Русская линия
РадонежСвященник Павел Феоктистов20.11.2006 

Бразильский карнавал в заметках русского православного священника

Когда в 2002 году вместе с паломнической группой из бразильского города Сан Пауло я посещал храмы и монастыри «Золотого кольца», то услышал, что наши соотечественники из российской глубинки многое знают о Бразилии, а некоторые даже потаённо давно мечтают попасть на карнавал в Рио де Жанейро. Однако мало кто представляет себе в реальности, что это за мероприятие. Мои записки не преследуют цель отговорить православных христиан от посещения карнавала, но помочь им разобраться: «Что же такое на самом деле современный «Бразильский карнавал», откуда он произошел и чем, по-существу, является.

Ежегодно, в конце февраля или первых числах марта, за неделю до «пепельной среды», предваряющей в католическом церковном календаре начало Великого поста, тысячи людей со всего мира приезжают в город Рио де Жанейро, чтобы увидеть, а некоторые даже с целью принять участие в шоу называемом «Бразильский карнавал».

Последние десять лет все больше туристов из России посещают в это время в Рио. Есть среди них есть и такие, кто приехав ради карнавала находят возможность помимо общеизвестных достопримечательностей города посетить храм святой мученицы Зинаиды, расположенный совсем неподалеку от «Самбодрома» — места проведения основного карнавального шествия. Белокаменный православный храм построен 70 лет назад в Псковском стиле конца 13, начала 14 века и резко выделяется блеском золотого купола на фоне окружающих его бетонных жилых домов. Шестой год я являюсь настоятелем храма и неоднократно становился свидетелем не только первых восторгов российских путешественников только что ступивших на бразильскую землю, неожиданно попавших из лютой зимы в жаркое тропическое лето, но и последующих разочарований людей, преодолевших тысячи километров, заплативших большие деньги для того, чтобы своими глазами узреть карнавальное действо, оказаться в центре народного, а в итоге коммерческого и, зачастую криминального разгула. Каждый год в течение шести лет на моих глазах проходила подготовка к карнавалу. Я видел тысячи бедняков с костюмами из дешёвого папье-маше, спускающихся из близлежащих «фавел» (трущёб) к Самбодрому по улицам района «Санта Тереза», где расположен мой храм. Многие из них — это люди без какой бы то ни было перспективы в жизни, или утратившие ее. Есть среди низшего класса, обитателей трущёб и такие, кто осознанно не желает трудиться, избрав способом добычи пропитания попрошайничество, воровство, наркоторговлю. Они идут для того, чтобы иметь возможность раз в году пройти в своих «нарядах» на виду у публики в бешеном ритме самбы (специфического танца) и тем самым, пусть даже в толпе и только на час оказаться в центре всеобщего внимания. Оскар Немейер, создатель нынешней столицы Бразилии — города Бразилиа писал: «Жители фавел воспринимают город как вражеский лагерь, где царят роскошь и коррупция». Бедные участники «праздника», не занявшие со своей школой самбы призовых мест, вскоре снова возвращаются на гору, в свои лачуги. В это время белым иностранным туристам лучше оказаться вне сферы внимания «фавеладос». Речь об этом пойдет в конце записок. Несколько недель подряд в период последних приготовлений, районы прилежащие к Самбодрому ночами оглушает барабанная музыка, свист и разрывы петард на ночных репетициях главного шествия так называемых «школ самбы».

Знатоки расходятся в толковании происхождения португальского слова «карнавал». По мнению некоторых лингвистов это слово восходит к средневеково-латинскому «карнелевартум» — «устранение мяса» (мясопуст). Не исключено, что карнавал берет свои истоки из празднований начала нового года и обрядов, связанных с ежегодным возрождением природы, известных еще с дохристианской эпохи. В ходе многовековой истории существования карнавала установилась его тесная связь с европейскими странами: Италией, Германией, Францией. Так, знаменитым средоточием карнавальной жизни в Италии стали города Рим, Венеция, Флоренция и Турин. Насколько известно, в местной и национальной традициях Европы, даты первого дня карнавала определяются не одинаково. В Германии — это день празднования Богоявления, во Франции — вторник первой недели Великого поста. Бразильский карнавал во многом берет свои корни из португальских и африканских народных обычаев. Если говорить о древности его происхождения в Европе, то, возможно, что в основе португальских «энтрудо» (разгулов) лежат греческие языческие вакханалии и оргии. Вероятно, не обошлось и без влияния египетских языческих храмовых обрядов. Эволюционирующие формы бразильского карнавала как формы предпостного народного оживления существовали с первых лет португальского присутствия в Бразилии. Существует свидетельство, что некий иммигрант из Португалии по имени Хозе Паредес основал первый карнавальный клуб в 40-х годах ХIХ века. Он обязал всех членов клуба бить в барабаны одного типа, создавая мощный, цельный звук. Это стало основой современных «батерий», наборов ударных инструментов. В середине ХIХ века группа учащихся из среднего социального класса образовала «Конгресс Карнавальной Деятельности». Несколько дней эта группа плясала на улицах, причем одним из нововведений было то, что все участники были одеты в одинаковые костюмы. В празднествах португальских «энтрудо» с древности всегда существовали самые вульгарные формы развлечений и шуток — пузыри с водой, грязевые мячи и зловонные бомбы. Около середины ХIХ века под влиянием Католической Церкви карнавал, как вид развлечения был запрещен. Полного его искоренения, однако, не произошло. К концу ХIХ века, после освобождения в 1888 году черных рабов, началось их массовое переселение в крупные города, в том числе и бывшую тогда столицу страны Рио де Жанейро. В празднование карнавала они привнесли свою характерную музыкально-плясовую традицию. Тогда же эти плясовые группы сосредоточились в пригородах. Плясовым сообществам были присвоены названия «блоков» (единиц) или «кордоэнс» (отрядов), но традиционные закрытые клубы остались в самом городе господствующими карнавальными сообществами еще на несколько десятилетий. Тогда же были организованы первые школы самбы. В 1916 году были написаны музыка и текст для первой самбы специально для карнавала. Она носила название «По телефону». Школы самбы не являются школами танца в полном смысле слова. Эти корпорации, объединенные либо местом проживания, либо тщеславной мыслью выиграть карнавал, состоят из танцоров, музыкантов, барабанщиков, певцов, спонсоров, депутатов.

Можно сказать, что в первой четверти ХХ века португальская и стихийная африканская карнавальная традиция частично уступили место разработанной и строго определенной программе народного ликования — уличным шествиям и балам. Первый формальный городской бал состоялся в 1932 году в Муниципальном театре города Рио де Жанейро. В последующие годы бал переместился в просторный ночной клуб «Канекан». В 30-е годы ХХ века балы предназначались, главным образом, для зажиточных классов. Для простого народа, бывших рабов и их потомков самой привлекательной частью празднеств всегда были и остаются поныне примитивная музыка, танцы и выпивка на улице. До 30−50-х годов ХХ-го века были живы те, кто стали свидетелями отмены в Бразилии рабства манифестом принцессы Изабел. В середине прошлого столетия начался весьма интенсивный прирост черного населения. К 50-м годам ХХ века африканская традиция усилилась в Бразилии настолько, что смогла овладеть школами самбы. Сегодня в Бразилии множество магазинов, где можно свободно приобрести всё необходимое для совершения магических обрядов «макумбы» (языческой африканской религии). Важнейшим элементом «макумбы» является «общение» с различными духами и жертвоприношения им для достижения той или иной цели. В некоторых карнавальных костюмах можно легко узнать элементы макумбической атрибутики. К сожалению, многие христиане, участвуя в карнавале не задумываются над тем, что они надевают в эти дни на себя и кому, сами не желая того приносят жертву, забываясь в громе сотен барабанов, захватывающем порыве ритма, ужимок и прыжков танца африканского происхождения.

В настоящее время карнавал в Рио один из самых многочисленных и организованных во всей Бразилии. Группы выступают перед более чем 100-тысячной аудиторией зрителей, располагающихся на трибунах и в ложах с двух сторон Самбодрома, устроенного по типу стадиона или подиума. В 1985 году строительство этого сооружения обошлось в 20 миллионов долларов США и стало самым заметным детищем тогдашнего губернатора штата Рио де Жанейро. Центр карнавальной жизни вот уже более двадцати лет находится именно здесь. Празднество начинается в пятницу около полуночи. На его пике, в воскресенье шествуют школы самбы первой категории. Сначала проносят название школы, потом идут ее сотрудники, затем нанятые владельцами школы местные знаменитости, а уже за ними тысячи профессиональных и самодеятельных танцоров, десятки барабанщиков и музыкантов. Каждая школа представляет одну, выбранную ею тему: политика, природа, спорт и т. д. Темы должны быть узнаваемыми, т. е. бразильскими. Для раскрытия темы школа придумывает песню, костюмы, танцы. Репетиции начинаются за несколько месяцев до карнавала. Первыми проходят лучшие десять школ, затем идут группы низших категорий. В зависимости от результатов предыдущего года, категория школы может меняться. Особое место в шествии отводится повозкам, на которых едут так называемые «destaques» — основной состав выступающих. Некоторые повозки везут гигантские человеческие фигуры или марионетки. Здесь же располагаются группы гимнастов и акробатов. Возле повозок танцуют «пасситас» — элитные танцовщицы, иногда почти без одежды. Процессия представляющая ту или иную тему двигается по всей длине Самбодрома (около километра) почти час. Последняя, намеченная на эту ночь школа проходит с рассветом. Места для зрителей делятся на общие сектора с левой стороны по ходу движения участников и лож с правой стороны, для почетных и богатых гостей. В одной из лож размещается жюри или судьи.

Четыре предпостные ночи помимо программы на Самбодроме в городе проходят балы в некоторых ночных клубах, самые известные из которых «Скала» и «Монте Либано». Несмотря на то, что билеты в эти элитные клубы очень дорогие, недостатка в желающих нет. Цены билетов на общие трибуны Самбодрома колеблются от 100 до 500 реалов (примерно от 50 до 250 долларов США), да и то если их покупать в кассах заранее. Непосредственно в предкарнавальные дни продажей билетов занимаются многочисленные турагентства. Здесь цена доходит до 350 долларов США, а иногда и выше. Созерцание из ложи, расчитаной на 12 человек может обойтись желающим в несколько тысяч долларов. Причем каждый билет дает право любоваться зрелищем только один раз, то есть одну ночь. Мне часто приходилось слышать от туристов, что цена и удовольствие от предоставленного зрелища несопоставимы. И действительно, обычному европейцу трудно выдержать взирая в течение семи-восьми часов однообразное, с точки зрения непрофессионала, шествие под неистовый барабанный бой, непонятную, оглушающую музыку, свистки и дикие выкрики. Многие после двух-трех часов такого «удовольствия» не выдерживают и уходят, не жалея потраченных денег.

Тем не менее существует самая восторженная реклама карнавала во всех бразильских и многих мировых средствах массовой информации. Круглосуточно ведутся репортажи о ходе карнавала по нескольким местным телеканалам. Многие мировые телеканалы, в том числе и российские присылают в эти дни в Рио своих популярных ведущих, чтобы те комментировали ход празднеств и гуляний. Можно сказать, что со времени постройки и открытия Самбодрома подготовка, проведение и освещение бразильского карнавала поставлена на прочную коммерческую основу. Так, к примеру любой желающий, заплатив около 300 реалов (или примерно 150 долларов США) может купить право пройтись в составе одной из выбранных им самим школ самбы. Заплативший получает картонный костюм, атрибутику изображаемой темы и, нарядившись, является в указанное ему место сбора массовки, ждет своего «звездного часа». Массовка изображает паяцев, арестантов, чертей и т. п. Специальной подготовки от таких участников никто не требует. В этом совсем нет необходимости. Туристы из благополучных западных стран Европы и Америки не отказывают себе в таком удовольствии ради получения «острых ощущений», которые отсутствуют у них дома. Примером того, что карнавальная индустрия все более коммерциализируется стало завершение в 2006 году строительства колоссального по размерам «Центра самбы». Предположительно здесь будут располагаться основные школы самбы, мастерские по изготолению декораций, костюмов, склады по их хранению. Здесь же туристы за деньги смогут увидеть репетиции. Так случилось, что павильоны только что отстроенного в городском районе «Гамбоа» Центра находятся прямо через дорогу от Английского кладбища, где похоронено много русских эмигрантов. Совершая там отпевания усопших православных христиан и панихиды на могилах своих бывших прихожан я видел темпы строительства и мог приблизительно оценить вложенные в него затраты. Дерзну предположить, что исчисляются они не одним десятком миллионов реалов.

Репортажи телеканалов всего мира, заголовки газет и журналов в предкарнавальные дни пестрят названиями типа: «Грандиозное, сверкающее шествие», «Чарующая, чувственная самба», «Калейдоскоп цвета и звука», «Главный праздник Бразилии». Однако, на поверку, это только красочная приманка для хитро упакованного товара, предлагаемого простакам. Что не доступно взорам восхищенных читателей и телезрителей? Представьте себе несколько сот тысяч людей разного возраста и состояния, собранных в одном небольшом месте и иногда в течение суток ожидающих своей очереди перед началом движения их колонны. Это участники действа, загримированные и одетые в одноразовые картонные костюмы, причем среди них есть и такие, кто заплатил свои кровные. Иногда прямые телерепортажи показывают нередко случающиеся здесь сердечные приступы, драки, несчастные случаи. Наготове стоят машины скорой помощи, полиции, пожарные. Иногда особая тема некоторых репортажей — в буквальном смысле истерика у тех, кто до начала выступления попал со своим «костюмом» под ночной ливень, часто случающийся в это время года. Картон размокает и разваливается, дешевые стразы отрываются, краска течет по всему телу. Случаев таких сотни. В томительном ожидании и обслуживающий персонал повозок, машин и механизмов. Все, чтобы скоротать время усиленно выпивают и закусывают. Запах «шураски» (местного типа шашлыка) «марихуаны», по-португальски «маконьи» разносится по округе. Утром огромные кучи мусора, пищевых отходов, банок от выпитого пива и пустых бутылок из-под дешевой кашасы (водки из сахарного тростника) убираются целой армией дворников, нанятых префектурой. В Рио практически отсутствуют общественные туалеты. В период «стояния на Самбодроме» антисанитария принимает глобальный масштаб. Долго еще выброшенные «костюмы», на которые были затрачены бедняками иногда последние деньги, валяются кучами во всех районах города. К этому следует добавить, что несмотря на принимаемые администрацией города меры по обеспечению безопасности, в означенный период оживляются разного рода грабители и аферисты, жертвами которых чаще всего становятся наивные иностранцы. Смертельные случаи за неделю карнавала исчисляются десятками. Причины разные: убийства туристов с целью ограбления, передозировка наркотиками, алкогольные отравления.

Особый вид развлечения в карнавальный период — специально устраиваемые для «геев» (гомосексуалистов) ночные балы и шествия. Тогда Рио становится пристанищем тысяч представителей «нетрадиционной» сексуальной ориентации всех направлений со всех континентов. Для жителя Рио «травести» разгуливающие по улицам города или на пляже «Копакабана» даже в обычные дни — не новость. У неискушенной же публики скопление в одном месте и в одно время таких весьма эсцентричных личностей иногда вызывает замешательство, а у некоторых даже шок.

Подражать карнавалу Рио де Жанейро пытаются и другие города Бразилии — Сан Пауло, Сальвадор, Ресифе. В Сальвадоре, столице штата Баийя, где преобладает черное население весьма популярны «афроше» — плясуны африканского происхождения. В их характерных движениях прослеживаются черты древних языческих действ с элементами поклонения своим «божествам». В Ресифе и Олинде, городах далекого северо-восточного штата Пернамбуко народ веселится танцуя типичную именно для этого штата самбу «фрево», с характерным для нее текучим синкопированным ритмом. Здесь также популярны группы черных танцовщиков и актеров «маракату», представляющих извлеченные из древности традиции поклонения древним африканским владыкам.

В период карнавала общественная и политическая жизнь Бразилии замирает. Не работают банки, многие магазины, организации. Некоторые небольшие магазинчики и лавки у подножия фавел закрываются до полного окончания праздников во избежание случающихся проявлений вандализма «горячими бразильскими парнями». Цены на номера в гостиницах поднимаются в 2−3 раза. Туристическая, сувенирная и ресторанная индустрия изо всех сил стараются выжать из туристов как можно больше. Поскольку местное население в дни карнавала в основном следит за его ходом перед телеэкраном, то все покупки делаются им накануне. Этим пользуются продуктовые супермаркеты, шопинг-центры и взвинчивают цены.

Те горожане, кто не желает «получать удовольствие» от очередного всплеска народного веселья, стараются уехать на «фазенды» и «ситио» (загородные дома и дачи) у кого они есть, в глубь страны или в горы на «поузады» (подобие наших домов отдыха), где нет изнуряющей жары, свойственной для Рио в феврале. Покидают город также и многие местные русские — прихожане храма Святой мученицы Зинаиды. В воскресный день накануне карнавала и в самый его пик, храм бывает пуст к сожалению настоятеля.

Православные верующие часто интересуются: «Как в ХХI веке Католическая Церковь относится к карнавалу?». В католических храмах можно услышать увещание о том, что участникам карнавала следует стараться сдерживать буйство охватывающих их эмоций. Правоверным католикам рекомендуется избегать участия в кощунственных представлениях и парадах. Католические духовенство выступает против использования в шествиях церковных облачений и изображений святых. Но такое случается. На практике призывы хранить благочестие и избегать кощунственных выходок остаются гласом вопиющего в пустыне. Тем не менее некоторые католические приходы и монастыри, расположенные в отдалении от города устраивают для желающих своеобразные дни усиленной молитвы, называемые «затворами». Однако среди более чем 10-ти миллионного населения Рио добровольцев провести карнавальный период в сугубой молитве находится не много.

Нельзя не отметить, что в последние 20−25 лет, с ростом трущеб в крупных городах и увеличением черного населения фавел, Католическая Церковь утратила свое былое влияние на бразильцев. Полагаю, что в какой-то момент, ввиду недостаточной активности среди «фавеладос», она упустила свой шанс для увеличения количества паствы. На разрастающиеся в геометрической прогрессии фавелы огромным потоком хлынули сектанты самых различных и крайних толков. Таких, к примеру как «Игрежа универсал» (универсальная церковь). Сектанты в короткое время сумели овладеть симпатиями и содержимым кошельков сотен тысяч бразильцев из низшего социального класса. Не прибавили католикам ни авторитета, ни количества прихожан разрешение на использование в богослужениях местных традиционных музыкальных инструментов и даже танцев. Бывшая когда-то оплотом католичества в Южной Америке, да и во всем мире Бразилия, ныне не может быть названа таковым.

Медленное возвращение к повседневной жизни начинается в Рио с четверга первой недели Великого поста по католическому церковному календарю.

Каждый год Бразилия отбрасывает на неделю все свои заботы. Для бразильцев карнавал является, говоря образно, неким клапаном через который выходят эмоции, накопившиеся за год вследствие усталости, постоянной заботы о насущном хлебе, хаотических всплесков религиозных чувств.

По меткому ироничному выражению одного из русских вот уже более 50 лет живущего в Рио: «Из года в год карнавал проходит с ничем не смягченным успехом». Совершая свое священническое служение в мегаполисе с названием Рио де Жанейро и постоянно наблюдая жизнь города, я не могу с ним не согласиться.

Священник Павел Феоктистов,
настоятель храма св.мц.Зинаиды в г. Рио де Жанейро (Бразилия)
Адрес храма: Rua Monte Alegre 210, Sаnta Teresa, Rio de Janeiro, RJ, Brasil
Телефон: (021) 22−52−14−71

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2104


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика