Русская линия
Труд Дмитрий Лесков01.12.2006 

В звоне главное — душа!
Корреспонденту «Труда» доверили ударить в колокола главного храма России — Христа Спасителя

В церковные праздники над Москвой разливается мелодичное колокольное пение. Завороженные горожане задирают головы к маковкам церквей и соборов — такой душевной музыки не услышишь на концертах или по телевизору. Кто же дирижирует под самым небом церковными колоколами? Корреспондент «Труда» попробовал «поступить» в школу колокольного мастерства при храме Христа Спасителя в Москве.

— Стать нашим учеником может любой: от мала до велика, -рассказывает председатель Общества церковных звонарей Игорь Коновалов. — Нашим студентам от 12 до 70 лет. Но ограничений для абитуриентов нет лишь по возрасту. Поступающему желательно иметь рекомендацию от настоятеля одного из храмов. Естественно, таковую легче получить церковному служащему. Так что люди просто с улицы за нашими партами сидят крайне редко. Во-вторых, мы всегда проверяем на специальном тренажере координацию движений: далеко не каждый способен играть левой и правой руками разные мелодии одновременно.

Но самое главное требование — абитуриент должен быть человеком искренне верующим, тянуться к Богу. Каждый урок в школе начинается с молитвы. «Ведь молитва первое, что вдохновляет звонаря. Без молитвы пережимается пуповина связи с Всевышним, и душа, которую мы тут стараемся воспитать, черствеет», — говорят мне преподаватели школы.

Миновав эти несложные, по словам самих преподавателей, вступительные формальности, абитуриент становится полноправным студентом школы звонарей. В течение года его или ее будут бесплатно обучать музыке, архитектуре, иконописи, скульптуре…

— Предметов у нас действительно много, и некоторые из них на первый взгляд кажутся необязательными, — говорит Игорь Коновалов. — Но дело в том, что мы обучаем не обезьянок, которые умеют ловко дергать колокола за веревочки. Наша цель — воспитать в учениках душу. Наши выпускники понимают и чувствуют православие, уважают и любят историю России. И далеко не каждому удается эту науку постичь.

Но важнейшая дисциплина — практические занятия на колокольных тренажерах. Под самой крышей храма Христа Спасителя, в тесном помещении, вытянулись ряды со специально приглушенными пластилином колоколами — иначе от раскатистого эха и оглохнуть можно.

Выбираю самый простенький из тренажеров, так называемую трель — три колокола, из которых одновременно звучат либо два крайних, либо один центральный. Следуя советам Игоря Коновалова, держу кулак вертикально. Веревочку от среднего колокола зажимаю большим пальцем сверху, нити от крайних держу нижней частью кисти. Движение кистью вверх — звонят боковые, вниз — подает голос средний. Несколько минут тренировок с Игорем Васильевичем — и я исполнил церковным перезвоном «Чижика-Пыжика».

Каждый год такую трель в школе церковных звонарей осваивают до 30 учеников. 9 из 10 — россияне, но один — иностранец, причем нередко из дальнего зарубежья. И лишь трети студентов удается сдать выпускные экзамены и получить аттестат. Остальным дается справка, что они прослушали курс. По словам экзаменаторов, большинство заваливается на технике безопасности и уставе колокольного звона.

— Мы можем простить, если студент не различает Ионинский и Егорьевский звоны, этому можно обучиться и потом, — объясняет Игорь Коновалов. — Но если выпускник не знает устав, то есть может во время панихиды спутать похоронный звон со свадебным, о дипломе ему следует забыть. Однако самое главное — техника безопасности. Не зная правил подвески колоколов и языков, плохо разбираясь в оборудовании колокольного звона, человек рискует не прослужить звонарем и недели.

Сорваться с колокольни храма Христа Спасителя, и правда, проще простого. В небе гуляют промозглые ветра, которые так и норовят сдуть звонаря в свободный полет к грешной земле. Да и от высоты кружится голова. Аккуратно, следя за каждым движением, беру канат, привязанный к одному из массивных колоколов, тяну на себя. Маститое, породистое покачивание языка — и над столицей разливается «вечерний звон». Даже припасенные беруши не могут приглушить раскат благородного грома, и по коже от удовольствия бегут мурашки. Голос божественного музыкального инструмента наполняет душу умиротворением.

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ

Денис Сорокин, эксперт Общества церковных звонарей:

— Звонить, как в России, не умеют больше нигде. Колокольни собора Святого Павла в Лондоне звучат, как котлы с вареной картошкой. А все потому, что в других странах колокольный звон издревле использовался только как набат, возвещающий о пожаре или другом бедствии. На Руси же с помощью колоколов люди общались с Богом.

http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200 611 292 210 802


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика