Известия | Елена Яковлева, А. Амелькина | 05.03.2003 |
Такие соглашения уже подписаны на местах, между облздравами и епархиальными управлениями. Они позволяют священникам свободно посещать любые отделения больницы при согласии самих больных, а в детских отделениях при согласии родителей для совершения церковных таинств — исповеди, причастия, крещения, соборования.
— Незадолго перед смертью мне позвонил из больницы писатель Владимир Солоухин, — рассказывает священник, протоиерей Димитрий Дудко, — и попросил прийти к нему. Когда я пришел, он был в полубессознательном состоянии, его разбудили. Он исповедовался, и я причастил его. Ему стало легко говорить. Как я рад, сказал он мне, что мы вместе в трудную минуту. Я посоветовал ему пособороваться (в таинстве соборования прощаются не осознаваемые, не вспоминаемые человеком грехи, соборуют человека обычно перед смертью). Он ответил: вот выйду из больницы и пособоруюсь. На другой день мне позвонили и сказали, что он умер. Я причащал больного Михаила Бахтина, правда, не в больнице — дома. Я всегда ходил в больницы по просьбе больных, но в советское время туда надо было пробираться, лучшими проводниками были санитарки. Сегодня священники приходят в больницы свободно. У меня есть один знакомый священник, который постоянно ходит по больницам и причащает больных. Он в прошлом писатель, и я попросил его записывать все, что происходит: как ведут себя больные, что говорят, что переживают.
Очень часто на церковные инициативы смотрят как на вражескую экспансию, очередное притязание строгого, консервативного, отделенного от государства социального института на неподвластную ему территорию — светской жизни, государственных решений, прав человека. Но ведь право верить тоже конституционное право. Представим себе, что к Владимиру Солоухину перед смертью не пустили бы священника.
При многих больницах сегодня существуют больничные церкви, открываются часовни, а где возможности ограниченны — молитвенные комнаты. Церковь принимает активное участие в создании реабилитационных центров для лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом. В стране уже сейчас существует около десятка таких центров, в частности на базе монастырей — в Москве, Санкт-Петербурге, Ульяновске, в Кемеровской области. В Тульской областной детской больнице силами церкви организована воскресная школа. В Москве открыты два училища сестер милосердия. Организовано сестричество в ЛПУ Краснодарского края, миссонерствуют сестры там мытьем полов, выносом «уток», жалением родных.
Помогает не только церковь медикам, но и медики церкви. Например, знаменитому Великорецкому многодневному крестному ходу в Кировской области медики обычно оказывают лекарственную и врачебную помощь.
Комиссия Минздрава по взаимодействию с Московской патриархией Русской православной церкви рассмотрела все юридические аспекты взаимодействия больницы и храма (на примере 1-й Градской больницы в Москве). Обсудила такую острую проблему, как социальные аборты, и обратилась в комитет по охране здоровья и спорту Госдумы с просьбой внести поправки в закон о здравоохранении, отменяющие поздние аборты по социальным показаниям. Было решено создать центр милосердия для беременных женщин, попавших в трудные социальные обстоятельства.
Минздрав и церковь солидарны в вопросах ограничения рекламы алкоголя, табака, а также напористого использования в ней
материалов, затрагивающих «естественную сексуальность человека».
— Я считаю, что главная проблема, в которой мы должны быть солидарны, это проблема рождаемости, — сказал «Известиям» протоиерей Владислав Свешников, — на рекламу же сегодня мало кто обращает внимание. К тому же надо помнить, что бюрократическим путем все заявленные проблемы все-таки не решить. Надо изменить весь нравственный строй жизни.