Русская линия
Общая газета Александра Самарина24.01.2002 

Религия «второй свежести»
Евангелисты обвиняют власти в «духовном терроризме»

Стремление РПЦ стать первой среди равных не так уж безобидно. Идея отделения «чистых» от «нечистых» выглядит оправданием погромов. Вот только несколько случаев, оглашенных на конференции.
Ночью 24 июля в Ижевске (Удмуртия) был подожжен дом верующих из церкви «Филадельфия». Беременная Ирина Сидельникова не смогла выбраться из огня. Заживо сгорела еще семья Фертиковых из церкви «Дело Веры», жившие там же — муж, жена, двое детей. На следующий день пасторы Дмитрий Маренко и Павел Ачимов были похищены вооруженными автоматами людьми.
В Пензе чиновник местной администрации Попков, недовольный активностью местного отделения Церкви Веры (направленной, в основном, на благотворительность — под опекой церкви оказались несколько домов престарелых), заставил директоров богоугодных заведений расторгнуть договоры с евангелистами. Понадобилось полгода усилий правозащитников и письмо Валентины Матвиенко губернатору Бочкареву, чтобы из администрации удалили бдительного сотрудника.
Убирая с дороги конкурентов, РПЦ рассуждает о древности своей конфессии, упрекая «инославных» в чужеродности — несвойственно-де русскому человеку увлечение заморскими штучками.
Между тем евангельское движение в России началось не вчера. Достаточно почитать русские летописи, где между строк улавливаешь скудные, но несомненные сведения о несладкой доле различного рода еретиков. В частности — стригольников Великого Новгорода, города, никем никогда не завоеванного и потому особо свободолюбивого. Именно там впервые появились — из среды православных священников, кстати, люди, призывавшие жить по Библии и отказаться от посредника в лице православных церковников. Возглавлял их некто Карп. Через 50 — 60 лет Лютер победоносно прошел по Европе с теми же идеями… Летописи говорят — расправа была скорой и суровой. Трупами противников ортодоксальной веры была завалена речка Волхов, выплеснувшаяся по такому случаю из берегов.
Так какую же конфессию предлагается считать традиционной для России? Ту, которая древнее? Тогда на первом почетном месте по праву окажется язычество, и все разговоры о традиционности обернутся против самой православной церкви.
— Признаки, которые присущи «традиционным» религиям, — говорит президент Ассоциации христианских церквей Игорь Никитин, — имеют чрезвычайно общий и субъективный характер, такое деление выглядит искусственным. Без сомнения, оно позволит сортировать религиозные объединения по степени лояльности тем политическим силам, которые займутся установлением «особых» отношений c подопечными.
Разумеется, можно спорить о степени традиционности для России той или иной конфессии. Можно рассуждать о древности или новизне, о численности приверженцев и странностях обрядов. Однако при чем здесь государственные предпочтения? Почему должны чувствовать себя ущербными люди, приобщившиеся к «нетрадиционной» религии? И какая разница — сделали они это под влиянием приходского батюшки, зарубежного проповедника, которого увидели по телевизору, или уличного миссионера? Антиконституционный закон 1997 года ведет к массовому нарушению прав человека.
— До его принятия, — говорит президент Международной Хельсинкской федерации Людмила Алексеева, — верующие к нам почти не обращались. Сегодня мы завалены жалобами. Какие бы поправки в закон ни вносили — он лучше не станет. Его надо просто отменять — и чем скорее, тем лучше. Главное, не надо уставать бороться за это благое дело.
Справка
По данным перерегистрации религиозных объединений на 1 января 2001 года в РФ зарегистрировано: организаций и приходов РПЦ — 10 912, Церквей евангельского направления — 4028, мусульманских общин — 3048, еврейских общин и организаций — 197, буддистских общин — 193.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика