Русская линия
Столетие.Ru Алексей Лубков08.12.2006 

«Летучий голландец свободы»
Иллюзии и крах российских либералов

Кто были те люди, которые развалили Российскую империю, а затем не смогли удержать власть в собственных руках и объективно способствовали приходу к власти большевиков? Неверно утверждение, что Керенский, Милюков и другие для того и пришли к власти, чтобы погубить Россию. Просто в 1917 году Россия получила урок на века: к власти не должны приходить люди, которые не понимают значения роли государства в жизни общества.

Что касается конкретных персонажей, тех же министров Временного правительства, то по своим личным качествам они были куда более высокоморальными людьми, чем «архитекторы перестройки» и тем более «ельцинская гвардия».

Не так давно в России торжественно отмечался 100-летний юбилей I Государственной думы. В ряду тех, кто организовывал работу первого русского парламента, следует отметить князя Дмитрия Ивановича Шаховского (на фото) (1861−1939), секретаря Думы, депутата от Ярославской губернии. В свое время имя Д.И. Шаховского было хорошо известно демократической и либеральной общественности России. Это был видный земский деятель, один из организаторов кадетской партии, а затем министр государственного призрения Временного правительства. Д.И. Шаховской многое сделал для создания основ гражданского общества в нашей стране.

За его энергию и деловитость, умение поддерживать товарищеские отношения с самыми разными людьми и в столицах, и в провинции, а также постоянное стремление находиться в эпицентре происходящих событий, его называли «летучим голландцем».

Он родился в семье боевого офицера-кавалериста, впоследствии генерал-лейтенанта, любимого генерал-адъютанта императора Александра III. А его дед Ф.П. Шаховской был известным декабристом, одним из организаторов «Союза спасения». Позднее Ф.П. Шаховской отошел от участия в тайных обществах и не принимал участия в восстании 14 декабря 1825 года. Хотя все равно был наказан каторгой, где после тяжелой болезни скончался в 1829 году. Оба сына Федора Петровича — Дмитрий и Иван — избрали военную службу, но, если старший вскоре вышел в отставку и стал предводителем дворянства в Серпуховском уезде Московской губернии, то Иван сделал блестящую карьеру исключительно благодаря своим личным качествам — храбрости, отваге и верности Отечеству и Государю. Он принимал участие во многих баталиях, в сражениях Крымской и русско-турецкой войн, был ранен, но возвращался в строй и продолжал службу на командных и штабных должностях.

Мите Шаховскому исполнилось 9 лет, когда у него умерла мать. Воспитывать детей Ивану Федоровичу помогала его матушка Наталья Дмитриевна Шаховская (урожденная княжна Щербатова), всем сердцем любившая внуков и особенно души не чаявшая в Мите. Большую роль в образовании и воспитании юного князя сыграл его гимназический учитель М.С. Громека, который сумел привить своему воспитаннику искренние чувства любви к России, ее истории, языку и культуре.

Годы учебы в университете стали временем серьезной духовной эволюции Шаховского и его друзей, формированием их мировоззрения. Здесь он и его друзья В.И. Вернадский, Ф.Ф. и С.Ф. Ольденбурги, А.А. Корнилов, Н.В. Харламов, Л.А. Обольянинов, С.Е. Крыжановский вырабатывают идейные и философские основы своей организации, которую они называли «Братством». Это были идеалисты, которые пытались следовать и учению Льва Толстого. Они считали:

1) так жить нельзя;

2) все мы ужасно плохи;

3) без Братства мы погибнем.

Свой гражданский долг эти молодые люди видели в служении народу и Отечеству на научном, педагогическом и общественном поприще (прежде всего в органах земского самоуправления).

В 1886 году. Д.И. Шаховской переезжает в провинциальный Весьегонск Тверской губернии, где в течение трех с половиной лет в должности начальника хозяйственной части местного земства организует и руководит работой земских школ и училищ. Он становится одним из первых работников образования, практически осуществившим переход к всеобщему начальному обучению задолго до того, как в 1908 году. закон о постепенном введении всеобщего обязательного начального образования был принят Государственной Думой.

Д.И. Шаховской пытался гармонично соединить свободу личности со всемерным развитием народной самодеятельности и самоуправления. Отсюда его особое внимание к деятельности земства, кооперации, к различным проявлениям общественной и частной инициативы — борьбе с голодом в 1891—1892 годах или поддержке народного образования, учреждению журнала «Освобождение». В своих политических взглядах Шаховской стремился примирить либерализм с социализмом, подчеркивая, что «истинный либерализм и истинный социализм не противоречат, а дополняют друг друга. Но понимаются односторонне, они постоянно сталкиваются».

К сожалению, все, что было хорошо в теории, на практике привело к катастрофе.

Временное правительство поставило во главу угла «свободу», именно ее эти деятели искренне ставили превыше всего, именно исключительно от свободы ждали пользы для России. И в решающий момент, когда у Керенского и его соратников по Временному правительству, был выбор между укреплением государства и свободой, они выбрали последнее и погубили страну.

Судьба Шаховского была трагичной. Он участвовал в антибольшевистском подполье. А затем, оставаясь в Советской России, пытался все-таки работать на благо страны, с головой ушел в исследовательскую работу, изучал творчество П.Я. Чаадаева, А.С. Пушкина, декабристов, продолжая заниматься историей русского общественного движения, русской философской мысли.

Его поиски истины, смысла жизни, попытки воссоздать единство русской культуры дореволюционного и послереволюционного периодов были прерваны внезапным арестом и гибелью. Большевики с бессмысленной жестокостью расстреляли Д.И. Шаховского. Ему было уже 78 лет! Его близкий друг гениальный ученый В.И. Вернадский глубоко переживал трагедию Дмитрия Ивановича, отмечая его выдающиеся заслуги перед Россией, служению которой он отдал свою жизнь.

Алексей Лубков, доктор исторических наук

http://stoletie.ru/territoria/61 207 134 453.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика