Русская линия
Московские новостиПротоиерей Всеволод Чаплин05.01.2002 

Россия — не церковная провинция Ватикана

В статье «Да любите друг друга» («МН» N 10 с.г.) Игорь Баранов приводит, казалось бы, безупречный аргумент против разделения канонических территорий между церквами: невозможно «представить себе апостола Андрея, указывающего апостолу Павлу, на каких территориях тот не имеет права проповедовать». Да, апостол Павел в таких указаниях не нуждался. Потому что сам писал: «Я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чуждом основании». Между прочим, в таком же духе до недавнего времени высказывались многие католические епископы. Но «мэйнстрим», с которым, похоже, соглашается г-н Баранов, считает иначе.
Еще раз напомню суть проблемы. В 1960 — 1980-х годах Католическая и Православная церкви построили доверительные отношения. Помимо прочего, они начали договариваться о том, чтобы уважать территориальную ответственность друг друга, вести себя как бы в рамках одной церкви. А в этом случае действует канонический принцип, установленный опять же в апостольские времена: один город — один правящий епископ, в титуле которого употребляется название данного города. Поэтому, например, глава российских католиков долго титуловался архиепископом Иппоно-Заритским (это древнегреческие топонимы из истории Северной Африки), а русский православный епископ в Париже до сих пор именуется Корсунским. Епархии Московского патриархата за пределами СНГ никогда не ставили своей целью миссию среди католиков. Епископа Римского ни одна Православная церковь пока не имеет — не в последнюю очередь потому, что даже попытки построить там «видимые» православные храмы вызывают резкую критику католического руководства.
С начала 1990-х годов Ватикан взял курс на экспансию и на создание параллельных иерархий. Недавно католический архиепископ Тадеуш Кондрусевич стал «митрополитом в Москве». Зачем-то создан новый экзархат для униатов на Украине — Донецко-Харьковский (в этих областях католиков почти нет). Ведутся разговоры о назначении католического патриарха в Киев. Все эти действия, вроде бы малозначимые для светской публики, на самом деле означают, что католическое руководство больше не желает воспринимать Православную церковь как равную, как имеющую свою сферу пастырской ответственности.
Более того: еще недавно Ватикан говорил (а иногда и сейчас говорит), что не собирается обращать православных христиан в католичество, поскольку они и так могут достичь Царствия Небесного. Однако реальность свидетельствует о другом. Так, во многих местах России работают приюты, где крещенных в православии детей воспитывают в католическом духе, — возможно, для того, чтобы подготовить священников и монахинь для Франции или Бельгии (тамошняя молодежь в клир не идет). Эта работа отчаянно скрывается от православных епископов и местных властей.
Впрочем, успехи у католической миссии очень относительные. Православная церковь не боится ее. Но если на словах нас называют «Церковью-сестрой», а на деле воспринимают как христиан второго сорта, а попутно пытаются «поживиться душами», то отношения надо пересматривать. Не может быть и речи об улыбках перед телекамерами, о встречах на высшем уровне, которые сейчас лишь создавали бы иллюзию открытости и сотрудничества. Если с нами хотят жестко конкурировать, — мы к этому готовы. Но такое развитие событий печалит, ведь мир ждет общей нравственной проповеди христиан, их совместной заботы о людях.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика