиций, а не на совместные политические акции на международной арене (например, совместные выступления по Ираку, по урегулированию ближневосточной проблемы и статуса Иерусалима, когда позиции двух государств по этим вопросам часто совпадали).
Похоже, что после распада СССР Ватикан так и не выработал новой «восточной политики». Именно политики, т. е. понимания взаимовыгодности отношений между двумя государствами, в этой ситуации как раз и не хватает. К тому же деятельность дипломатического ведомства Ватикана — Государственного секретариата — не всегда согласуется с действиями конкретных католических епископов в России, которые, прямо скажем, далеки от всякой дипломатии и видят единственное оправдание своей деятельности исключительно в миссионерской работе, т. е. в увеличении числа католиков в России. Создается впечатление, что представители Святого Престола в Москве с момента установления дипломатических отношений и обмена представительствами так и не смогли понять и довести до сведения своего руководства, что Россия отнюдь не миссионерская территория, а православная страна и что с этим надо считаться.
Достаточно внимательно рассмотреть деятельность Католической Церкви в таких православных странах, как Греция, Сербия или Болгария. Там тоже есть свои католические общины, но их деятельность строго регламентирована самим фактом существования в чужой конфессиональной среде.
Поражает и другое — полное непонимание Ватиканом исторических предпосылок деятельности польского духовенства в России. Всем хорошо известно, что польский католицизм здесь всегда ассоциировался либо с польским нашествием на Русь в XVII веке и насаждением чужой веры, либо с польскими восстаниями в XIX веке, которые поддерживало и польское католическое духовенство.
После Февральской революции 1917 года, когда в России была создана и легально существовала русская католическая община, ее духовный глава Львовский греко-католический митрополит, граф Андрей Шептицкий исключил всякое участие польского духовенства в судьбах русского католичества. В своих письмах в Рим он упрекал священников-поляков за то, что они своим духом полонизма, нелюбви и непонимания русской культуры препятствуют распространению самой католической идеи среди русских. Мало что изменилось с тех пор, кроме того, что теперь место католических священников — подданных Российской империи — заняли граждане Польской республики, которых отличает не только незнание русского языка и культуры, но еще и нелюбовь к России и православию. И тем не менее именно польские священники и епископы, монахи и монахини на 80% заполняют российские приходы и епархии. Основной язык католического духовенства и Церкви в России — польский.
Сложные отношения с польским католицизмом существуют не только в России. И на Украине, и в Литве хорошо помнят деятельность польских ксендзов, подавлявших национальные культуры и языки этих стран. В сознании украинских и литовских католиков до сих пор сохраняется память о том времени, когда, живя под Польшей, они испытывали духовное угнетение и полонизацию. Украинцам запрещали быть католиками восточного обряда. Литовцам — молиться и печатать молитвенники на своем родном языке. Всюду насаждалась «польская вера», и делалось это посредством польских ксендзов. Сегодня это происходит и в России с молчаливого согласия Святого Престола, который на словах печется о сохранении и развитии национальных культур своей паствы. И тем не менее абсолютное большинство среди католического духовенства в России составляют поляки. Интересно, как отреагировали бы литовские католики, если бы к ним назначили архиепископа-поляка, который стал бы насаждать все польское.
Такие ошибки в деятельности Ватикана уже можно назвать системными. Однако главное, что заботит Ватикан и его представителей в Москве, — это дух реванша и триумфализма, когда наверх рапортуется о многочисленных обращениях граждан России в католичество, об открытии новых приходов, о слабости православия и бескультурье православного духовенства, о распространении здесь многочисленных сект, что открывает широкое поле для миссионерской деятельности.
В конце июля немецкая газета «Ди Вельт» опубликовала статью Гернота Фациуса «Путин лавирует между православием и Ватиканом». Автор статьи выражает свое недоумение, граничащее с возмущением, почему российский президент медлит с ответом на письмо Папы Иоанна Павла II, где Римский Первосвященник просит Путина сообщить причины, по которым одному из римско-католических епископов, гражданину Польши Ежи Мазуру, исполнявшему в России свои архипастырские обязанности, было отказано во въездной визе и он был объявлен persona non grata.
Взаимоотношения между главами государств — дело сложное, особенно если это касается переписки между ними. Оно не терпит поспешности и влияния третьей стороны, заинтересованной в решении той или иной ситуации. Особая же взвешенность и неспешность требуется в делах, связанных с проблемами жизни и деятельности Церкви.
Однако автор статьи в «Ди Вельт» делает очень далеко идущие выводы, ссылаясь на заявление римско-католического митрополита в Москве Тадеуша Кондрусевича, который считает, что происходит «нечто из ряда вон выходящее». Президент Путин не отвечает на письмо из Ватикана потому, что на него якобы оказывает прямое давление Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. «Возможно, — пишет немецкая газета, — Патриарх пригрозил президенту церковным наказанием, если тот вдруг займет отличную от Православной Церкви позицию».
Сказанное буквально переворачивает с ног на голову все имевшиеся ранее представления о взаимоотношениях Церкви и государства в России! Известный американский историк, исследователь дореволюционной России и советолог Ричард Пайпс утверждает вместе с другими западными учеными, что Православная Церковь всегда была «служанкой русского самодержавия». Затем она попала под диктат коммунистов, и ею управляли из ЦК КПСС и КГБ. Многие аналитики склонны думать, что и в постсоветской России Православная Церковь исполняет служебные функции по отношению к государству. Но вот на наших глазах происходит историческое открытие: оказывается, теперь Патриарх руководит президентом страны и даже грозит ему церковной анафемой! Есть подозрение, что немецкий журналист перепутал время и место событий: вероятно, он полагает, что нынешняя Россия живет при грозном патриархе Никоне и тишайшем царе Алексее Михайловиче. Будто два года назад западные журналисты не вопрошали хором: «Кто вы, господин Путин?» — намекая на его бывшую работу в спецслужбах, в руках которых находились все нити власти, в том числе и власти церковной. Либо президент лишился собственной воли, либо его «охмурили попы»?
Странно, почему наряду с этой версией никто не предлагает другую. Может быть, в России наконец-то наступила религиозная свобода и Церковь эмансипировалась от государства? Вероятно, именно поэтому президент Путин не спешит вмешиваться в конфликт православных и католиков в России, полагая, что две Церкви должны сами разобраться друг с другом. Прошло то время, когда высшие партийные и государственные чиновники решали, надо ли РПЦ посылать своих наблюдателей на Второй Ватиканский Собор, — теперь это дело самих иерархов.
А что касается ответного письма Путина Иоанну Павлу II, то как нам сообщил источник в МИД РФ, письмо уже давно отправлено, но только вряд ли оно повлияет на судьбу польского епископа, которому отказано во въездной визе, и на российско-ватиканские отношения в целом. Взаимоотношения России и Ватикана имеют свою многовековую историю, в которой были свои успехи и неудачи, но, к сожалению, «польский вопрос» очень часто становился для двух государств камнем преткновения. Однако не стоит Римскую Церковь отождествлять с «польской верой»!

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика