Русская линия
Народное радио Николай Маслов04.12.2006 

Введение предмета «Основы православной культуры»
Программа «Город и мир» от 30.11.2006

Гости студии: доктор педагогических наук, председатель «Социальной партии России» Николай Васильевич Маслов.

Ведущие: Игорь Сергеевич Шишкин и Виктория Голобородова.

Игорь Шишкин: В сегодняшней программе мы обсудим проблему введения в школьную программу курса «Основы православной культуры». Казалось бы, это частная, педагогическая проблема, но в ней, как в капле воды, сходится все то, что сейчас является наиболее актуальным для нашей страны. Не случайно вокруг этого курса идет в последние несколько месяцев столь напряженная борьба: Министерство образования делает заявления, Общественная палата посвящает ему специальные заседания, поэтому ясно, что это не просто методическая или педагогическая проблема. Я предлагаю вначале послушать сюжет, который подготовил наш редактор Андрей Куприянов.

Андрей Куприянов: Идея введения в школах такого предмета, как православная культура, появилась отнюдь не из воздуха и имела реальные предпосылки. Сейчас, например, уже мало кто вспоминает, как министр внутренних дел России Нургалиев, говоря о гигантских темпах криминализации общества и о его нравственном состоянии, обратился к представителям традиционных конфессий практически с просьбой о помощи. Но самый мощный толчок идея о введении в школе основ православной культуры получила после выступления патриарха на XIV Рождественских чтениях в этом году. Алексий II говорил о том, что преподавание основ православной культуры и этики в светских школах необходимо. Инициатива его святейшества была поддержана Генеральным прокурором и министром культуры России. Были выпущены учебники и принято решение — передать вопрос в ведение региональных властей. Предмет «Основы православной культуры» с успехом был внедрен в ряде областей России: Белгородской, Рязанской, Брянской, Калужской. Тверские бизнесмены объявили о своей готовности дать деньги на подготовку учителей и закупку учебников.

Но тут зашевелились разнообразные право- и левозащитники, развернувшие в прессе оголтелую кампанию протеста. Нет, ну можно понять отрицательное отношение представителей других традиционных конфессий. Да и то сказать, в регионах, где исторически сильны ислам или буддизм, религиозное образование уже давно практикуется. И опять же вряд ли Великий хурал Тувы принял бы решение об обязательном школьном курсе ОПК. Но на днях Общественная палата приняла эпохальное решение: предмет «Основы православной культуры» должен быть исключен из школьной программы, А взамен палата предложила включить в общеобразовательную программу такой эфемерный предмет, как «Основные религиозные представления о происхождении человека и смысле его жизни».

Свою роль сыграло здесь и Министерство образования. Ведь еще в феврале, выступая на уже упомянутых Рождественских чтениях, Андрей Фурсенко рапортовал о том, что заканчивается подготовка пособия по истории мировых религий для учащихся 10 — 11 классов. Правда, вместо ожидаемых министром аплодисментов раздался свист и выкрики: «Ты в России живешь, или где?». Порядок восстановился только после того, как об этом попросил патриарх. А впоследствии Министерством образования неоднократно упоминались права некоего неверующего населения. Не совсем понятно, правда, почему в стране с православным большинством с такой настойчивостью, чуть ли не в административном порядке пресекаются успешные попытки людей вернуться к своим историческим корням? И почему в который раз наши человеческие ценности подменяются общечеловеческой гидропоникой?

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, вот Андрей Куприянов, по-моему, четко сформулировал ту проблему, которая сейчас стоит, и основные доводы противников, которые сегодня существуют. Нам все время навязывают: основы православной культуры противоречат тому, что в России есть и другие религии, поэтому нужно вводить некий эфемерный предмет об основных религиозных представлениях.

Николай Маслов: Эту тему, конечно, можно расчленить на несколько вопросов, можно посвятить ей очень много времени. Но если коротко, то можно сказать, что, с одной стороны, пришло время, и определенная часть общества не только этот вопрос поставила, но и начала его реализовывать, несмотря на то, что еще не было принято никаких решений на федеральном уровне. Это все пошло в школах, в вузах, в отдельных городах, в отдельных даже губерниях, как вы сказали. С другой стороны, группа людей с иным мировоззрением, увидев, что это идет, начала, естественно, противодействовать этим, достаточно еще небольшим проявлениям возрождающегося самосознания.

И вот сегодня идет такая борьба. С правовой точки зрения эта борьба просто незаконная, потому что Россия — моноконфессиональное государство. У нас фактически 90 или 85 процентов людей, исповедуют православную религию. Если, например, взять тот же наш дорогой Израиль, то там намного меньше, около 70 процентов евреев исповедуют иудаизм, и Израиль считается моноконфессиональным государством, и ни у кого в Израиле не возникает сомнений в том, что иудаизм является государственной религией. А вот в России эту же братию почему-то очень тревожит: как это в России будет Православие государственной религией? Но если посмотреть на нашу историю, то мы видим: когда государство действительно проповедовало православные нравы, то мы и жили неплохо, а отсутствие этой православной, христианской нравственности именно сегодня, как государственной морали, и породило столько бед, от которых мы не можем уже многие годы избавиться.

Вот одно мудрое изречение, которое было сказано еще в XVII веке: Бог дал русским землю со всем ее богатством именно за их веру. Этим богатством мы сегодня и живем, и еще многие годы будем жить. Сегодня мир понял, что Россия это не просто государство. Кто-то очень красиво сегодня сказал на книжной выставке, что Россия — это как бы отдельный Земной шар во вселенной, который вращается по своим законам. Представьте себе, весь мир собирается под крышей НАТО, вся Европа, Америка, и все говорят, что у них особые отношения с Россией. Россия стоит отдельно, особняком, и это ее местоположение определялось именно той русской культурой, которая была сформирована Православием.

Игорь Шишкин: Получается, что такая обостренная реакция на этот предмет, потому что это предмет, посвященный духовному стержню народа.

Николай Маслов: Да, я несколько раз слышал высказывания патриарха по этому поводу и в личной беседе с ним, и когда с другими государственными людьми общались. Церковь не ставила своей целью читать молитвы в школе (хотя это тоже было бы неплохо). Сам предмет называется «Основы православной культуры». А вся история нашего государства, история русского народа за тысячу лет неразрывно связана с историей Православия. Это структуры, пронизывающие друг друга, которые определяли и формировали весь уклад жизни, быт, семью, саму личность и взаимоотношения людей. Все сформировала православная идеология, поэтому, например, в моей работе «Основы русской педагогики», которой я занимался несколько лет, четко и ясно было доказано, что Православие — это основа русской педагогики и основа русской культуры. Православная культура — это вся сфера человеческой жизни, направленная на исполнение нравственных законов, данных Богом христианам. А здесь такая борьба. И вот я смотрю, почему борются, и за что борются? Я как-то сказал одному губернатору, что, может быть, как-то смягчить, назвать этот предмет не «Основы православной культуры», а по-другому. Я просто хотел попробовать, как человек ответит. Он сказал, что не дождутся, и что на нашей земле мы будем именно преподавать детям основы православной культуры, и мы специально это делаем, пусть даже это вызовет на нас ярость и огонь. Еще он сказал, что хватит ходить на поводу тех людей, которые пытаются нам заявить, что мы не помним ни своей истории, ни своего родства, ничего. Такой позиции придерживаются многие государственные деятели, губернаторы, мэры городов, которые хотят видеть Россию государством с богатейшей историей, с огромной перспективой. Но для того, чтобы иметь эту перспективу, нужно иметь свою собственную нацию, а для того чтобы ее иметь, нужно, конечно, иметь свою государственную религию.

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, вы сейчас сказали о Православии и истории. Готовясь к этой программе, мы обратились к известному русскому писателю Владимиру Николаевичу Крупину и спросили его, что он думает о курсе «Основы православной культуры», и каково должно быть его место в школьном преподавании. Самое интересное, он как раз говорил о связи православной церкви и истории, о том, что невозможно разделить и нельзя преподавать одно без другого.

Николай Маслов: Дело в том, что история церкви как была, так и осталась на многие века, и история церкви отражает историю государства. А вот историю государства переписывали, кто как хотел.

Игорь Шишкин: Да, говорили, что самое неопределенное у нас — это история.

Николай Маслов: Конечно. Эта дисциплина нужна с точки зрения утверждения в сознании наших поколений правды о нашем государстве, нужна как жизнеутверждающая позиция. Это должна быть правда, и люди должны понимать, кто такой был Петр Первый, кто был Суворов, Ушаков. Почему они побеждали, почему Сталин вдруг в своей речи на Красной площади вспомнил именно о святом князе Александре Невском и о святом князе Дмитрии Донском, о Суворове. Он же не вспомнил там никакого Кагановича, не призывал идти сражаться во имя Кагановича или во имя Берии. Он знал прекрасно, что его пристрелили бы на трибуне.

Владимир Крупин: У человека есть душа, и у России есть душа. Душа России — это Православие. И как же изучать Россию, не изучая Православие в России? Как понять тогда, каким образом Россия смогла выстоять в татаро-монгольском нашествии, как она могла вынести это более чем двухвековое иго? Ответ простой. Мы приняли от Византии христианство, и тогда разрозненные и зачастую враждебные друг другу княжества были единой веры и были приведены к единому патриаршему престолу Московскому. Конечно, мы тогда смогли выстоять, когда была единая вера. Братья по вере — это ничуть не меньше, чем братья по крови. Потом, как объяснить, как мы смогли победить в Куликовскую битву, если не учитывать роли преподобного Сергия Радонежского? Как объяснить и то, что вдруг — небывалый случай, когда монахи Родион Ослябя и Александр Пересвет взялись за оружие благословенное? Как понять, что мы победили в Наполеоновском нашествии? Как понять, что победили Гитлера?

Ведь теперь в связи с юбилеем битвы под Москвой столько печатается документов о Божьем вмешательстве. И этот мороз совершенно непредсказуемый, который Господь даровал, что не завелись танки и орудия. И все победы в Великой Отечественной войне, которые совпадали с православными праздниками: и Курская битва в день Петра и Павла, и сама Победа 45-го года на Георгия Победоносца в пасхальные дни. Когда была уже огромнейшая опасность, неслучайно Сталин с трибуны мавзолея вспомнил величайшие имена истинно православных людей. Он вспомнил и Ушакова, которого ныне причислили к лику святых, и Кутузова, и Суворова. Это были все глубоко религиозные люди. Вспомним, как привезли перед Бородинской битвой икону Божьей Матери в войска, как Кутузов первый подошел и упал перед ней на колени. Даже перед штурмом Измаила, который был тогда самой неприступной крепостью, он сказал: «День учиться, день молиться, на третий день штурм». Вот это «день молиться» мы не должны забывать. Ну, и примеры такие — бесчисленны, бесконечны. И даже как понять подвиг Жени Родионова, который отказался принять другую веру и не снял с себя крест. Его убили за это. Как понять подвиг отца Анатолия Чистоуса в Грозном, убитого бандитами? Нет, представить себе Россию без истории Православия вещь возможная, но бесполезная.

Игорь Шишкин: Вот интересное совпадение. Крупина мы записывали сегодня утром. Он, конечно, не знал, что будете говорить вы, и вы не знали, что говорил он, но не только по основным положениям совпадает, но даже основные примеры одни и те же.

Николай Маслов: Хорошо, что увеличивается количество людей думающих и говорящих. Еще раз хочу повторить: это значит, что время пришло. Как бы кто ни переиначивал историю государства Российского, как бы ее ни сжигали, но историю хранила Церковь, и люди хранили ее, переписывали, перепечатывали на машинках, передавали друг другу в преданиях, и все это сохранилось. Поэтому даже такому деятелю как Сталин, хотел он этого или не хотел, но когда приспичило, пришлось вспоминать историю православной России.

Нам нужна правдивая история России. Тогда, может быть, мы бы не задумывались о многих проблемах, а решали их бы от сердца. А те люди, которые лишили свою страну и хороших учебников, и лекарств (а многие из них находятся сегодня у власти), или переродились бы и стали бы хорошими людьми, или просто покинули бы Россию, потому что они не нашли бы здесь пристанища для себя. Ведь многим не хочется знать правду, потому что неприятно видеть себя с неумытым лицом в чистом зеркале.

Виктория Голобородова: У нас есть телефонные звонки. Алло, вы в эфире.

Алевтина Петровна: В одной из передач Соловьева выступал Сванидзе и с возмущением говорил, что никто не думает о том, что чувствуют башкиры или татары, когда слышат словосочетание «русская земля». Меня возмущает другое: почему Сванидзе, как и прочие такие же, взяли себе за правило — выступать от имени башкир, татар или русских?

Николай Маслов: Да, я не то, что думаю, а часто встречался с людьми другой национальности, и могу сказать, что многие годы, многие столетия в России люди хотели стать русскими и писали в паспортах, когда были паспорта, что они русские. Многие люди национальных меньшинств говорят по-русски лучше, чем русские. То есть они подражали русским, потому что действительно русские были на высоте и в быту, и в науке. Я говорю, были, потому что многое, конечно, потеряно, но сейчас, слава Богу, мы это наверстываем. Постепенно возвращаются и русская удаль, и русское купечество. Может быть, не так быстро, как бы нам этого хотелось, но возвращаются. Когда-то я говорил с одним человеком из Мордовии. Он мне говорил: «Вы, русские, виноваты в том, что так все плохо. Мы всегда ровнялись на вас. И мы пришли к вам, как к великому народу, который всегда защитит, даст, обогреет, даст кусок хлеба, если нужно. Вы всегда были как братья». И действительно это было и до Советской власти, и во время Советской власти.

А сегодня, если кто и является национальным раздражителем или сталкивает нации, так это власть. Мы помним Кондопогу, действия власти, помним, как призывали изгонять грузин, и так далее. Правда, может быть, часть жуликов грузинской национальности убежала, и это хорошо. Но те люди, которые здесь у нас живут, остались, и они всегда будут рады жить в России, но только в том случае, если русская нация останется такой же государствообразующей, какой всегда и была. Наверное, только Россия принимает на свои земли другие нации и остается равным братом, а иногда даже меньше, чем равным. Скольких мы к себе брали, и скольких обеспечивали всем практически. Один великий человек сказал, что вся земля принадлежит русским, но на ней живут и другие народы, и русские должны о них позаботиться. Поэтому главная задача сегодня — не национальная рознь, не национальное превосходство, а восстановление той русской традиции, той русской культуры, той русской религии, которые и сформировали этот дружеский, братский союз, в котором все неплохо жили.

Виктория Голобородова: Почему разгорелись споры о введении основ православной культуры в российских школах? Вот когда у нас внедряется что-то разрушительное и плохое в последнее время, об этом споров нет. Например, господин Фурсенко, наш министр образования, пытается внедрить в нашу высшую школу болонскую систему образования. Магистраты, бакалавры, что еще в большей степени будет разрушать наше высшее образование, и к тому все идет, но все молчат. А когда речь идет о том, чтобы ввести в российские школы дисциплину «Основы православной культуры», появилось немало противников. Вот в Интернете написано: «Самое большое разочарование 1 сентября — введение в некоторых школах дисциплины «Основы православной культуры». Я так понимаю, что эта дисциплина опасна, и опасна она для врагов России. Почему?

Николай Маслов: Вы знаете, она опасна не для врагов России. Она опасна для людей с воровским складом характера, для людей жадных, которые всегда недовольны людьми честными и порядочными. Честный человек — он всегда, как совесть. Как совесть не дает спать укравшему что-либо, так и честный человек одним своим существованием не дает покоя жулику. Церковь всегда очищала свой народ от грязи. Ее задача была — очищать душу народа. И чем чище был народ, тем больше было добра, тем легче было жить. Но всегда были соловьи-разбойники, которых ничто не устраивало, ни судья, ни полицейский, потому что они их призывали к честной жизни.

И вот сегодня уже все сделано для того, чтобы смешать, что такое добро и зло, что такое «не убей», «не укради». В школьных учебниках целые уроки посвящены другому, с экрана телевизора нам все время говорят, что хорошо жить можно, только если в казино сходить, в автомате сыграть, сюжет лотереи, бери от жизни все. Даже лозунги — все нацелено на это. Это делают люди, обладающие большими деньгами, которые держат экономику в своих руках, и им не нужна другая идеология. Вы вспомните, что говорит тот же Жириновский: «Православие виновато в том, что у нас нет богатых людей, потому что оно учило быть справедливым в жизни». Но возьмите монастырь: там нет бедных и богатых. Там всегда придут на помощь тому, кто заболел, тому, кто в беде, всегда отдадут последнее. Если у них есть, чем поделиться, они поделятся с ближними, с теми, кто пострадал, например, в засуху и так далее.

Россия — социальное государство, и, в принципе, церковь тоже проповедует социальное государство, государство справедливости и равенства. Но тех, кто у власти, никак не устраивает сегодняшняя Конституция, где написано, что Россия — социальное государство, потому что как тогда сидеть в министерском кресле и не стать миллиардером? Как быть женой мэра и не стать миллиардершей? Поэтому и возвращение в систему образования и воспитания вот этих основ: «живи по совести», «живи по чести», «труд облагораживает человека» и так далее, их уже не устраивает. Они-то строят другое государство: убей, укради, отними, олигарх — это все хорошо. И вот сегодня и столкнулись, с моей точки зрения, эти два течения. Тому клану людей, который искренне не хочет, чтобы у него отняли награбленное, выгоден необразованный, невоспитанный, зачастую грязный народ, и они приглашают работать на стройки миллионы таджиков, узбеков, которые даже читать не могут, которые приезжают с заразными болезнями. Почему же они своих не берут? Не выгодно. Со своими нужно разговаривать, они намного грамотнее, интеллектуальнее, они хоть даже пьяницы, но свои же, за ними нужно ухаживать, за ними Конституция. А те — рабы. Поэтому, мне кажется, вся эта борьба с возвращением в систему воспитания основ справедливости вызвана именно нежеланием людей этого слоя признать, что существует справедливость, что их дети, которые сейчас учатся, будут знать об этом. Именно это, может быть, в первую очередь, заставило многих противодействовать введению в систему образования воспитания на нравственных основах. Такова моя позиция.

Виктория Голобородова: У нас еще звонки. Алло, вы в эфире.

Слушательница: Я бы хотела высказать свое мнение по поводу сегодняшней ситуации в России, аналогичной ситуации в предреволюционной России. Существует книга Ольденбурга «Царствование императора Николая Второго». Там это все описано, в том числе и разрушительная вакханалия прессы. Это люди, которые явно работают на разрушение, это видно по их высказываниям, и их надо призывать к ответственности и не бояться ничего, не бояться никакого мнения за рубежом. Пусть они верещат, пусть они у себя дома делают все, что хотят, указывают, как нам жить — не надо на это обращать внимание. И еще. Думу пора упразднить, потому что там есть депутаты, подобные Жириновскому и Митрофанову, и просто стыдно за наше государство.

Николай Маслов: Ну, какой народ, такая и власть, конечно. Как-то они пробираются во власть. Это все-таки наши граждане, какие бы они ни были. Думу все-таки упразднять не следует. Другой вопрос, что ее нужно реформировать, с точки зрения влияния на формирование правительства. Например, вот мое предложение: победила сегодня, например, «Единая Россия», а другая партия проиграла, и для того, чтобы не было такой коррупции, как сейчас, победившая партия формирует созидательные органы (министерство финансов, экономики), а проигравшая формирует генпрокуратуру, МВД, и следит за тем, как действует выигравшая партия.

То есть все равно нужно находить общий язык, но для того, чтобы его находить, мы должны жить в едином нравственном пространстве, поэтому, конечно, воспитание — это важнейший вопрос. Это не вопрос будущего, это сегодняшний вопрос, иначе безнравственные люди будут продолжать приходить во власть. Когда порядочных и честных людей будет больше, они будут более активно занимать позиции и во власти, и в жизни нашего общества.

Виктория Голобородова: Алло, здравствуйте, вы в эфире.

Любовь Васильевна: Николай Васильевич, я к вам обращаюсь сегодня не как к педагогу, а как строитель к строителю. Сегодня мы хоронили рабочего-электрика очень высокой квалификации, лауреата Государственной премии Совета Министров СССР, с которым считались академики, генералы, командующие войск. Мне сказали, что сейчас уйдет это поколение, и не останется у нас такого разряда рабочих, а будут одни таджики. Это печально. И второе. Я вам хочу сказать, что в школу надо ввести книгу Вадима Кожинова «Русская правда. Великая война России». Она легко читается, и в ней действительно русская правда.

Николай Маслов: Спасибо. Но рабочих такой квалификации, которой обладают русские, никогда не заменят таджики. Это известно во всем мире. Сегодня наша молодежь такие чудеса преподносит в самых разных областях знания, с успехом выступает на олимпиадах по математике, физике, химии. Слава Богу, сейчас государство хоть каким-то образом обратило внимание на профессиональный труд, на технические училища, и я думаю, что все-таки на крупных энергетических объектах, на объектах ВПК нет ни одного таджика, кроме как в подсобных рабочих. К нам сюда приезжают люди достаточно необразованные. Хотя, с моей точки зрения, это ошибочная позиция государства. Нам сегодня не нужна рабочая сила из-за рубежа. Может быть, только на самые черные работы нужно кого-то нанимать. Это мое глубокое убеждение.

Сегодня нужно задействовать 20 или даже 25 миллионов тех свободных рабочих рук, которых сегодня государство выбросило за социальную черту жизни. Это люди, которые живут в малых городах, в сельских поселениях, которые не задействованы и поэтому просто спиваются. Но ведь они имеют огромный потенциал, так как еще в советское время они получили хорошее образование, как среднее, так и высшее. Зачем нам мигранты, когда еще огромное количество нашего родного населения не задействовано? На это нужно, конечно, обратить первейшее внимание. И здесь мы опять же возвращаемся к православной культуре. Богобоязненный человек, находящийся у власти, никогда в своей жизни не позволит себе ни задержать заработную плату, ни выпускать лекарства, которые не содержат лекарств, ни выпускать водку, которая травит людей и уничтожает целую нацию, потому что он боится, прежде всего, Бога. Люди-безбожники не должны быть у власти ни минуты, потому что они не только себе вред приносят, и не только какому-то городу или области, но и вообще существованию человечества на Земле.

Виктория Голобородова: У нас звонок. Алло?

Слушательница: Я считаю, что насильно заставлять людей верить и насильно внедрять Православие — это неправильно, потому что к Богу человек приходит своим внутренним сознанием. И вопрос: Николай Васильевич, почему вы не регистрируете свою партию?

Николай Маслов: Мы сейчас говорим, если вы правильно слышите, не о религии, а об истории нашего государства, о нравах, о культуре. А насильно заставлять верить, конечно, нельзя, я с вами согласен. Что же касается регистрации, то мы уже провели четыре съезда, 16 декабря у нас будет следующий съезд. Дело в том, что партию Миронова, например, зарегистрировали при отсутствии устава. Мы сегодня пытались найти устав его зарегистрированной партии, его не оказалось. А мы уже пятый съезд проводим, но нам все время отказывают. То находят среди 78 тысяч членов партии одного человека, которому не исполнилось еще 18 лет, через два месяца исполнится, то есть такие нюансы находят, не то что несущественные, а о которых и сказать нечего. Те люди, которые занимаются политикой, не любят наше Отечество, не хотят, чтобы была многопартийная система, чтобы было все честно справедливо, каждый мог не насильно выбрать. А сегодня государство демонстрирует: или ты иди в одну партию, например, но она принадлежит петербургской команде, или во вторую партию, она оттуда же. Если одним делают регистрацию партии за неделю, то другим делают годы. Но мы — спортсмены на большой дистанции, и будем продолжать это делать. Надеемся, что люди в Кремле когда-то поменяются. Кто-то, значит, пойдет на другую работу, кто-то покинет эту землю. Всему свое время. Я думаю, что просто время еще не пришло для наших действий.

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, а вы знаете, этот звонок был очень и очень показательным: насколько все же эффективно работает система пропаганды. Ведь действительно многие воспринимают введение предмета «Основы православной культуры» как насильственное приобщение каждого школьника к Церкви, что вот он должен принудительно, под угрозой двоек, стать православным верующим. Они не понимают, что это борьба за стратегический курс развития России, это приобщение детей к духовным корням своей нации.

Николай Маслов: Православная культура — это сфера человеческой жизни, основанная на христианских нравах и морали, которые изначально утверждены Богом, поэтому введение в школе истории Церкви, это, соответственно, введение справедливой истории Российского государства. Естественно, в школе нельзя заставлять молиться, для этого есть церковь, и туда люди должны идти добровольно. В школе должны давать не азы религии, а должны показать историю Церкви, как историю нашего государства, и детям это многое откроет: и как Александр Невский побеждал на Чудском озере, и как Дмитрий Донской побеждал на Куликовом поле, и как побеждали в своих сражениях Суворов, Ушаков и так далее. Как эти люди побеждали, за счет чего? Силой какого оружия, силой какого духа? Вся эта справедливая история есть в книгах, в преданиях, и в писаниях, и это необходимо знать, чтобы Россия продвигалась вперед более значительными темпами.

Игорь Шишкин: У нас еще много телефонных звонков. Алло, вы в эфире.

Слушательница: До революции большинство населения исповедовало Православие, и никого это не волновало, ни чувашей, ни мордву, ни татар, ни уйгуров, никакие другие народы. Никто не возмущался. Но сейчас уже такое лживое время, что из ничего делают проблемы. Просто глупости какие-то.

Николай Маслов: Чуваши, мордва, татары в большинстве своем православные люди.

Слушательница: В большинстве, но не все.

Николай Маслов: Мы говорили уже, что пришло время возрождения России. Я с теплотой вспоминаю слова президента, когда он сказал, что солнце восходит на Чукотке, то есть в России, и Россия пошла вперед, и сейчас ее не остановить. Поэтому, конечно, пришло время Православия, как государственной религии. Другой вопрос, может быть, пройдет год или два, потому что мы должны приобщить своих детей вере, а потом учить другим наукам. Если человек ученый, но живет без Бога в душе, он может принести больше вреда, чем пользы.

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, но ведь это приобщение к духовным корням, к стержню нации неизбежно повлияет на весь ход нашей жизни. И, наоборот, если не приобщиться, то развал будет продолжаться дальше. Недавно президент выступал на расширенной коллегии представителей правоохранительных органов и говорил о том, что коррупция превратилась в одну из серьезнейших угроз безопасности России.

Николай Маслов: Хуже, чем терроризм.

Игорь Шишкин: Да, совершенно верно. До этого министр внутренних дел говорил о том, что справиться своими силами с бандитизмом они не могут, если не придут на помощь представители традиционных конфессий и не приобщат народ к нравственности. Я предлагаю послушать, что говорил президент, и насколько эти слова и программа, которую он провозгласил на этом совещании, совместимы с тем курсом, который сейчас идет в области воспитания, и можно ли это воплотить в жизнь без приобщения к духовным корням народа.

Владимир Путин: Мы присоединились к конвенции об уголовной ответственности за коррупцию. К конвенции ООН против коррупции, к конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. Однако законодательные и иные нормативные правовые акты, необходимые для реализации положений этих конвенций, до сих пор не приняты. Одним из направлений превентивной борьбы с коррупцией является создание законодательства, препятствующего вступлению должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в коррупционные сделки. И в этой связи актуально и необходимо проведение криминологической экспертизы принимаемых законов, в том числе и на предмет их коррупциогенности. Это предусмотрено и конвенцией ООН против коррупции. Еще раз отмечу важность совершенствования нормативной правовой базы борьбы с коррупцией. Ведь речь идет не только об ужесточении санкций соответствующих уголовных статей. Наше законодательство должно в целом исключить почву для коррупционных действий в ходе административных процедур в системе госуправления. Более эффективной должна стать борьба с коррупцией и в правоохранительной системе, в системе правосудия. Необходимо в полной мере реализовать комплекс мер, предусмотренных федеральной программой развития судебной системы России на 2007 — 2011 годы. Прежде всего, речь идет об обеспечении независимости, открытости, прозрачности деятельности судов всех уровней, повышения доступности правосудия для граждан нашей страны. Кроме того, пришло время законодательно закрепить апробированные и у нас, и за рубежом требования и запреты для представителей правоохранительных органов и судебной системы, в частности, таких как контроль за доходами и имуществом сотрудников правоохранительных органов, судов, членов их семей. Данные требования предусмотрены всеобщими стандартами борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах, принятых в 2002 году Генеральной Ассамблеей Интерпола. И, наконец, не менее важно законодательно оградить сотрудников правоохранительных органов и судей от неправомерного вмешательства в их работу всякого рода «заинтересованных» граждан, различных начальников самых разных уровней.

Николай Маслов: У меня это выступление вызывает двоякое чувство. С одной стороны, человек говорит, может быть, даже искренне. С другой стороны, полная безысходность. И коррупция в прокуратуре, то есть написать заявление на какого-то начальника — это значит, себе дороже, в судах — то же самое, и тогда: из кого собирается президент формировать честных избирателей, честных судей, честных милиционеров? Это и есть задача. Мы должны сегодня уже восстать за веру и восстановить попранное. Хватит болтаться в либеральной демагогии, что человек может все и ему все дозволено. Не все дозволено человеку. Человеку дозволено только хорошее. Плохое нужно все отсекать, искоренять, уничтожать, иначе будет хуже, чем сейчас. Это можно сделать только через воспитание в школах, в вузах, в средствах массовой информации. Нужно запретить все эти фильмы про убийства, которые разлагают наше общество, и для этого, как ни странно, не нужны средства ни федеральные, ни региональные, ни местные, а просто нужно действительно вводить цензуру. 87 процентов опрошенных высказалось за цензуру в средствах массовой информации. Почему государство не слышит свой народ?

Значит, кому-то хочется, чтобы на грязном фоне не была видна его грязная физиономия. Зачем делать грязный фон на экране? Чтобы собственная жизнь казалось чистой перед другими. Почему не хотят вернуть историю православной культуры в систему школ? Потому что там покажут таких людей, таких подвижников своего Отечества, на фоне которых мы будем казаться разбойниками. И какой мэр захочет показаться разбойником? Мэр Владивостока? Не захочет. Мэр Москвы? Не захочет. Поэтому и показывают всякую дрянь на телевидении, разрешают детям в Интернете сидеть, разрешают чуть ли не в казино ходить играть, чтобы отвлечь, чтобы самим на этом фоне казаться чистыми. Но нет, время пришло. Могу констатировать, что время пришло. Другой вопрос, какими темпами будет двигаться возрождение, но то, что нравственность будет набирать обороты и занимать позиции в обществе, зависит, конечно, от каждого из нас, даже сидящих здесь вместе за столом.

Виктория Голобородова: Николай Васильевич, вот вы сейчас как раз заговорили о цензуре в СМИ. Я хочу сказать, что ЛДПР озаботилось тем, какое у нас телевидение, хотя звучало это достаточно странно.

Николай Маслов: Вика, а можно ЛДПР не поминать на ночь?

Виктория Голобородова: Могу.

Николай Маслов: Сегодня все, и «Единая Россия» в том числе, заговорили о духовности, только ударение не могут поставить там, где надо. Но все равно это хорошо. Все-таки это наши люди, это наши братья, сестры, и к ним нужно относиться к кому с уважением, к кому со снисхождением. Если мы это понимаем, мы должны просто вести этот караван вперед, беречь свой народ, любить его, какой бы он ни был, даже если он лежит пока в грязи. Значит, надо дать возможность ему встать на ноги, помыться, и тогда опять у нас будет многомиллионная армия русского народа, вместе с которым, если этот народ будет высокодуховным, высокоморальным, будет очень хорошо жить и всем остальным народам и народностям. Мы никого никогда не ущемляли, все были для нас братья и сестры.

Виктория Голобородова: И все-таки не могу не спросить у вас: почему не было на этом «круглом столе» ни господина Эрнста, ни Швыдкого, ни Фурсенко, ни центральных телеканалов?

Николай Маслов: У них реклама, у них бизнес, им не до этого. Поэтому мы и сделали форум «Пресса за нравственное общество». В этом году у нас будет участвовать в конкурсе шестьсот различных средств массовой информации. В январе 2007 года мы будем подводить итоги. Время пришло, идет этот караван, потихонечку лечатся метастазы, и все будет нормально. И каждый из нас должен быть в этом плане участником войны за нравственную жизнь нашего общества.

Виктория Голобородова: Очень коротко, последний звонок. Алло?

Владимир Иванович: Николай Васильевич, во-первых, большое персональное спасибо. Я сегодня ездил в Педагогическую академию в Фили, взял там две книги «Толкового педагогического словаря» — для себя и для своего духовника, протоиерея Алексия Павлова из церкви Ризоположения в Москве. Он мне заказал эту книгу как только о ней услышал. Отличная книга, только очень тяжелая, килограмма два с половиной.

И хочу поставить точку на гастарбайтерах. Они будут нам не нужны только в том случае, если в Москве и в стране прекратится строительство коммерческого жилья. Они ведь только для этого и приглашаются.

Николай Маслов: Конечно. Мы об этом говорили. Мы прекрасно понимаем, что гастарбайтеры нужны для наживы определенной кучки людей. Этой кучке не нужна Россия как социальное высоконравственное государство. Для них это площадка для обогащения, а сами они потом на всякие острова уплывают. Но мне кажется, и президент наш сегодня демонстрирует то, что нужно, как стать локоть к локтю. Сегодня наше время пришло. Как бы не ныли, не выли и не лаяли разного рода политиканы, мы должны идти вперед. Есть хорошее по этому поводу предсказание, что восстанут неизвестные из народа за веру и восстановят попранное. Я в это верю на все свои сто процентов собственной жизни, и, например, этому отдаю большую часть собственного времени каждодневно, и призываю всех тоже к этому. За веру восстанут и восстановят попранное. Мы восстановим попранное как в духовной части, так и в экономической части. Сегодня весь мир, все те, кто хочет жить честно и мирно, смотрят на Россию, как на большого выздоравливающего брата. А кто не хочет жить честно и в мире, как Америка, например, те, конечно, нам не указ. Пока мы с ними считаемся, но это время уходит.

Виктория Голобородова: На этом наша программа подошла к концу. До свидания.

http://www.narodinfo.ru/program/35 385


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика