Русская линия
Прочие периодические издания М. Казаков01.03.2003 

Отец Евгений (Чунин), иконом (управляющий) Клинцовско-Ржевской епархий Русской Православной Старообрядческой Церкви: «Подход старообрядцев — участвовать в выборах»
Евразийское обозрение, № 8

-Каково отношение старообрядцев и ста­рообрядчества в целом к политике, к политиче­ским процессам в России, и, в частности к вы­борам?
-По сложившейся христианской традиции Церковь стремится воздерживаться от участия в политических акциях. И это — я уве­рен — оправдано, ибо сами задачи Церкви по своему статусу превосходят любые, самые бла­гие политические планы и программы. Задачи напряжённой церковной деятельнос­ти ныне видятся нам на многие годы вперёд, и не хотелось бы даже пытаться связывать их реализацию с нестабильным фактором политиче­ской конъюнктуры. С другой стороны, мы сознаём все реалии современной политической жизни, и готовы к плодотворному сотрудничеству с любыми об­щественными силами в реализации тех или иных богоугодных социально-политических программ. Но именно тогда, когда речь идёт об их конкретно-временной реализации. Однако лично я считаю самым бесспорным и совершенным способом преобразования жизни к лучшему — каноническую церковную дея­тельность. И именно здесь вижу главное поприще для приложения собственных сил. Что касается «рядовых» прихожан на пери­ферии, то мне кажется, что большинство из них не очень интересуется и разбирается в полити­ческих нюансах столичной жизни. Их больше интересует банальный результат выборов: «если изберут того-то или того-то — интересно, сде­лают ли в нашем городе дороги? Закончат ре­монт больницы?» и т. п. Вообще, мне кажется, народ устал от выбо­ров. Череда сменяющихся фигур разного уров­ня, с сохранением сценария — выдвижение но­вого кандидата, его смелые «походы в народ», горячие обещания «переделать жизнь к лучше­му» и… после избрания — полное забвение обещаний и вежливое уклонение от исполнения даже прямых просьб избирателей., По этой причине большинство старообрядцев не верит в действенность выборов и мало чего от них ждёт. Хотя исключения есть — некоторые священники, их единицы, сами имеют определённые политические предпочтения, и «мягко» навязывают эти взгляды прихожанам. В их приходах ситуация несколько другая. Более «политизированы», на мой взгляд, жи­тели столицы и крупных городов — в этом ска­зывается большее проникновение в городские старообрядческие семьи телевизора, да и более активное «политическое» общение по месту жи­тельства или работы.
-Влияют ли, на Ваш взгляд, выборы и их результаты на жизнь старообрядцев и может ли влиять, в принципе?
-Сами выборы? Ещё одна не сов­сем приятная и малоинтересная процедура. На­до найти дополнительное время, и именно в Воскресный день — когда у активных христиан всё и без этого достаточно плотно заполнено. А уж пресловутый стандарт советского времени — собираться на выборы — «как на праздник», одеваясь только во всё самое лучшее — ныне, кажется, давно забыт. Ну, а результаты влияют на нашу жизнь лишь в той мере, в какой они, в принципе, могут повлиять на перемену внутренней ситуации в стране или вызвать изменение баланса сил.
-Участвуют ли старообрядцы в выборах и политической жизни? Определяется ли это кон­фессионально, либо каждый решает это сам для себя?
-Старообрядцы — народ законо­послушный, поэтому и общий «стандарт» подхо­да — участвовать в выборах. Мне никогда не приходилось слышать от старообрядцев призы­вы «не участвовать в выборах». Правда, кому-то могут помешать какие-то бытовые трудности — но это уже не «политический» момент.
-Каковы традиционные формы избрания власти у старообрядцев? Каковы формы избра­ния светской власти для старообрядцев мирян?
-Трудно что-то однозначное ска­зать на эту тему. Это уже — как бы строка из некоей политической программы. А у старооб­рядчества нет никакой политической програм­мы, т.к. оно все-таки держится принципа оста­ваться «вне политики». Лично я считаю, что са­ми механизмы наших выборов нуждаются в кардинальном изменении: они в подавляющем большинстве не обеспечивают выдвижение «лучших», а только — «финансовых воротил», демагогов и карьеристов. А такие люди — вовсе не те, кому бы можно было доверить управление страной (либо даже её частью)…
-Каковы вообще традиционные институты власти для старообрядчества? Может ли яв­ляться, например, общинность — формой со­циального устройства для старообрядцев, аль­тернативой светской государственной?
-Теоретически может, наверное" но как она сегодня реально могла бы стать «аль­тернативой», на какой стадии из нашей жизни можно «выключил» государство — мне трудно представить.
Беседовал Валерий Строев

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика