Русская линия
Комсомольская правда Я. Голованов21.03.2003 

Кардиохирург академик Николай Амосов: В загробную жизнь не верю
«В письме ко мне В. А. Авдюхов описывал „выхождения из тела в астрал“, путешествие в загробном мире и знакомство с душами умерших»

Киевский академик Николай Михайлович Амосов не нуждается в представлении. Талант блестящего хирурга дополнялся в нем писательским даром. Его книги 1970 — 1980 годов «Мысли и сердце», «Книга о счастье и несчастьях» входили в число бестселлеров. Его можно было сразу узнать по тону его газетных статей: «Реальности, идолы и модели», «Человек в зеркале», «Отвечаю сердцем», «Хорошие люди счастливее плохих». Стиль краткий, жесткий, иногда даже безжалостный. Мне очень хотелось опубликовать Амосова в «КП». Я написал ему, началась переписка.
Меня интересовало, во-первых, что он думает о «том свете», о загробной жизни. И еще меня очень интересовали хотя бы первые итоги эксперимента, который академик ставил над собой, разработав собственную теорию борьбы со старостью. Вторая тема, я почувствовал, заинтересовала его меньше. «Одно скажу: эксперимент по преодолению старения продолжается почти девять лет, — писал мне Николай Михайлович в сентябре 2002 года. — Старость, однако, все равно наступает. Сколько продержусь, не знаю».
Николай Михайлович Амосов скончался в декабре прошлого года, не дожив года до своего 90-летия. Статья его попала в мой почтовый ящик гораздо позже — в феврале года этого. То ли долго добиралась с заграничной теперь Украины, то ли родственники нашли работу уже после смерти академика и отправили адресату…
В любом случае статья — последняя работа Николая Михайловича. Это трагическое обстоятельство наполняет ее неким символическим, быть может, даже мистическим смыслом. Текст не редактировался и публикуется с небольшими сокращениями.
Личное дело
Николай Амосов родился 6 декабря 1913 года. Мама — акушерка в северной деревне, недалеко от города Череповца. Бабушка научила молиться, крестьянское хозяйство — работать, а одиночество — читать книги.
После механического техникума работал начальником смены на электростанции. Окончил Архангельский мединститут и Заочный индустриальный институт. Оба диплома — с отличием.
В должности ведущего хирурга полевого подвижного госпиталя прослужил всю войну с Германией и Японией.
После войны — главный хирург Брянской области. В 1952-м переехал в Киев. В 1955-м начал делать операции на сердце.
В 1962-м стал членом-корреспондентом Академии медицинских наук. В 1969-м — академиком Украинской АН. В 1983 году стал директором Института сердечно-сосудистой хирургии.
Издал книги: «Мысли и сердце», «Записки из будущего», «ППГ- 22−66», «Книга о счастье и несчастьях», «Голоса времен», «Раздумья о здоровье».
Разработал собственную систему гимнастики. Увлекался утренними пробежками. Многие годы строго удерживал вес не более 54 кг.
На себе поставил эксперимент: борьба со старостью. С 1986-го — в сердце кардиостимулятор. Это не помешало продолжать гимнастику, бег и упражнения с гантелями. В 1998-м пережил новую операцию на сердце. Но продолжал физические упражнения и активную работу.
Умер 12 декабря 2002 года.
С парапсихологией меня, студента, познакомил в 1936 году профессор-физик Лашкарев Вадим Евгеньевич. Когда-то он занимался спиритизмом, за что и был выслан в Архангельск из Ленинграда от Иоффе. Он говорил: «Это другая физика. Иногда она замыкается на «нашу», и тогда получаются «чудеса». Потом я всю жизнь интересовался этим, но мало что видел сам. Материализм меня устраивал: физиология, психология, кибернетика объясняли мне механизмы мышления и психики.
После революции М. С. Горбачева появились книги. Но поразительно то, что за 76 лет, прошедших с рассказов Лашкарева, содержание предмета почти совсем не изменилось.
Разных «фокусников» приглашали и к нам в отдел (имеется в виду отдел в Институте кибернетики Академии наук УССР. — Я. Г.). Приходили в клинику и экстрасенсы — лечить осложнения после операций, и тоже ничего. Знакомые целители и ясновидящие (все — не врачи) пытались увидеть мои внутренности — отгадывать патологию. Тоже безрезультатно.
Сообщений в газетах и журналах об аномальных явлениях было очень много. Однако в солидных научных типа «Нейчер» или «Сайенс» ничего не появлялось. Последним поводом для возобновления интереса послужило письмо ко мне В. А. Авдюхова. В нем он описывает опыт «выхождения из тела в астрал», путешествия в загробном мире и знакомство с душами умерших. Кроме того, поводом для этого комментария послужила статья академика Н. П. Бехтеревой «Мозг человека — существуют сверхвозможности и запреты» в журнале «Наука и жизнь» (№ 7 за 2001 год), где она утверждает, что речь идет о возможности «непосредственного поступления информации в мозг, минуя органы чувств, или «феномене прямого видения». Это уже выглядело серьезно и побудило перечитать книгу В. М. Запорожца. («Контуры мироздания», Москва, изд. «Скорина», 1994 г.)
В связи с «феноменами» возникает несколько вопросов:
Явление ПСИ (сокращенное от «психизма») — это реальность или фикция? В. М. Запорожец — профессор-физик, 92 года, очень солидный, материалист, использовал 1500 источников (больше зарубежных) для обзора проблемы. Сам занимается «медиумизмом» (а проще — спиритизмом), общается с душами. Приведу перечень явлений ПСИ по Запорожцу:
— предчувствия, предсказания, «озарения гениев», ясновидение, дальневидение, «интервидение», нахождение скрытых предметов, «счетчики», соревнующиеся с компьютером;
— гипноз (внушение словами и без слов), чтение мыслей, автоматизм: автоматическое письмо, ксеноглоссия (говорение на незнакомом языке, даже детьми), лозоискательство, биолокация с помощью маятника больного органа, «силовых полей Земли и других объектов;
— телекинез (перемещение предметов), «полтергейст», левитация (лишение тяжести), возгорания, образование фантомов, проникновения через стены, спиритизм, его методики и даже приборы для взаимодействия с душами умерших;
— но самое интересное — «Выхождение в астрал, бессмертие души, загробная жизнь».
Теории «психизма». Их тоже много. Запорожец дает список — 28. Перечислять долго, но все они сомнительны. Материалистические теории выглядят как жонглирование физическими терминами. Запорожец считает, что действует «специфическая психическая энергия» наподобие «другой физики» Лашкарева.
«Миры» индусов и грехи христиан
У индусов (это также теософы Блаватская, Андреев) существует иерархия «миров». С большим упрощением «миры» такие:
1) вещественный мир (наше тело и вещи);
2) эфирный мир (мир двойников);
3) астральный мир (психология);
4) ментальный мир (воля, разум);
5) духовный мир (совсем уже не материальный мир).
Душа умершего может пребывать в любом из миров в зависимости от ее «кармы». Путешествующие в астрале могут и в этих мирах перемещаться. Если до крайности упростить, то градации «миров» соответствуют нашим понятиям: рай, ад, чистилище. Влияет ли моральность наших поступков при жизни на судьбу души за гробом, на ее положение в высших и низших загробных мирах? Да, влияет, что находит свое отражение в учении о «карме». Она, как некий «счетчик» при душе, количественно выражает моральность наших поступков. Исходная величина кармы дается при рождении. Она определяется греховностью или праведностью жизни предков.
Дальнейшее возрастание кармы идет от собственных плохих поступков, а ее уменьшение — от хороших. Карма играет роль в динамике этой жизни, в положении души в «мирах» после смерти, а также при реинкарнации — переселении души. С отягощенной кармой душу умершего могут низвергнуть даже в животного. И это еще не все: «личная» карма влияет на карму всего общества: плохая — ухудшает, хорошая — улучшает ее.
В христианстве карма приблизительно соответствует количеству накопленных при жизни грехов, определяющих статус души за гробом: рай, чистилище или ад. Только наши грехи не передаются потомкам. Все это для меня выглядит неубедительно. По больным не заметил, чтобы хорошие люди легче болели.
Возможна ли мораль без Бога?
Есть ли Бог? «Высшие силы»? Или все — голый материализм? Почти все спириты выступают за Бога. Он, или «высшие силы», все вокруг создали и всем управляют. Однако Бог оставляет человеку свободу воли: позволяет грешить! В. М. Запорожец признает существование души без Бога: есть только разные виды материи, живущие по законам материальных, пространственных и временных миров.
Жизнь бессмертных душ на том свете. Оказывается, они живут, как в нашей жизни: питаются, работают, ссорятся. Взрослеют и старятся. Беседуют с живыми. Но не дают никакой ценной информации, например, по науке или о будущем. И вообще: подозрительно похожа загробная жизнь на нашу, грешную. Кажется, другие миры, другая материя, а все, как у нас: от дворцов богатых до лагерей заключенных.
Почему наш христианский мир исповедуется приблизительно только четвертью человечества? Другие народы имеют другие религии, не похожие на христианство. Общее у всех только признание «высших сил», управляющих миром, и основные моральные ценности.
Я считаю, что вера в Бога идет от биологической потребности верить отцу, матери, вождю стаи, искать у них защиты и помощи, выполнять некий врожденный «моральный закон». Кроме того, Бог — причина всех причин — обобщение идеи причинности.
Возможна ли высокая мораль без Бога? Отвечаю: «Да!» Но с Богом легче. Без Бога мораль поддерживают люди: они ненадежны и сами грешны. Заповеди тоже создали люди. Видя «греховные» потребности: красть, лгать, изменять, драться, даже убивать, — которые нарушают устойчивость стаи, умные вожди (вроде пророка Моисея) придумали законы и для авторитетности отнесли их к компетенции богов. Христос добавил к запретам активную доброту, всепрощение и «непротивление злу насилием». Коммунисты заменили богов идеологией, но авторитет вождей и идей оказался недостаточным для устойчивости общества.
Нужно жить по заповедям
Существует ли «другая физика» или «тонкая материя» индусов? Глупо отрицать факты, которые зарегистрированы несчетное число раз. Но признать существование иных миров не позволяет мой материализм. Явления сверхчувствительности встречаются у некоторых людей. Это врожденное качество, которое можно усилить специальной тренировкой, психотехникой, йогой. «Сенситивы» (термин В. М. Запорожца) видят ничтожные тепловые, электрические и магнитные излучения («биополя»), недоступные «нормальным» людям. То же касается и опытов Бехтеревой и Бронникова.
«Тонкая материя». Проверенных доказательств от беспристрастных ученых мне не попадалось. «Торсионные поля» серьезными физиками отвергаются. Хотя они тоже довольно часто позволяют себе замечания типа: «Что-то, наверное, есть, кроме нашей материиѕ» Без уточнения! Когда встречаются явления, не поддающиеся рациональному объяснению, естественно, возникает желание найти таинственные силы. Одни при этом говорят: «Это еще не познано!» Другие списывают их за счет богов и тем закрывают проблему. Мне импонируют первые.
В реальность бессмертных душ и их загробной жизни я не верю. Отношу их за счет удивительных возможностей «автономного мышления» и творчества в подсознании. Отсюда — сновидения и галлюцинации. Обычно они достаточно расплывчаты, но их «одевают» в привычные слова и образы, чтобы получились связные истории. Ничего не могу сказать и о «высших силах» в том понимании, которое принято на Востоке и многими учеными. Однако для меня это тоже лишь слова, в которые опять-таки «одевают» непознанное явление. Конечно, в силу биологической потребности в авторитете я бы предпочел нашего привычного Бога, особенно при бесконечном восхищении Иисусом Христом как человеком.
Лично передо мной никогда не стоял вопрос «Как жить?». Есть «чудеса» или нет — старался ориентироваться на «внутренний моральный закон», по возможности дополняя его учением Христа. Скажу честно: «дополнения» удавались не всегда. Что ж, готов отвечать.
Не буду давать советы другим, права не имею. Наверное, нужно жить по заповедям — это беспроигрышно при любом подходе: допуская Бога или отвергая.
Все, что я высказал выше, является моим убеждением, скажем, процентов на 90. Полной уверенности, однако, нет.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика