Русская линия
Православие на Дальнем ВостокеИеромонах Никанор (Лепешев)17.11.2006 

Христианский крест среди осколков статуй Будд

1960 год для группы приморских учёных-археологов под руководством Э. В. Шавкунова оказался удачным. У подножия небольшой одинокой сопки Абрикосовой, что близ с. Кроуновка Славянского района, они обнаружили остатки древнего буддийского капища IX века, построенного ещё во времена государства Бохай. В научной литературе эта находка получила наименование «Абрикосовского храма».

При его раскопках, среди осколков статуй Будд и лепных украшений, была найдена маленькая овальная глиняная табличка с изображением… христианского креста (!). Крест был четырёхконечным, без распятия и относился к древнему восточно-сирийскому типу. Он стал неоспоримым свидетельством присутствия христианства на территории нынешнего российского Дальнего Востока уже в IX столетии по Рожестве Христовом. Но как же попал этот сирийский крестик с Ближнего Востока на Восток Дальний?

* * *

… У христиан Индии и Армении существует древнее предание о том, что первым проповедником Евангелия на Дальнем Востоке стал святой Фома, один из двенадцати апостолов Спасителя. В начале 50-х годов I века он ненадолго посетил Китай и оставил там нескольких своих учеников. Есть и археологические свидетельства проповеди христианства в Поднебесной Империи уже в первые столетия по Рождестве Христовом. Но дошла ли Весть о Воскресшем Господе в ту эпоху и до других дальневосточных народов, наука пока умалчивает.

В 635 г в Китай из Персии пришел епископ Алобэнь, принадлежавший к т.н. «Церкви Востока» или Сиро-халдейской церкви. Вместе с ним пришли более двух десятков монахов-проповедников. Именно они, по всей видимости, и принесли в Поднебесную Империю характерную для Сирии и Кавказа форму Креста Христова. Ту форму, которую мы видим и на табличке из «Абрикосовского храма».

После 431 г Сиро-халдейская «Церковь Востока» оказалась вне канонического общения с остальными Церквами, т.к. не признала осуждения еретика Нестория на III Вселенском Соборе в Эфесе. Не смотря на это, по меньшей мере ещё два-три столетия она, парадоксальным образом, сохраняла невидимые благодатные связи со Вселенской Церковью. Возможно, благодаря тому, что среди сиро-халдейских христиан в то время ещё оставалось немало людей, мысливших православно. Об этом свидетельствует тот факт, что в VII веке (т.е. через 200 лет после Эфесского Собора) в лоне Церкви Востока просиял такой великий святой, как преподобный Исаак Сирин, епископ Ниневийский. Аскетические творения этого подвижника стали настольной книгой для многих поколений монахов и мирян Православной Церкви.

Сиро-халдейская миссия в древнем Китае началась именно в то время, когда жил и подвизался великий Авва Исаак. Поэтому можно говорить о том, что обращённые Алобэнем и его сподвижниками китайцы также не были чужды Вселенской Церкви и действительно приобщались к спасительной благодати. Персидские миссионеры основали много сотен христианских церквей и монастырей по всей Поднебесной Империи. Как знать, не просияли ли в них подвижники, подобные преподобному Исааку Сирину?!

В 698 году к северо-востоку от Китая возникло новое государство Бохай («Приморская страна»). Оно охватывало нынешние земли, Ю.-В. Манчжурии, С.-В. Кореи, российского Приморья и юга Хабаровского края. А, по мнению ряда других учёных, влияние Бохайского королевства простиралось и далее на северо-восток, вплоть до самого устья Амура. Основным его населением были тунгусские племена мохэ, а также корейское племя когурё, китайцы и некоторые другие народы.

Бохай имел развитые политические, торговые и культурные связи с соседними государствами, особенно с Китаем и Японией. Видимо в какой-то период из Китая в бохайские земли пришли миссионеры Церкви Востока. Доказательством их присутствия там является крест, найденный у подножия Абрикосовой сопки. Насколько широкое распространение в Бохае получило христианство, и были ли там, как в соседнем Китае, христианские храмы и монастыри, сказать сложно. Археологических свидетельств тому пока нет. Очевидно одно: проповедь о спасительной силе Креста Христова звучала среди бохайцев…

* * *

Почему же «абрикосовский крест» оказался в буддийской божнице? Этого мы, наверное, уже никогда не узнаем. В отличие от тех керамических фрагментов, среди которых он был найден, изготовлен он не из очень тщательно отмученной глины. Т. е. явно «инороден», сделан другим мастером. Можно предположить, что крестик был оставлен в капище христианским миссионером, возвещавшим слово Божие бохайским буддистам в далёком IX веке.

* * *

… В 926 государство Бохай было завоёвано монгольским племенем киданей, в результате чего распалось на ряд мелких полузависимых и зависимых от завоевателей владений. Именно тогда, по всей видимости, и произошло запустение того крупного бохайского поселения в Приморье, жители которого возвели «Абрикосовский храм».

До XII века киданьское государство Ляо («Железное») оставалось наиболее могущественной державой Восточной Азии и включало в себя покорённые земли от Японского моря до Восточного Туркестана. Для нас значим тот факт, что в Империи Ляо среди монголо-язычных народов с XI века появляется большое количество христиан-несториан. Это были плоды проповеди всё тех же миссионеров сиро-халдейской Церкви Востока. Власти Ляо терпимо относились к христианству, хотя и считали его религией второго сорта. Таким образом, в эпоху киданьского владычества вера во Христа могла сохраняться и на территории нынешнего российского Дальнего Востока.

В 1115 году, спустя почти два века после падения Бохайского королевства, тунгусские племена снова нашли в себе силы создать собственное независимое государство. На этот раз в центре этого процесса оказался народ чжурчжэней. Чжурчжэни, провозгласив себя приемниками государства Бохай, к середине XII века захватили Маньчжурию, Империю монголов-киданей Ляо, Северный и Северо-восточный Китай, а также часть нынешней Внутренней Монголии. Так возникла огромная чжурчжэньская Империя Цзинь («Золотая»).

Можно с большой долей вероятности предположить, что несторианские монахи-миссионеры из оккупированных чжурчжэнями Китая и Монголии должны были проникать и в глубь Золотой Империи. Т. е. в земли, спустя века ставшие российскими. Да и со времён Бохайской империи среди тунгусских племён Приморья и Приамурья, возможно, оставались отдельные группы христиан.

На берега Амура, Сунгари, Уссури и Японского моря вполне могли приходить несторианские отшельники в поисках безмолвия. Традиции уединённого пустынножительства были очень развиты в Церкви Востока, вспомним того же преподобного Исаака Сирина. Девственная дальневосточная тайга очень подходит для такого рода подвига.

Но следов широкого распространения веры во Христа среди чжурчжэней и родственных им народов пока не обнаружено.

«Золотая империя» Цзинь просуществовала чуть более века и была разгромлена Великим монгольским ханом Угедеем в 1234 году. Монголы очень терпимо относились к христианству, т.к. среди них самих было немало несториан. Тем не менее, именно их разрушительное нашествие, скорее всего, и уничтожило последние следы миссии Церкви Востока в Приморье и Приамурье.

Через четыре века воинственные тунгусские племена — потомки бохайцев и чжурчжэней, обитавшие в нынешнем Северо-Восточном Китае и Южном Приморье, — вновь подняли голову. Именовали они себя маньчжурами. В 1616 году они создали государство Маньчжу, провозгласив его наследником Золотой Империи Цзинь. В 1644 году, воспользовавшись крестьянской войной в Китае, маньчжуры захватили Поднебесную и основали династию Цин («Чистая»), правившую страной почти три века, до революции 1911 года.

Исторический путь других потомков бохайцев и чжурчжэней увёл их «за край ойкумены». К ним относятся такие тунгусо-маньчжурские племена, как эвенки, эвены, негидальцы, нанайцы, ульчи, орочи, удэгейцы и другие малые народы.

К XVII веку, когда на Дальний Восток пришли русские, никто из коренных обитателей Приамурья и Приморья уже не помнил о Христе. Но с вхождением этих земель в состав Российского Царства настало время для Православной Церкви начать свою проповедь здесь. И снова над Приамурьем и Приморьем воссиял Крест Христов, принесённый сюда миссионерами Церкви Востока ещё в IX веке.

* * *

Форма креста, подобная абрикосовскому, издревле распространена во всей Вселенской Церкви. И по сей день её можно увидеть, например, на многих архиерейских, священнических и диаконских ризах. Типологически она близка также к новгородской и кельтской форме креста. Маленький абрикосовский крестик по праву является одним из главных символов христианства на российском Дальнем Востоке. Именно в таком виде, как на найденной в Приморье глиняной табличке, Крест Христов впервые пришёл в эти края. И, не смотря на усилия всех древних и новых крестоборцев, сияет над дальневосточной землей до сих пор.

Литература

1. Шавкунов Э.В. Государство Бохай и памятники его культуры в Приморье. Л., «Наука», АН СССР, 1960.

2. Ломанов А.В. Христианство и китайская культура. М., «Восточная литература», РАН, 2002.

3. История золотой империи. Новосибирск, РАН, Сибирское отделение, 1998.

4. Александров В.А. Россия на Дальневосточных рубежах (вторая половина XVII века). Хабаровск, 1984.

5. Илларион (Алфеев), епископ. Духовный мир преподобного Исаака Сирина. СПб, «Алетейя», 2002.

http://pravostok.ru/ru/journal/jhistory/?id=118


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика