Русская линия
Русская неделя Т. Кикнадзе01.12.2006 

Метод разумный и верный

Когда во всем царит анархия вседозволенности, не ограниченная рамками нравственных норм, когда воедино смешались истинная наука и истое шарлатанство, когда человеку весьма трудно определить, где добро и где зло, остро стоит вопрос защиты доброго от посягательств злых сил, использующих доброе в своих корыстных интересах и навязывающих человеку под видом добра чуждые принципы и ценности. Все это относится и к области медицины.

В книге «Премудрости Иисуса сына Сирахова» Господь Бог предлагает заболевшему человеку обратиться к врачу, «ибо его создал Господь, и… он нужен», и так как «Господь создал из земли врачевства,… благоразумный человек не будет пренебрегать ими». По своей мудрости Господь открывает врачу различные способы и методы исцеления болезней. Одним из них является гомеопатическое лечение. Гомеопатия — это терапевтическая система, имеющая единый принцип назначения лекарств — принцип подобия, следствием которого является применение веществ в малых дозах.

Смысл принципа подобия заключается в том, что для лечения применяются малые дозы тех лекарственных веществ, которые в больших дозах вызывают у чувствительного здорового человека сходные симптомы. Например, репчатый лук как пищевой продукт может вызывать жжение слизистых, слезотечение, чихание и т. д., а в виде гомеопатического препарата способен хорошо помочь пациенту, страдающему подобными явлениями при простуде; свинец вызывает в токсичных дозах невриты и лечит их в гомеопатических дозах.

Исторические корни гомеопатии уходят в глубокую древность. Во все века принцип подобия неоднократно провозглашался многими выдающимися учеными и философами. Еще древнегреческий философ Демокрит утверждал: «Подобное требует подобного», рассматривая принцип подобия в широком философском смысле. В последующем принцип подобия симптомов болезни и симптомов, вызываемых действием лекарств, отмечали Гиппократ, Гален, Парацельс, Авиценна и многие другие арабские и европейские ученые.

Однако в истории медицины честь разработки и введения в практику гомеопатической терапии как самостоятельной системы лечения принадлежит немецкому врачу — профессору Лейпцигского университета Самуэлю Ганеману (1755−1843). Защитив диссертацию, посвященную судорожным состояниям, дополнив медицинское образование изучением химии и фармацевтики, овладев шестью языками и владея широкой врачебной практикой, он был неудовлетворен эффективностью врачевания своего времени, что подвигло к экспериментированию и поиску нового терапевтического подхода в лечении хронических болезней. В частности, сомнения в трактовке действия антималярийного лекарства коры хинного дерева подвигли Ганемана в 1790 году к эксперименту, который непосредственно привел к открытию метода. Принятая им хина вызвала болезненные явления, подобные малярийным. Это побудило Ганемана к эксперименту подобного рода с другими лекарственными веществами, после чего было сделано заключение: вещества, способные вызвать в организме здорового человека определенные болезненные симптомы, могут и лечить, применяясь в значительно меньших дозах.

Мышьяк вызывает холероподобный понос, а в гомеопатическом применении препаратами мышьяка излечиваются поносы различной природы. Йод раздражает дыхательные пути, а в малых дозах благотворно действует при бронхитах. Сера при длительном воздействии приводит к распространенному дерматиту, а в гомеопатии Sulftir iodatum излечивает различные кожные заболевания. Cantharis vesicatoria (шпанская мушка) в токсических дозах вызывает воспаление мочевого пузыря, а в гомеопатических — облегчает страдания больных циститом и уретритом.

Первые сведения о применении гомеопатического метода лечения в России относятся к 1821 году. Царским указом в 1833 году, в период царствования Николая I, была регламентирована деятельность открывшихся к тому времени гомеопатических аптек в С- Петербурге, Москве, Риге и в 1835 году в Киеве. Одним из этапов становления гомеопатии в Российской империи стало официальное разрешение образовать в 1688 году в Санкт-Петербурге общество врачей-гомеопатов, а через несколько лет открытие там же первой гомеопатической лечебницы во имя Св. Архангела Михаила, устав которой был утвержден в 1881 году. Лечебница имела два отделения: одно для амбулаторного приема, другое — для стационарного лечения, «с постоянными кроватями, число которых не определяется, а зависит от средств Общества». В 60−70-е годы 19 века гомеопатия достаточно широко распространилась в российских провинциях, чему во многом содействовали сельские священники. Развитию гомеопатии в северо-восточных областях содействовало местное духовенство, о чем в 1873 году в «Журнале С.-Петербургских врачей-гомеопатов» сообщалось: «Мы можем насчитать многие сотни священников Уфимской, Оренбургской и Вятской губерний, которые с пользой занимаются этим делом и, посредством лечебников, оказывают спасительное пособие беспомощному сельскому населению». Гомеопатический метод использовался в медицинской практике и в Сибири. Из сообщений Алтайской духовной миссии известно, что миссионеры удивляли гомеопатическим лечением даже лам, гордящихся своим искусством исцеления. Архиепископ Иркутский Парфений (Попов) благословлял использовать гомеопатическое лечение в миссиях, а архимандрит Иннокентиевского монастыря Вениамин снабжал миссионеров гомеопатическими лечебниками и аптечками. Применение гомеопатии в миссионерской практике оказалось настолько благоприятным для распространения Православия, что в 1871 году Комитет Православного миссионерского общества признал большую роль гомеопатии в обращении малых народов Сибири и Дальнего Востока в христианство.

Ряд публикаций был напечатан в православном журнале «Руководство для сельских пастырей» (1885, N 39−40). Кроме того, гомеопатические лечебники рассылались по приходам в виде бесплатного приложения к «Церковным ведомостям» (СПб, 1890). Все это способствовало усилению интереса к данному методу среди духовенства и увеличению числа священников, практикующих гомеопатию (сохранились данные о том, что, например, только за 1896 год гомеопатическими аптеками пользовалось несколько тысяч священников). Правление «Общества последователей гомеопатии» в С.-Петербурге в 1883 году обратилось с официальной просьбой к духовенству содействовать использованию гомеопатии для лечения простых людей. И в середине 80-х годов 19-го века в предложенную Святейшим Синодом программу преподавания основ медицины в Духовных семинариях было включено изучение гомеопатического метода лечения. Одобрение и благословение гомеопатический метод получил в лице святых отцов нашей Православной церкви: св. Феофана Затворника, митрополита Серафима (Чичагова), архиепископа Никонора, архиепископа Иустина, преподобного Серафима Вырицкого, св. Иоанна Кронштадтского. В частности, св. Феофан Затворник пишет: «Гомеопатия может помогать во всяких болезнях, но надо угадать подходящее лекарство…», «Я слышал, что полезнее, чем кому, гомеопатия для детей и для простого народа», «Очень рад, что гомеопатия вам помогла и что вы решились иметь лечебник и аптечку гомеопатическую. Теперь все болезни будут бояться вашего домам и держаться поодаль, — если предположить, что у них есть некое чутье» («Собрание писем Святителя Феофана Затворника», выпуск 8, 1901 год).

Гомеопатия всегда пользовалась уважением и признанием со стороны народа и духовенства, благодаря своей эффективности и надежности. Последовавшие после революции 1917 года гонения и притеснения в отношении самого метода и практиковавших его врачей полностью его не смогли запретить. Важным моментом является то, что гонение на гомеопатию началось почти одновременно с гонениями на Церковь и Веру Православную. Коммунисты называли ее «подспорьем религии и опиумом для народа». Многие врачи-гомеопаты были репрессированы вместе со священниками.

Большой вклад в развитие гомеопатии внес замечательный человек, талантливый врач, основатель Киевской гомеопатической школы Демьян Попов. Его 100-летний юбилей мы отмечали осенью 1999 года, накануне празднования св. бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских, в честь одного из которых он был назван при крещении. По свидетельству близких, Демьян Владимирович был глубоко верующим православным христианином. Он был лечащим врачом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, у него лечились многие известные священники: протоиерей Сергий Афонский, Алексей Глаголев, Георгий Едленский и другие. Со слов прихожан известно, что в 60-е годы, во время гонений на гомеопатию, Д. Попов вел гомеопатический прием при Свято-Макариевском храме, где ему предоставил помещение настоятель протоиерей Георгий Едленский. За всю жизнь доктор Попов принял около миллиона больных. В народе по сей день живет о нем добрая память.

К концу 19-го века гомеопатия имела широкое распространение по всей Украине, где наряду с Киевом основными центрами стали Харьков и Одесса. В то время гомеопатическое лечение занимало важное место в структуре медицинской помощи и профилактических мероприятий. В частности, значительная помощь населению была оказана гомеопатами во время эпидемии холеры, брюшного тифа и дифтерии. Одесское Ганемановское Общество финансировало напечатание брошюры о гомеопатическом лечении холеры и ее рассылку сельским священникам и во все земские управы, где была холера, с приложением перечня гомеопатических лекарств. Смертность при гомеопатическом лечении холеры составляла доли процента. Подобным же образом гомеопатия применялась при эпидемиях дифтерии и брюшного тифа.

В наши дни гомеопатия успешно на практике взаимодействует с Православной Церковью. Так, накоплен опыт применения гомеотерапии в С. Петербурге, в Церковной благотворительной больнице Св. Блаженной Ксении Петербургской. Практикующие в этой больнице врачи-гомеопаты назначают гомеопатию в сочетании с обычным аллопатическим лечением или как монотерапию. В ходе лечения достаточно часто удается снизить дозировку аллопатических средств и уменьшить их количество. Гомеопатия не имеет противопоказаний, а гомеопатические лекарства, в отличие от аллопатических, особенно хорошо переносятся детьми и пожилыми людьми. Особенностью этой больницы является то, что здесь рядом с опытными докторами и специально подготовленными сестрами милосердия душу верующего больного врачуют священники.

Итак, с момента своего открытия и по настоящее время гомеопатия развивается как практическое, прикладное направление медицины, зиждущееся на принципе подобия и на основе испытаний гомеопатических лекарств, а также опыте применения их на практике в лечении хронических болезней. Несведущие люди пытаются относить данный метод лечения к оккультизму, приписывая ему связь с астрологией, экстрасенсорикой, основывая свои выводы на слухах, домыслах и сомнительных публикациях, не утруждая себя изучением основ гомеопатии. Действительно, в наше время некоторые целители пытаются использовать ее в своих целях, то есть применяют с различными лекарствами и гомеопатические, или искусственно создают неприемлемые гибриды, такие как астрогомеопатия и другие, где присутствует лишь слово гомеопатия, но суть и методология являются абсолютно чуждыми ей. Кроме того, все чаще появляются спекулятивные измышления, касающиеся теоретических основ гомеопатии, механизмов ее действия, что в большой степени связано с недостаточным уровнем развития современной науки, не способной на данном этапе объяснить феномен эффективности гомеопатии. Был проведен ряд технических исследований в области физики, биологии, биохимии и других естественных наук, имевших целью установить механизм действия закона подобия. Но каким бы важным ни казалось научное объяснение феномена, самым весомым свидетельством эффективности и действенности гомеопатии останутся миллионы излеченных пациентов у множества практикующих врачей.

Благословением гомеопатии являются слова св. Иоанна Кронштадтского: «Ваш метод самый разумный и верный. Сама Божественная премудрость не нашла более верного средства к врачеванию негодующего грехом и бесчисленными болезнями человечества, как врачевание подобного подобным. Прежде креста, смерти и Воскресения Своего Христос установил на все века для действеннейшего врачевания грешного человечества величайшее таинство причащения Пречистого Тела и Крови Своей, соединенных с Божеством. Значит, в Самом Богочеловеке имеем пример врачевания подобного подобным. Да будет же всегда Вашим всесильным помощником при ваших общеполезных действиях Сам Богочеловек и Всемогущий Творец и Врач болящего человечества».

Интернет-журнал «Русская неделя»


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика