Русская линия
Известия Игорь Ротарь17.03.2003 

В Уйгурском районе Китая, среди преобладающего мусульманского населения, сохранились и русские общины

Восточный Туркестан, больше известный как Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР), — самая «горячая точка» в Китае. Сепаратистские группировки, связанные с «Аль-Каидой» и другими террористическими организациями, ведут борьбу за отделение «исконно исламских районов» от Китая. Впрочем, строго говоря, сегодняшний Восточный Туркестан «исламский» лишь наполовину. Мусульманские народы — уйгуры, казахи, киргизы — составляют лишь половину его населения. Другая половина — китайцы,
переселившиеся сюда в последние десятилетия. А еще в Восточном Туркестане живут несколько сот русских. И у них даже есть свой, «русский», город — Инин. В нем побывал специальный корреспондент «Известий».
"Ложка", «вилка», «газета», «машина», а также многие другие русские слова прочно вошли в обиход уйгурского языка. Этот факт объясним: до китайской «культурной революции» в СУАРе проживали несколько десятков тысяч русских. Первая волна русских эмигрантов появилась в начале двадцатых, когда в Восточный Туркестан бежали части белогвардейских войск.
Новая волна приходится на 1930-е годы. На этот раз в Инин устремились спасавшиеся от коллективизации крестьяне. После того как в 1932 году Сталин приказал депортировать китайцев из СССР, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе появилось довольно много полукровок (один из родителей — русский, другой — китаец). В конце 30-х годов в Восточном Туркестане работали русские школы, действовали православные храмы.
Среди русских были не только иммигранты. В 1940 году уйгуры подняли восстание против китайцев и провозгласили независимую Восточно-Туркестанскую республику со столицей в городе Кульджа (ныне Инин), просуществовавшую до 1949 года. В это время Кульджа была заполнена военными СССР, работавшими советниками в уйгурской армии. Даже форма восточнотуркестанских солдат была практически идентична советской.
Однако после прихода к власти Мао Цзэдуна Кремль решил не раздражать нового союзника. Правительство Восточного Туркестана в полном составе пригласили в Алма-Ату, откуда оно должно было вылететь на переговоры в Пекин. Однако по дороге в китайскую столицу самолет с высокопоставленными чиновниками потерпел крушение. Так «по досадной случайности» погибло все руководство Восточного Туркестана. Этот факт до сих пор не забыт уйгурами. «Русские используют нас как разменную карту. Когда им выгодно, они поддерживают нас, а когда политическая ситуация меняется, тут же нас предают», — приходилось мне слышать в Восточном Туркестане.
Положение русских в СУАРе заметно ухудшилось после ссоры Мао Цзэдуна с советским руководством, особенно в период «культурной революции». Русские школы были закрыты, православные церкви разрушены, а полукровки отправлены в трудовые лагеря на
перевоспитание. «Чистокровным» русским позволили эмигрировать, чем большинство и воспользовалось.
Сейчас русских в СУАРе почти не осталось. Наиболее многочисленная русская община, насчитывающая несколько сот человек, живет в Инине. Город имеет даже небольшой русский квартал: несколько семей живут за массивным забором православного кладбища.
Создается впечатление, что очутился в России далекого прошлого. В разговоре местные русские используют много архаичных слов, а за обедом непременно подается квас и выпеченный в собственной печи теплый хлеб.
«Во время „культурной революции“ большинство русских покинуло Восточный Туркестан. Осталось только несколько семей. По каким-то причинам китайцы не стали нас трогать, и мы жили в нашем квартале как в пустынном изолированном оазисе. Мы не носили на груди портреты Мао — христианам запрещено обожествлять человека. Наши дети никогда не были пионерами и даже не посещали школу — мы учили их сами. Чтобы найти пропитание, на все лето мы отправлялись в горы. Охота, рыбалка и сбор ягод обеспечивали сносное существование на весь год», — вспоминает уроженец Инина Александр Зазулин. Только после смерти Мао местные русские вышли из «подполья». Они успешно интегрировались в китайское общество: открыли русскую пекарню, магазин музыкальных инструментов, мастерские по мелкому ремонту. Возродилось (хотя и в новом качестве) русское
консульство в Кашгаре. Сегодня его используют как дорогую гостиницу. Любящим экзотику западным туристам предлагают остановиться в комнатах в «русском стиле».
С начала 90-х в СУАР зачастили коммерсанты — «челноки» из СНГ. Приезжих стало так много, что на магазинах появились вывески на русском. Однако местным славянам оказалось нелегко найти общий язык со своими соплеменниками. «Мы совсем другие, чем приезжие из бывшего СССР. По сути у нас нет ничего общего, кроме языка», — говорили мне ининские русские.
Одна из проблем — поиск спутницы жизни. Русские не хотят жениться на китаянках и уйгурках, а найти русскую девушку (и к тому же не родственницу) трудно. В русской общине несколько мужчин, отчаявшись найти невесту, покончили с собой.
Ассимиляция местных русских неизбежна. Даже их дети говорят по-китайски. «Сегодня нас осталось совсем немного. Чтобы не забыть, что мы русские, нам необходимо восстановить православную Свято-Никольскую церковь, разрушенную во время „культурной революции“.
По китайским законам храмы — собственность национальных общин. Хотя сама церковь была разрушена, вокруг нее остались церковные постройки в хорошем состоянии. В 1985 году власти города Инин, нарушив китайские законы, продали земли церкви частным владельцам. Однако эта территория должна принадлежать русской общине. На первый взгляд власти пошли нам навстречу и обещали построить церковь на территории русского кладбища. Для того чтобы освободить место под строительство церкви, мы перенесли могилы наших предков. Строительство православной церкви началось в 1999 году, но
вскоре его заморозили. Сегодня мы уже почти потеряли надежду, что у нас будет своя церковь», — говорит мне Александр Зазулин.
Справка «Известий»:
Живущие в Восточном Туркестане коренные тюркоязычные народы близки по языку, культуре и обычаям к населению Средней Азии. До того как в 1795 году регион был колонизирован Китаем, доля тюркоязычных народов составляла более 90 процентов. После присоединения в XIX веке Средней Азии Российская империя вплотную приблизилась к Восточному Туркестану. Активность России вблизи владений Великобритании (в 1848 г. английские
войска взяли Пенджаб и Пешаварскую долину) вызывала серьезную обеспокоенность Лондона. Русское и английское консульства в восточнотуркестанском городе Кашгар появились почти одновременно. Но после подписания в 1895-м и 1907 годах соглашений о демаркации границ Лондон потерял интерес к Восточному Туркестану. Однако «большая игра» на этом не закончилась. СССР и Китай начали борьбу за сферы влияния в регионе, продлившуюся почти полвека.
Урумчи-Инин-Кашгар

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика