Русская линия
Московский комсомолец Сергей Бычков14.01.2003 

Странный Старый Новый Год
Вопрос к Церкви: что нам делать с календарями

Разнобой двух календарей в России — церковного и светского — многими воспринимается как историческое недоразумение. За комментариями мы обратились к президенту Российского Библейского общества, настоятелю храма Святых бессребреников Космы и Дамиана, кандидату богословия, священнику Александру БОРИСОВУ.
— Вопреки общему заблуждению, Русская Православная Церковь не отмечает так называемый Старый Новый год 14 января. В этот день празднуется Обрезание Господне, поскольку, согласно церковному преданию, на восьмой день после Рождества Младенец Иисус был обрезан. Обрезание в ветхозаветной Церкви — символ посвящения младенца Богу. В этот же день отмечается память святителя Василия Великого, одного из выдающихся святых IV века, создателя монашеских уставов, борца против арианской ереси.
— А когда Церковь празднует Новый год?
— 14 сентября. Именно в этот день начинается церковный Новый год, иначе — Новолетие. Этот обычай начинать новый год в сентябре связан опять-таки с ветхозаветной традицией. Год заканчивался вместе с уборкой урожая. До XVI века церковь пользовалась юлианским календарем. Римляне заимствовали его у египтян, но в 46-м году до нашей эры Юлий Цезарь усовершенствовал его. Именно поэтому он называется юлианским. В 1582 году по инициативе Римского Папы Григория XIII введен более совершенный календарь, который получил название григорианского. Реформа была вызвана тем, что юлианский календарь отстает от реального года на одни сутки за каждые 128 лет. Если следовать юлианскому календарю, то Пасха должна была со временем переместиться на лето, а потом на осень. Григорианский стиль свел отставание на одни сутки за 3300 лет. Но при реформе возник разрыв между Восточной церковью, которая осталась верна юлианскому календарю, и Западной, которая перешла на григорианский. В XVIII веке разрыв между двумя стилями составлял 11 суток, в XIX — 12, а в ХХ — уже 13 суток! В 1923 году попытку перейти на этот же календарь предпринял патриарх Тихон. Но за год до него это попытались сделать «обновленцы» («пятая колонна» внутри Русской церкви, искусственно созданная большевиками). Поэтому реформа оказалась скомпрометированной, и патриарх был вынужден отказаться от нее…
Конечно, хотелось бы, чтобы все россияне отмечали Рождество накануне Нового года. Ведь оканчивается Рождественский пост, и можно спокойно сесть за новогодний стол со всеми яствами.
— Как вы считаете, перейдет ли Русская церковь на григорианский календарь?
— Григорианский календарь так же несовершенен, как и юлианский. Быть может, вскоре будет предпринята очередная реформа календаря, и вот тогда стоит подумать об этом. Подобные реформы в Церкви требуют особого подхода, и этим должен заниматься Поместный собор. Если на очередном Поместном соборе будет поставлена проблема календаря, можно надеяться, что собор примет мудрое решение, которое будет одобрено всем церковным народом. Единство церковного народа важнее календарных отличий.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика