Русская линия
Прочие периодические издания В. Черкасова,
О. Микша
13.01.2003 

Белорусская газета
Опасная книга
Хранение Библии чревато

Белорусские верующие снова в волнении: ожидается, что в конце января в стране начнется государственная перерегистрация религиозных организаций, предусмотренная в новой редакции закона «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях». Независимые юристы и верующие считают, что перерегистрация может преподнести немало сюрпризов. О том, какими могут оказаться эти сюрпризы и обоснованы ли опасения верующих, говорят Дина ШЕВЦОВА, юрист религиозного объединения общин христиан полного Евангелия в Беларуси, и Александр КАЛИНОВ, начальник отдела по делам религий Комитета по делам религий и национальностей при Совете министров РБ.
Дина Шевцова: «Водку пить компанией можно, а читать Библию компанией — нельзя»
— Где может подстерегать опасность те религиозные организации, которые пойдут на перерегистрацию?
— Раньше в законодательстве вообще не было прописано, каким образом и из какого количества общин создается религиозное объединение. А сейчас в ст. 15 закона четко записано, что «религиозное объединение образуется при наличии не менее десяти религиозных общин единого вероисповедания, из которых хотя бы одна осуществляет свою деятельность на территории Республики Беларусь не менее двадцати лет».
— Но ведь новые религиозные общины на территории Беларуси появились в начале 90-х, в период перестройки, и, естественно, не насчитывают 20 лет существования.
— Да, именно так. Например, пятидесятники были просто запрещены и существовали только в составе объединений евангельских христиан-баптистов. Или адвентисты седьмого дня, которые существовали с середины 40-х гг., но неофициально. Как это сегодня подтвердить? Вот и получается, что 10−15 общин того или иного вероисповедания сегодня не могут создать религиозное объединение, поскольку у них нет ни одной общины, существование которой на протяжении 20 лет они могут подтвердить официально. Разве что взять судебные документы, где пятидесятников или адвентистов судили за исповедуемую ими религию. Но это косвенные факты, и неизвестно, захотят ли их учесть при регистрации объединения.
— А какие права приобретают общины, создав религиозное объединение?
— По закону только объединение может создавать духовные учебные заведения по подготовке кадров. Любая церковь начинается со священнослужителя, так что наличие кадров — это для нее перспектива развития. Только объединение имеет право учреждать средство массовой информации. Только объединение в соответствии с законодательством имеет право приглашать иностранных священнослужителей для удовлетворения религиозных потребностей верующих. Так что заинтересованность верующих в создании религиозных объединений понятна. Однако по закону «деятельность республиканского религиозного объединения распространяется на территорию деятельности входящих в него религиозных общин». Получается, что если на какой-то территории община есть, объединение может там осуществлять деятельность. Общины нет — вход запрещен. Но ведь новые общины создаются только через миссионерскую деятельность. Миссионеры отправляются в места, где нет церквей, и в результате их деятельности появляются новые приходы. А у нас туда, где нет общины, миссионеру путь заказан.
— Какое положение закона вызывает у вас больше всего вопросов?
— Увеличено количество граждан, которые могут зарегистрировать религиозную общину со статусом юридического лица — до 20 человек (раньше требовалось 10). Это положение представляет особенную опасность для небольших общин, расположенных в сельской местности. Особенно это характерно для Витебской области, где очень тяжелая демографическая ситуация. Смогут ли перерегистрироваться организации, где, допустим, было десять членов и двое к настоящему времени умерли? Закон, как известно, обратной силы не имеет. По логике, община уже существует, заново ее создавать не надо, надо лишь откорректировать ее устав в тех местах, где он не соответствует новому закону.
— Но не получится ли так, что, вопреки этому положению, от организаций будут требовать подтверждения наличия 20 граждан?
— Вполне возможно, что так оно и будет. Станислав Новиков, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов и законности правовых актов республиканской прокуратуры, в недавнем интервью «Народной газете» заявил: «Хотя закон и подписан, но пока еще не утвержден другой очень важный документ — положение о порядке перерегистрации религиозных организаций. Надо иметь в виду, что в Беларуси около 300 религиозных организаций, не насчитывающих в составе учредителей 20 человек. Их перерегистрация сегодня под угрозой. Что с ними делать? Если они будут отсеяны, то не явится ли это дестабилизирующим моментом? Вопрос пока решается». И снова непонятно, 10 или 20 человек надо, и будет ли иметь обратную силу порядок создания религиозных организаций.
— Может рано еще высказывать опасения?
— А посмотрите, что уже происходит на местах. Нам пришло письмо из Осиповичей, в котором председатель одной из общин рассказывает о том, как в тамошнем горисполкоме 2 декабря прошло совещание, которое проводил Чепахин Валерий Владимирович, начальник отдела информации. На совещание были приглашены руководители религиозных организаций, юристы исполкома, представители органов милиции. Темой совещания было принятие нового закона и практика его применения. Начальник отдела информации изложил некоторые положения закона и, в частности, сказал, что, оказывается, проповедовать и проводить богослужения можно только на двух официальных языках — белорусском или русском. Кроме того, он заявил, что если община входит в состав объединения, то перерегистрацию должно пройти сначала объединение, а уже потом — община. Трудно сказать, откуда это взято, поскольку в законе ничего подобного не было.
— Похоже, пока эти вопросы не могут решить в Минске, за них самостоятельно взялись на местах.
— Я не думаю, что эти предположения родились на пустом месте. В том же интервью «Народной газете» Новиков заявил, что в конце октября в Полоцке прошла выездная коллегия Комитета по делам религий и национальностей, после которой он и сказал о том, что у прокуратуры вызывает опасения «бурный рост неопротестантских общин». Вполне возможно, что там были даны и некие рекомендации относительно этой ситуации. А возможно, что-то было просто неправильно истолковано либо просто недослышано.
— Какие последствия это может повлечь?
— Как минимум нервозную ситуацию. На местах положения закона и документа о перерегистрации могут быть весьма вольно интерпретированы. Знаете, как оно бывает — здесь сказали шепотом — там сказали вслух, и в итоге могут быть созданы препятствия для законной деятельности действующих религиозных организаций, которые столкнутся с проблемами при перерегистрации. Кроме того, закон несет еще одну скрытую опасность. Религиозным общинам, которые уже подошли к стадии регистрации и имеют все необходимые документы, надо где-то собираться. А мы уже имеем прецедент, когда группа верующих была задержана по ст. 193 административного кодекса, одного из них квалифицировали как руководителя незарегистрированной религиозной организации и привлекли к административной ответственности. Суд, по счастью, это постановление отменил. Получается, что водку пить компанией можно, а читать Библию компанией — нельзя. Но как же группа верующих может решить вопросы о регистрации, если она не имеет права собраться вместе? У меня есть протокол административной комиссии, где в графе «состав правонарушения» написано: «В помещении находилась библия и др. литература религиозного характера, организация не зарегистрирована, чем нарушено законодательство о свободе вероисповеданий и религиозных организациях».
Александр Калинов: «Государство должно реагировать на появление в стране псевдорелигиозных деструктивных групп»
— Необходимость в изменении правил регистрации религиозных организаций возникла после принятия нового закона о свободе совести?
— Закон был принят с учетом того опыта государственно-церковных отношений, изменений религиозной жизни, которые наступили у нас в стране с 1992 г. Так, за последние десять лет возросло количество религиозных направлений, действующих в Беларуси: если в 1989 г. их было 9, то сейчас — 26. Количество религиозных общин возросло с 800 до 2.830. Сейчас в стране действует 152 религиозные организации общеконфессионального значения — религиозные объединения, братства, сестричества, медицинские общества, духовные учебные заведения и др. Реально количество религиозных организаций достигло почти трех тысяч.
Кроме того, в 2001 г. вступил в силу новый Гражданский кодекс, где религиозные организации отнесены к некоммерческим. Произошли изменения в религиозной жизни. Если раньше общины занимались чисто культовой практикой, то теперь они активно занимаются милосердием, социальным служением. Это нужно было учесть в законодательстве.
С другой стороны, за последние десять лет появились некоторые деструктивные религиозные организации, деятельность которых противоречит Конституции и наносит вред психическому и физическому здоровью людей, препятствует исполнению общественных и государственных обязанностей. Поэтому было необходимо создать правовой механизм противодействия созданию подобных организаций.
В новой редакции закона изменены правовые нормы относительно учредителей религиозных общин — раньше нужно было 10 человек, теперь — 20. А на Украине, в частности, подготовлен к принятию законопроект, где для учреждения религиозной общины необходимо 25 человек. Эта норма предусмотрена для предотвращения появления т.н. психокультов. Если раньше религиозные организации регистрировали только уставы, то со вступлением в силу закона они пройдут госрегистрацию как юридическое лицо, а устав включается в перечень необходимых документов.
Пройти перерегистрацию должны около трех тысяч организаций. Суть ее в том, чтобы привести учредительные документы в соответствие с новым законом. А не в том, чтобы кого-то запретить или ликвидировать как юридическое лицо.
— Сколько времени отведено на перерегистрацию?
— До 17 ноября 2004 г. Этого времени вполне достаточно, чтобы организация просмотрела свой устав, приняла необходимые дополнения и изменения.
— Кто проводит перерегистрацию?
— В соответствии с законом общины регистрируют облисполкомы и Мингорисполком, а религиозные объединения, монастыри, монашеские общины, братства, сестричества и миссии — Комитет по делам религий и национальностей.
— Как будут перерегистрироваться религиозные организации, не насчитывающие необходимых 20 учредителей?
— Те общины, которые уже зарегистрированы, но не насчитывают 20 учредителей, будут проходить перерегистрацию на старых условиях — им надо представить подтверждение о 10 учредителях. Закрывать их никто не будет. Равно как и те религиозные объединения, которые действуют на территории Беларуси менее 20 лет. Например, религиозное объединение христиан полного Евангелия, новоапостольская церковь, объединение прогрессивного иудаизма, бахаи были зарегистрированы в начале 90-х гг. и теперь обеспокоены тем, как им пройти перерегистрацию. На таких же условиях: приведут свои учредительные документы в соответствие с законом, предъявят документ, подтверждающий местонахождение юридического лица, другие документы и пройдут перерегистрацию, хотя время их деятельности в стране менее 10 лет.
— Вы могли бы привести примеры изменений, которые придется вносить в уставы религиозных организаций?
— В первую очередь, это касается территории деятельности религиозной организации. В соответствии с законодательством она определяется границами населенного пункта, где проживают учредители. Это нужно внести в устав организации. Также имеются вопросы, касающиеся внутреннего уложения общин, в частности, распространения религиозной литературы. Организации имеют право распространять ее либо в собственных помещениях, либо в местах, выделенных для этого местными властями.
— А как быть с уличными распространителями религиозной литературы?
— Если они представители религиозной организации, то должны согласовать места распространения с местными органами исполнительной власти.
— А как будет с учреждением религиозными организациями СМИ?
— Учреждать СМИ имеют право только религиозные объединения. Общины могут учредить печатный орган только для внутреннего пользования тиражом не более 300 экземпляров. Словом, перерегистрация коснется организационных, а не канонических норм внутренней организации религиозных объединений и общин.
— Помимо количественного ценза какие еще механизмы противодействия возникновению деструктивных сект заложены в новых правилах регистрации?
— Во-первых, это сам процесс регистрации: если организация не будет зарегистрирована, но будет заниматься религиозной деятельностью, ей придется нести административную ответственность. Затем, количество учредителей. И наконец, проведение государственной религиоведческой экспертизы. Ей будут подвергаться те религиозные организации, которые до регистрации не были известны в Беларуси. Экспертиза будет устанавливать соответствие их вероучения и культовой практики нашему законодательству — не будут ли они наносить вред здоровью, психике, исполнению общественных обязанностей, не будут ли направлены против суверенитета, общественного строя, гражданского согласия. Вся литература, которой будут комплектоваться библиотеки, в обязательном порядке пройдет религиоведческую экспертизу. Этой процедуре также должна подвергнуться и религиозная литература, которая завозится в Беларусь из-за рубежа. Разумеется, каждый гражданин может исповедовать любую религию — это его право. Но когда он организует группу — это уже религиозная деятельность, и я считаю, что государство должно реагировать на появление в стране псевдорелигиозных деструктивных групп.
— Разве предприниматели, которые из-за рубежа ввозят в страну для продажи религиозные книги, обращаются в Комитет для оценки их содержания?
— С вступлением в силу закона о свободе совести они обязаны это делать.
— Кто проводит религоведческую экспертизу?
— Известные ученые, философы, историки, психологи, юристы. В ее составе три профессора, доктора наук, кандидаты, доценты. Это опытные люди, которые долгое время занимаются подобными вопросами.
Справка «БГ». По состоянию на 1 ноября 2002 года в Республике Беларусь зарегистрировано 2.830 религиозных общин, в том числе: православная церковь — 1.261, старообрядческая церковь — 35, римско-католическая церковь — 434, католики латинского обряда — 2, греко-католическая церковь — 14, реформатская церковь — 2, лютеранская церковь — 19, евангельские христиане-баптисты — 272, Совет церквей ЕХБ — 29, иоганская церковь — 1, новоапостольская церковь — 20, церковь первых христиан — 1, христиане веры евангельской — 494, христиане полного Евангелия — 64, христиане веры апостольской — 9, церковь Христова — 6, мессианские общины — 3, адвентисты седьмого дня — 56, свидетели Иеговы — 27, мормоны — 3, иудейская религия — 25, прогрессивный иудаизм — 12, мусульманская религия — 27, бахай — 6, оомото — 1, кришнаиты — 7.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика