Русская линия
Русская неделя Борис Грубин13.11.2006 

Русский дух в мультфильме «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»

Полнометражный мультфильм «Добрыня Никитич и Горыныч Змей» это второй фильм в задуманной трилогии о русских богатырях. Первый фильм про Алешу Поповича шел в кинотеатрах год назад, а третий фильм «Илья Муромец и Соловей разбойник» появится через год. По общему уровню исполнения и смотрибельности это, может и не наш ответ «Властелину колец», но уж точно на голову превосходит того же Астерикса и Обеликса. С этим французским сериалом наши мультфильмы роднит время действия — глубокая древность, непрекращающийся поток юмора и смешных ситуаций и образы былинных героев, которые олицетворяют собой лучшие черты национального духа в противопоставлении чужому. Там — галлы против римлян, у нас — русский дух и нерусский. Во Франции крайне серьезно относятся к Астериксу и Обеликсу, считая их своим национальным достоянием и наиболее удачным патриотическим проектом. Например, сейчас про них снимается самый дорогостоящий европейский фильм с бюджетом 100 миллионов евро. Естественно, эти деньги никогда не окупятся, но главная цель будет достигнута — при слове «французы» на лице у каждого европейца будет расплываться блаженная улыбка. Ну как не любить этих добрых и смешных людей! И как приятно сознавать, что у нас тоже поняли тенденцию и сделали вполне конкурентоспособный в любой стране продукт, показывающий наше прошлое с самых выгодных сторон. Я ничуть не отрицаю необходимости больших и серьезных блокбастеров о нашем прошлом и таковые обязательно появятся. Но реалии наших дней таковы, что кору цинизма и очернительства по отношению к своей истории, над которой усердно трудятся множество западных фондов и их добровольных помощников, может пробить только добрый юмор. Возьмем, к примеру, официальный патриотический мультфильм «Князь Владимир», который получился серьезным и совсем недетским. Интернет и СМ И буквально изрыгнули из себя полупереваренные псевдоисторические разоблачения. Князь Владимир такой, князь Владимир сякой. И жен у него было множество, и убивал он всех подряд, и насильно крестил. На мультфильм «Добрыня Никитич» не поднимется рука и отсохнет язык, потому что он получился смешным. Причем авторы фильма ничуть не убоялись пресловутой «слезинки татарского ребенка» и ничтоже сумняшеся наполнили фильм гэгами про непутевых татар или каких там, половцев. (Также и в Астериксе и Обеликсе римляне с их страстью к порядку подозрительно напоминают немцев). А главный злодей — ростовщик Колыван будто списан с образа олигарха известной национальности с крупным мясистым носом и печальными глазами. Но, повторяю, что своим юмором мультфильм надежно защищен от либерального СПИДа, который ищет любые проявления национального духа, чтобы задушить и растоптать, и в то же время покровительствует всем явлениям и силам, раздробляющим и подавляющим национальное самосознание. Теперь обо всем по порядку. Любой человек мыслит образами. Особенно удобен этот способ мышления в наше время, когда количество информации увеличивается лавинообразно. Согласно впитанным с детства образам человек мысли действует. Допустим, в современном «Ералаше» режиссеры заставляют 12-летних девочек изобразить любовь, и те начинают вести себя предельно неестественно, ломаются, строят глазки. Получается предельно гнусно. Эта модель поведения — следствие многочисленных сериалов, где только бандиты, менты и проститутки, следствие работы армады «половиков» с их верным другом презервативом, наводнивших школы, где они расписывают прелести безопасного секса. Главная фабрика по производству образов — это массовая культура, в недрах которой идет, по сути, беспощадная борьба за душу каждого ребенка. Няня Вика учит девочек как поярче накраситься, надеть покороче юбку и достигнуть главной цели — заполучить богатого мужа. Армада супергероев учит мстить и уничтожать. Бригада братков во главе с Сашей Белым учит хватать больше, бежать дальше, стрелять в спину. Все образы располагаются в сознании человека не как попало, а в согласии с иерархией потребностей, которые современная психология единогласно отнесла только к телесной сфере: пища, безопасность, любовь, и духовная составляющая — быть самим собой, то есть не напрягаться. Все, что сверх этого немедленно объявляется фанатизмом и источником проблем. Нетрудно заметить, что обезьяна, устроившая на дереве неприступное гнездо, натаскавшая туда бананов и заполучившая самку — это и есть идеал современного человека и идеальный продукт массовой культуры. Однако главная ошибка деятелей массовой культуры состоит в том, что природа человека на самом деле совсем другая и потребностей у него гораздо больше. И главные потребности человека ничего общего не имеют с телесными нуждами.

Философ Ильин говорит о потребностях человека как об огнях, которые освещают ему путь и у которых он греется, когда ему тяжело. Он видит три таких огня, первый из которых — семья. Второй и более сильный — это любовь к Родине. Третий — любовь к Богу. Это действительно насущные потребности, которые дают ему силы, удовлетворение остальных потребностей эти силы только отнимают. Прочитав пространные рассуждения Ильина о любви к Родине как источнике сил любой современный человек, скорее всего, рассмеется. Действительно, либеральная пропаганда многое сделала для того, чтобы внушить человеку мысль, что патриотизм — это то, что нужно исключительно государству, чтобы заставить человека работать бесплатно. Тут и ошибка государства, которое может запросто с перепугу начать насаждать патриотизм квадратно-гнездовым методом. На самом деле патриотизм — это чувство, которое нужно исключительно тебе и для тебя, и польза государству от которого лишь опосредствованная, вроде как любовь к детям выражается для государства в увеличении числа налогоплательщиков. И чувство любви к Родине абсолютно не нуждается для поддержания в уничижении других национальностей или в публичных демонстрациях. Так вот, человек, озаботившийся этим вопросом, неожиданно понимает, что русский народ и Россию действительно есть за что любить. Если, к примеру, человек любит старую добрую Англию и ее традиции, то к этому прилагается обязательный дурно пахнущий довесок. Ведь именно старые добрые англичане развили систему наркоторговли и работорговли в мировом масштабе, использовали любые пути и средства для разжигания конфликтов и войн за пределами своей территории, применив принцип «разделяй и властвуй» для образования империи, над которой не заходит солнце. Так перебрав все народы мы обнаружим, что только русский народ достиг определенных исторических свершений и в то же время показывающим себя жертвенным, добрым, неукоснительно соблюдающим союзнические обязательства перед другими государствами даже в ущерб себе, и сохраняющим и защищающим любой народ, попавший в сферу его интересов. Посчитайте, к примеру, сколько исконно кочевых, скотоводческих народов сегодня имеют свою государственность. Во всем мире — только Саудовская Аравия с 40% мировой нефти, а в сфере Российской империи — Казахстан, Монголия, Татарстан, Башкортостан, Калмыкия и так далее. Везде эти народы, не имеющие навыка строительства государства, проще было убить и изгнать, как это и было проделано, скажем, с американскими индейцами. И представьте, что Сибирь стала бы осваивать Америка, а не Россия, и бравые кавалеристы достреляв последних дакота и шайенов, помчались бы на чукчей, эвенков, долган, коряков и многих других. Так вот образы, согласно которым русский народ воспринимает мир, — универсальны и, вместе с тем, уникальны. Так, в детстве мой друг, немец по национальности, прочитал книгу «Русь изначальная» и другие книги об истории древней Руси, и в душу ему запал образ могучего богатыря в белой полотняной рубахе, с огромным топором, который одной рукой крушит набегающие орды степняков, а другой, дает прикурить, псам-рыцарям в железных доспехах. Потом он переехал в Германию устроился на очень хорошую работу, но долго жить там не смог, уехал обратно в России. Все потому, что Германия не могла обеспечить ему такого сильного исторического образа. Поэтому у меня ничуть не вызывает изумления что, например, верхушка дореволюционного «Союза русского народа», которому либеральная печать дала прозвище черносотенцы и «Союза монархистов», почти сплошь состояла из этнических немцев и евреев.

Этот очень сильный образ могучего и доброго богатыря и является основным стержнем мультфильма «Добрыня Никитич». Так воплощается один из самых мощных государство образующих стимулов. Добрыня не убивает вообще никого, что для западного мироощущения очень странно. Создавая мультфильм о древних воинах, американцы наворотили бы кучу трупов и посчитали бы свою миссию выполненной. Здесь Добрыня втыкает копье в землю и разбирается со степняками на кулаках, без смертоубийства, злодея Колывана в конце отпускает, отобрав все долговые расписки. А пресловутый Горыныч Змей оказывается его лучшим другом, с которым они вместе ищут пропавшую княгиню Забаву. Здесь проявляется еще одна важная черта русского народа — полное отсутствие ксенофобии, как бы не кричали об обратном либералы и американские писатели и публицисты, которые спокойно пишут что русские — «последний на земле народ, одержимый идеями расизма». Однако вся история русского народа свидетельствует об обратном с такой очевидностью, которую победить может лишь наглая безапелляционная ложь и щедрое навешивание ярлыков расизма и фашизма, чем и занимаются в России разнообразнейшие организации и фонды. В мультипликационном образе Добрыни Никитича сочетается сила и доброта и это тоже непростая задача для современного человека замороченного завываниями либералов. Если вы русские такие добрые, то уничтожьте все атомные ракеты, разоружите и распустите армию, упраздните силовые и бюрократические структуры и дайте всем жить спокойно. А ведь еще Иван Ильин наглядно доказал в книге «Сопротивление злу силой» что сила, это важный элемент доброты и что если где-то есть добрые и бессильные, то властвуют над ними злые и сильные, а значит творится несправедливость и долг человека — восстановить гармонию, и для этого он собственно и живет на Земле. Существование слабых и добрых допустимо, только если рядом есть сильный и добрый милиционер. И никогда русские люди не видели ничего зазорного, чтобы силой восстановить справедливость. Все войны, которые с натяжкой можно назвать завоевательными, Россия вела для того, чтобы освободить православных братьев, стонущих под игом польских панов или турецких пашей. Неправославные народы включались в государство, чтобы обезопасить свой народ он набегов за рабами. И почему государства, чья экономика основывалась на торговле русскими рабами, должно было непременно оставаться независимым и неприкосновенным. Туда приходили русские солдаты и учили местных зарабатывать на жизнь более цивилизованным способом, например. Это, в частности, и отражено в «Добрыне Никитиче».

Разворачивающаяся на наших глазах трилогия о русских богатырях, выполненная в единственно верном и наиболее подходящем для текущего момента стиле «Астерикса и Обеликса», да и, пожалуй «Турецкий гамбит» — это, пожалуй, единственные достойные свершения русского кинематографа за последние годы.

Интернет-журнал «Русская неделя»


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика