Русская линия
Седмицa.Ru Наталья Комашко07.11.2006 

«Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице..»

 Икона Богоматери "Всех Скорбящих Радость". Конец XVII – начало XVIII в.
Икона Богоматери «Всех Скорбящих Радость». Конец XVII — начало XVIII в.

(Статья из IX тома «Православной энциклопедии»)

Празднование в честь этой иконе совершается 24 октября — день первого чуда от иконы. Чудотворный образ, иконография которого в России складывалась под западноевропейского влиянием и, не получив единой законченной композиционной схемы, существует во множестве вариантов. Наиболее устойчивыми были типы, восходящие к чудотворным иконам: московской из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке и петербургской из Тихвинской часовни у стеклянного завода.

История.

Икона из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке прославилась в 1688 г. после чудесного исцеления сестры Патриарха Иоакима Евфимии Петровой Папиной, долгое время страдавшей от не заживавшей раны в боку. Первоначально икона находилась в московской Спасо-Преображенской церкви на Ордынке (позднее известна как Скорбященская), прихожанкой которой была Евфимия. Ее написание, по-видимому, надо относить ко времени перестройки храма в камне в 1683—1685 гг. Служба иконе «Всех скорбящих радость» по образцу службы иконе Божией Матери «Одигитрия» и сказание были составлены сразу после прославления образа, особый акафист написан в 1863 г. проф. МДА П.С.Казанским.

В 1711 г., при переезде царского двора в Санкт-Петербург, царевна Наталия Алексеевна увезла с собой из церкви на Ордынке икону «Всех скорбящих радость». Точно неизвестно, был ли это оригинал или список с него, который также пребывал в церкви. Существует 2 версии относительно того, какой образ, московский или петербургский, явил чудо в 1688 г. Обе иконы в равной степени почитались как чудотворные, и в московской, и в петербургской церквах хранились ранние рукописные списки службы и сказания об иконе.

Оставшаяся в Москве икона «Всех скорбящих радость» с 1713 г. находилась в устроенном для нее приделе (обновлялся в 1770 г.; церковь перестраивалась в 80-х гг. XVIII в. В.И.Баженовым и в 1834—1836 гг. М.И.Бове по проекту О.И.Бове). Чудотворения от нее письменно не фиксировались. Храм был закрыт в 30-х гг. XX в., служба в нем возобновлена в 1948 г. Судьба образа в период, когда храм был закрыт и в нем находилось фондохранилище ГТГ, достоверно неизвестна. Считается, что находящийся там в настоящее время чтимый образ Божией Матери тот же, что был до закрытия церкви. Но есть сведения, что чудотворная икона изымалась, а образ, который находится в церкви, был подарен Патриархом Московским и всея Руси Алексием I в связи с возобновлением церковной службы и является точным списком с чудотворного образа, созданным во 2-й пол. XVIII в.

Икона «Всех скорбящих радость», вывезенная в Санкт-Петербург, была помещена царевной Наталией Алексеевной в домовой церкви Воскресения Христова при ее дворце за Литейным двором на Шпалерной ул. При Наталии Алексеевне на иконе были закреплены частицы реликвий и мощей святых, выполнен серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен. В 1713 г. при дворце была устроена богадельня, к которой храм стал относиться после смерти царевны (1716 г.). Во время эпидемии оспы в 1768 г. императрица Екатерина II ходила к иконе на богомолье, перед тем как сделать прививку от болезни себе и наследнику Павлу Петровичу. В 1817—1818 гг. церковь была полностью перестроена (архитектор Л. Руска), икона установлена в особой нише справа от иконостаса.

Письменной фиксации чудотворений от иконы в храме не велось, но в литературе упоминается о том, что в 1848 г. исцелилась умиравшая девица-дворянка, к одру которой был принесен образ (в память об этом к окладу был приложен большой бриллиант), в 1849 г. выздоровел заболевший холерой врач Выборгской больницы, в 50-х гг. по молитве отца перед иконой в храме поправился сын чиновника.

Образ был написан на кипарисной доске (69,0×51,2 см). При императрице Екатерине II был выполнен 2-й оклад, в 1858 г.- 3-й, золотой, по рис. Ф. Г. Солнцева. В храме имелось 3 списка с чудотворного образа. 1-й иконографически соответствовал иконе, и на него был наложен оклад царевны Наталии Алексеевны. В 1847 г. этот образ, но без оклада был передан в полоцкий Спасо-Евфросиниев монастырь и заменен копией работы П.М.Шамшина. 2 других выполнены в живописной манере с изменением иконографии (добавлены страждущие). Один (293,4×226,7 см), написанный в 1858 г. художником Ф.А.Бронниковым, находился на хорах храма. Второй (213,5×124,5 см), выполненный художником Тюриным на медной доске в ознаменование 50-летия храма в 1869 г., был установлен в нише на наружной стене храма. Ни один список не сохранился.

В 1932 г. храм был закрыт, после чего судьба иконы неизвестна. Версия о том, что она была перенесена в Спасо-Преображенский собор Санкт-Петербурга, неверна. Икона «Всех скорбящих радость», в настоящее время находящаяся в нем и считающаяся подлинной, не соответствует сохранившимся описаниям, литографическим изображениям и фотографиям чудотворной иконы.

Литература:

Бенескриптов Е. Сказание о Св. чудотворной иконе Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость». СПб., 1859;
Храм Богоматери «Всех скорбящих Радости», что на Ордынке в Москве. М., 1862, 1906;
Георгиевский Н., свящ. Ист.-стат. описание Санкт-петербургской Скорбященской церкви, что за литейным двором. СПб., 1866 [ц в. воспроиз в., публ. «Сказания» кон. XVII в.];
он же. Церковь «Всех скорбящих Радости» за Литейным двором // Ист.-стат. сведения о Санкт-Петерб. епархии. СПб., 1876. Вып. 5. С. 266−277 (па г. 2);
Сказание о Св. чудотворной иконе ПреСв. Богородицы «Всех скорбящих радости». СПб., 1888. М., 1892, 1894;
Дебольский Г. С. Дни богослужения Правосл. кафолической церкви. СПб., 1894. Т. 1;
Скорбященская церковь в Петербурге и ее чудотворная икона // Рус. паломник. 1911. N 48. С. 762−764;
N 49. С. 778−779; Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси: Санкт-Петерб. епархия. СПб., 1908. С. 133−134.

Икона из Тихвинской часовни у стеклянного завода в Санкт-Петербурге («с монетками», «с грошиками»)

Существует несколько версий о том, как образ попал в часовню. Согласно 1-й, икона была вкладом купца С.И.Матвеева, имевшего торговые связи с заводом. Икона принадлежала его матери, урожденной Куракиной, в их семью «Всех скорбящих радость» попала, после того как была выловлена из Невы. Согласно 2-й версии, икону прибило к берегу реки в том самом месте, где была построена часовня. По 3-й версии, ее пожертвовал в часовню некий купец из Ладоги, спасшийся от гибели во время бури на реке. Весьма вероятно, что эти предания относились первоначально к Тихвинской иконе Божией Матери, а после прославления иконы «Всех скорбящих радость» были приписаны ей.

Время построения часовни предание относит к эпохе царствования императрицы Екатерины II и связывает с тем, что у этого места, где раньше был перевоз от стеклянного завода к дер. Клочки, некогда явилась по воде Тихвинская икона Божией Матери. В наводнение 1824 г. часовня была смыта и отнесена к дер. Клочки, затем восстановлена на прежнем месте Д.Туляковым. На прежнее место были возвращены и иконы. Впоследствии часовня перестраивалась. До 1882 г. была приписана к Скорбященской церкви над вратами Александро-Невской лавры, затем к Борисоглебской церкви на Калашниковской пристани.

Икона прославилась 23 июля 1888 г., когда во время грозы молния ударила в часовню и она загорелась. После тушения пожара было замечено, что стекло киота разбилось, сама икона упала на рассыпавшиеся из ящика для пожертвований монеты, причем 12 монет прилипли к иконе и держались на ней непонятным образом (позднее 1 монета отпала). Это событие вызвало большой приток богомольцев к иконе, и еще до 1-го официально засвидетельствованного исцеления от нее были случаи выздоровления (напр., расслабленного крестьянина, несколько лет не покидавшего постели). 1-е исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 дек. 1890 г., когда от иконы излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв (впоследствии учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств). 7 февр. 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина.

После посещения часовни в 1893 г. царской семьей началось строительство Скорбященской церкви рядом с часовней по проекту А.И. фон Гогена и А. В. Иванова, завершенное в 1898 г. Икона оставалась в часовне, для богослужения переносилась в церковь, где для нее был устроен специальный киот справа от иконостаса. Множество точных списков, сделанных с иконы, находились в храмах Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской губернии и в других местах. Так, местночтимые списки находились в церкви Иоанна Богослова в с. Рохлине Бельского уезда Смоленской губернии (Редков Н. Н. Ист.-стат. описание церквей и приходов Смоленской епархии. Смоленск, 1915. Вып. 1: Бельский у. С. 150), в церкви Вознесения в Екатеринбурге (Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1902. С. 167).

Скорбященская церковь была разобрана в 30-х гг. XX в., часовня закрыта (сохранилась в перестроенном виде), а икона перенесена в церкви Св. Троицы («Кулич и Пасха»), где находится до настоящего времени.

Иконография иконы (53,5×35,5 см) относится к типу «Умиление и посещение в беде страждущим». По стилю живописи представляет собой образец письма XIX в.

Литература:

Замечательное событие в часовне близ стеклянного завода 23 июля 1888 г. СПб., 1888;
Замечательный случай с иконой // Рус. паломник. 1888. N 3 (39). С. 461−462;
Новое знамение милости Божией: Исцеление болящей женщины В.И.Белоногиной иконой Божией Матери «Всех скорбящих радости», 17-го февр. 1891. СПб., 1891;
И. Г. Чудо в часовне Скорбящей Божией Матери (в селении стеклянного завода в Петербурге) // Рус. паломник. 1891. N 5. С. 79;
Часовня с чудотворною иконою Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» // ПрибЦВед. 1891. N 8. С. 239−242;
Ландышев Е., свящ. Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радости», находящаяся в часовне близ стеклянного имп. завода, что в Санкт-Петербурге. Од., 1893;
Рахманин К., диак. Тихвинская часовня и в ней чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радости» (с монетками) в селении имп. стеклянного завода. СПб., 1893;
он же. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радости» с монетками в селении имп. стеклянного завода в Санкт-Петербурге. СПб., 1902;
Знамение милости Божией: Чудесные исцеления иконою Божией Матери «Всех скорбящих Радость». СПб., 1896.

Иконография

Наиболее раннее документальное упоминание об иконе с названием «Всех скорбящих радость» относится к 1683 г. Этот образ был написан придворным живописцем И. Безминым, его стиль и иконография должны были следовать европейским, вероятнее всего польским, образцам. Нет уверенности, что на первых изображениях присутствовали образы страждущих. По описи арзамасского Алексеевского монастыря 1686 г. на иконе с таким названием была представлена только Богородица с 2 ангелами. Изображений страждущих нет и на петербургской чудотворной иконе. Подобная композиция совпадает с западноевропейской иконографией «Gloria» (Прославление Богоматери).

В 80-х гг. в составе клейм расширенного акафистного цикла на иконах Семёна Спиридонова Холмогорца появляется изображение Богоматери «Умиление и посещение в беде страждущим», восходящее к европейской. «Madonna Misericordia» (Милующая) (наиболее ранний датированный пример — «Богоматерь с Младенцем на троне, с 40 клеймами акафиста», 1687, ГРМ). Богоматерь изображалась без Младенца, с разведенными в стороны руками и в окружении разнообразных страждущих, располагавшихся в 3 ряда по обеим сторонам от Нее. Не исключено, что подобное изображение групп страждущих стали помещать на иконе «Всех скорбящих радость» после прославления образа в Спасо-Преображенской церкви на Ордынке в 1688 г. под влиянием композиции «Умиление и посещение в беде страждущим».

Композиция московской чудотворной иконы с изображением страждущих восходит к «Gloria»: в центре Богоматерь с Младенцем, стоящая на облаках и окруженная сиянием, по сторонам вверху 2 ангела с рипидами, еще 2 ангела помещены среди скорбящих. Особенность московской чудотворной иконы в изображении святых над страждущими: слева — прп. Сергия Радонежского и свт. Феодора Сикеота, справа — препп. Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Подбор святых указывает на патрональный характер иконы, написанной по индивидуальному заказу и именно для Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, где издревле находился придел прп. Варлаама Хутынского. Над Богоматерью представлено изображение «Св. Троицы» (т.н. новозаветной), под ней — картуш с текстом кондака иконе. Эти особенности указывают на вторичность иконографии образа и косвенно свидетельствуют о том, что петербургская чудотворная икона была первоначальной, а московская — списком с нее.

Точные списки с московской иконы известны с нач. XVIII в. (Алексей Квашнин, 1710, ЦМиАР). Состав дополнительных святых на них мог меняться в соответствии с требованиями заказа, иногда они отсутствуют. Распространению этих списков в XVIII в. способствовали гравированные листы, выполненные с чудотворного образа (Ровинский. Народные картинки).

На петербургской иконе, в целом совпадающей с московской в изображении Богоматери с Младенцем, есть и др. отличия помимо отсутствия страждущих. Так, Богородица представлена стоящей на луне — деталь в сочетании с сиянием, окружающим Ее, соответствует тексту Апокалипсиса о жене, облеченной «в солнце; под ногами ее луна» (Откр 12. 1). Подобные изображения на Западе известны с XIV в., в Россию пришли в XVII в., дав начало нескольким иконографическим типам («Солнечная», «Благодатное Небо» и др.). Четки в руках Богоматери и Младенца, также западная по происхождению деталь, характерная для иконографии «Rosarium» (Видение Св. Доминика), в русской иконописи встречается чрезвычайно редко, единственный известный пример — икона «Богоматерь Звезда Пресветлая» А.И.Казанцева (90-е гг. XVII в., МИХМ). Поскольку Богородица держит четки, Ее правая рука не приложена к груди, а опущена. Вместо «Св. Троицы» (т.н. новозаветной) вверху представлено изображение Бога Отца, что позволяет избежать двойного изображения Христа (как Вседержителя и как Младенца), присутствующего на московской иконе. Точные списки с петербургской иконы очень редки и бытовали только в Санкт-Петербурге.

На рубеже XVII—XVIII вв. в Москве мастерами Оружейной палаты был создан ряд значительных по размеру икон «Всех скорбящих радость» со страждущими, где изображения Богоматери варьировались. На том основании, что некоторые из них восходят к 2 гравюрам Леонтия Бунина (кон. XVII в.), О.Р.Хромов предположил, что могла существовать графическая серия подобных изображений, задуманная в качестве иллюстраций к неосуществленному изданию (очевидно, акафисту), посвященному новопрославленной иконе Божией Матери. В свою очередь они могли стать образцами для московских икон того времени. Известны следующие варианты: Богоматерь сидит на престоле (ЦМиАР), Богоматерь стоит, держит Младенца на скрещенных руках по типу «Salus populi Romani» (Богоматерь Римская), Богоматерь без Младенца по типу «Madonna Misericordia» (1713, ЦАК МДА), Богоматерь представлена так же, но с распростертыми ангельскими крыльями (ЦАК МДА), Богоматерь стоит на луне, прижав руки к груди и отведя взор вниз, — по зап. типу «Immaculata» (Непорочное зачатие Богородицы) (1703, ЦМиАР), Богоматерь в развороте вправо, восходящая на небеса, которые могут изображаться в развернутом варианте, с «бегами небесными» (ГММК; А. Квашнин, 1707, ГТГ). В списках более позднего времени эти варианты встречаются редко.

На рубеже XVII—XVIII вв. иконы, на которых изображались Богоматерь без Младенца и в окружении страждущих, независимо от того, как Она была представлена, в авторских подписях назывались «Образ умиления и посещения в беде страждущим». К сер. XVIII в. на этот тип, оказавшийся близким по содержанию и композиции к иконографии «Всех скорбящих радость», перешло название последней. Среди таких изображений наиболее популярным был вариант, восходящий к композиции Семёна Спиридонова Холмогорца, где Богородица, держащая в правой руке жезл, представлена в раю. Символизирующий рай белый фон постепенно был вытеснен разноцветными фонами, но изображения цветов и ветвей сохранялись. Появилась новая деталь — белый плат на главе Богородицы поверх мафория. Этот извод был широко распространен, в т. ч. в старообрядческой среде (Урал, Ветка). К нему относится чудотворная икона из часовни у стеклянного завода в Санкт-Петербурге.

С нач. XVIII в. на этих иконах появились такие детали, как изображение корабля по западному типу «Мадонны мореплавателей», впоследствии часто присутствующее на многих иконах «Всех скорбящих радость» независимо от варианта их иконографии, а также более редкое изображение радуги в ногах Богоматери, встречающееся в западных изводах «Gloria».

В XIX в. наиболее устойчивыми вариантами иконографии «Всех скорбящих радость» были типы московской чудотворной иконы и «Умиление и посещение в беде страждущим», восходящее к Семёну Спиридонову Холмогорцу. В живописной иконе особенно часто встречаются новые, свободные композиции, только отчасти связанные со старыми изводами, что делает невозможной их иконографическую классификацию.

Литература:

Ретковская Л. С. Вселенная в искусстве Др. Руси. М., 1961 (Тр. ГИМ. Памятники культуры; Вып. 3). [вар-т восхождения на небо с «бегами небесными"];
Сапунов Б. В. Некоторые сюжеты рус. иконографии и их трактовка в пореформенное время // Культура и искусство России XIX в.: Сб. ст. ГЭ. Л., 1985. С. 141−149;
Комашко Н. И. Богоматерь «Всех скорбящих Радость» // Антиквариат: Предметы искусства и коллекционирования. 2004. N 1−2. С. 22−34.

Другие чудотворные и местночтимые иконы «Всех скорбящих радость»

В арзамасской Высокогорской пустыни. По преданию, найдена в 1-й трети XIX в. в сенях людской избы в дер. Караулово Нижегородского уезда дворянином Г. Г.Карауловым. Явившийся Караулову во сне старец велел ему ехать в с. Забелино, помириться с братом Сергеем и отслужить молебен перед иконой «Всех скорбящих радость», и тогда он станет здоров. После долгих поисков икона была обнаружена. Прозрев после молебна, Караулов уступил брату спорную часть наследства, но забрал икону, которую привез в Арзамас, где от нее продолжались исцеления. В 1837 г., перед смертью, Караулов завещал сыну Ивану похоронить себя в Высокогорской пустыне и отдать туда икону, устроив в Покровской церкви особый придел для нее (построен в 1845 г.). Иван стал монахом этой пустыни с именем Иосиф. С 1837 г. на средства барона Н.А.Шлиппенбаха перед иконой горела неугасимая лампада.

Иконографический вариант этой иконы неизвестен. Имела небольшие размеры, на средства Караулова были изготовлены серебряный золоченый футляр и риза, низанная жемчугом и камнями. Позднее риза поновлялась на пожертвования крестьянки А.М.Стуловой. Икона была вставлена в раму, находилась в резном киоте.

Литература:

Cергий (Спасский), архим. Повествование о чудотворной иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радости», находящейся в Арзамасской Высокогорской Пустыни // Нижегородские Е В. 1867. N 13. Ч. неофиц. С. 589−593;
Четыркин И. Н. Арзамасская Высокогорская Вознесенская муж. пустынь // Нижегородские Е В. 1888. N 1. Ч. неофиц. С. 524−529;
Коневский М. Ф., свящ. Краткий ист. очерк и описание Арзамасской Высокогорской Вознесенской муж. Общежительной Пустыни Нижегородской епархии. Н. Нов г., 1914. С. 13. Арзамас, 1916;
Арзамасская Высокогорская пустынь // Рус. паломник. 1916. N 21. С. 320−321.

В ахтырском во имя Св. Троицы монастыре Харьковской епархии.
Икона «Всех скорбящих радость» была написана, очевидно, в 1-й пол. XVIII в. (226,5×168 см). По преданию, оставлена в монастыре неким священником, направлявшимся по обету в Кие в. После упразднения монастыря в 1788 г. икона пребывала в том же храме Св. Троицы. С восстановлением женского монастыря в обители в 1843 г. в книге стали записывать сведения об исцелениях от иконы. К 1859 г. их было более 10; после проведенного расследования в 1864 г. икона была официально признана чудотворной. Находилась в Скорбященском приделе собора Св. Троицы в особом киоте. До настоящего времени не сохранилась, известна по фотографиям, восходит к западному типу «Madonna Miseriсordia». Была украшена серебряным окладом.


Литература:

Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Харьковской епархии. Х., 1852. Отд. 1. С. 207;
Макухин Н. И. Чудесныя исцеления пред иконою Божией Матери «Всех скорбящих радости», что в Ахтырском Св.-Троицком монастыре, с предварительным сказанием об этой иконе и самом монастыре. Од., 1895;
Св.-Троицкий Ахтырский монастырь (1654−1904) // Рус. паломник. 1904. N 35. С. 600.

В Вологде. Написание иконы «Всех скорбящих радость» из Воскресенского собора датируется, видимо, не позднее сер. XVIII в. Сначала находилась в церкви Богоявления на Лосте, в 12 верстах от Вологды по московскому тракту. По преданию, была найдена в 1766 г. после видений во сне больной крестьянке дер. Сошниково Христине Галахтионовой, обнаружившей икону под алтарем в подвале церкви. О том, что от иконы происходили исцеления, было доложено Иосифу (Золотому), епископу Вологодскому и Белозерскому. По его распоряжению соборный ключарь Дмитрий Стефанов забрал образ из Богоявленской церкви и доставил его в консисторию. За 1766−1768гг. было собрано 59 показаний о чудесных исцелениях, которые, как правило, совершались заочно, а молебны служились в благодарность за них. Свидетельства были зафиксированы в следственном деле и в рукописи, хранившейся в соборе. Несмотря на попытки клира Богоявленской церкви в 1767 г. забрать икону, она была оставлена в соборе.

В 1766 г. на средства надворного советника Апочинина поля иконы обложили серебром. В XVIII в. она была украшена множеством серебряных вотивных привесо в. Позднее для нее изготовили жемчужную ризу с алмазами и драгоценными камнями. С постройкой теплого Воскресенского собора (1772−1776гг.) икону в особом киоте поставили за правым клиросом, летом на 3 месяца киот переносили в холодный Софийский собор.

Икона «Всех скорбящих радость» (27,0×22,5 см; доска слегка покороблена и повреждена в нижней части) относится к типу «Умиление и посещение в беде страждущим», но отличается некоторыми особенностями извода: Богоматерь изображена в короне, в правой руке держит скипетр с крестом, в левой — хоругвь, над ней — Нерукотворный образ Спасителя. После закрытия собора в 30-х гг. XX в. икону перенесли в храм на Богородском кладбище.

Литература:

Виноградов И. Известие о чудотворной иконе Богоматери «Всех скорбящих радости», находящейся в Вологодском кафедральном Софийском соборе, и бывших от нея чудотворениях в 1766, 1767 и 1768 гг. // Вологодские Е В. Приб. 1865. N 22. С. 843−853; N 23. С. 893−910; 1866. N 2. С. 49−56; N 3. С. 82−94;
Суворов Н. И. Путеводитель по Вологде с указанием на ее церковные древности и святыни и др. достопримечательности. Вологда, 1874. С. 4.

Икона «Всех скорбящих радость», находившаяся в тюремной церкви, написана, очевидно, во 2-й пол. XVIII в. Первоначально была установлена в часовне, в ограде вологодской тюрьмы, куда не было доступа арестованным. В 1822 г. икону как храмовый образ перенесли в новую тюремную церковь и открыли доступ к ней всем желающим. В 1824 г. тюрьма и церковь были переведены на новое место; 1860 г. церковь расширили, посторонних пускали только по воскресным и праздничным дням.

Икона широко почиталась в связи с поздним преданием о том, что она принадлежала кн. И. Андреевичу (в монашестве Игнатию), сыну угличского кн. Андрея Васильевича, бывшего по воле дяди, великого князя Иоанна III, 32 года в заточении в Прилуцком монастыре. Предание появилось, очевидно, в связи с тем, что икона среди других вологодских святынь принимала участие в крестном ходе в Прилуцкий монастырь.

Празднование иконе совершалось в 1-е воскресенье после 24 окт. Ежегодно на 10 дней она переносилась в Воскресенский собор, где пребывала с кануна праздника Вознесения до дня Св. Троицы. В эти дни икону носили по домам. Она участвовала во всех городских крестных ходах. Записей о чудотворениях не велось.

Икона (89,0×70,5 см; не сохр.) относится к московскому типу со страждущими, но без дополнительных святых. Над Богородицей представлен Господь Саваоф. На фоне стихотворная надпись: «Мати с Сыном о том беседует / Да всякий в небе царство наследует». Серебряный позолоченный оклад появился до 1827 г.

Литература:

Храмовый праздник в церкви Вологодскаго Тюремнаго замка // Вологодские Г В. Ч. неофиц. 1848. N 45. С. 517−518;
Кедровский Н. Сведения об иконе Божией Матери «Всех скорбящих радости», находящейся в церкви тюремнаго замка г. Вологды, и о самой сей церкви // Вологодские Е В. Приб. 1864. N 5. С. 128−135;
Суворов Н. Е. Путе в. по Вологде с указ. на ея церк. древности и святыни и др. достопримечательности // Вологодские Е В. 1874. N 18 (отд. отт.: Вологда, 1874);
Н-ин [Непеин] С. А. Вологодская чудотворная икона «Всех Скорбящих Радости» // Рус. паломник. 1897. N 21. С. 325−326;
Васишко Г. У. Святыня Вологодской тюрьмы // И В. 1912. N 7. С. 256−261;
Коваль С. К очерку «Святыня Вологодской тюрьмы» // И В. 1912. N 9. С. 1132−1134.

В Волынской губ., в Кременце. Почиталась как чудотворная, находилась в Богоявленском монастыре. Была написана на медной доске (34,5×23,5 см) живописным письмом. Особенности иконографии неизвестны, но, поскольку празднование иконе совершалось 24 окт., можно заключить, что она в целом соответствовала композиционной схеме иконы «Всех скорбящих радость» в отличие от других западнорусский икон с тем же названием, но относившихся к типу «Одигитрия» и праздновавшихся в др. дни (в Решнёвке и Мирутине Волынской губ.).

Литература: Девятисотлетие Православия на Волыни. Житомир, 1892. Ч. 1. С. 339.

В Воронеже. Икона «Всех скорбящих радость», находившаяся в Богословской церкви, была создана, очевидно, в нач. XVIII в. Прославление ее, по преданию, началось во время пребывания в городе Петра I при строительстве флота. Первое известное чудо от иконы произошло около сер. XVIII в. Согласно преданию, городской воевода, не отличавшийся религиозностью, направляясь на другой берег в цейхгауз со своим адъютантом, отказался зайти в Богословскую церковь приложиться к чудотворному образу. Во время переправы началась буря, и воеводе пришлось зайти в храм. После молебна они благополучно перебрались на другой бере г. Образ стоял в отдельном киоте близ иконостаса. В благодарность за исцеления был украшен вотивными привесами. Помимо 24 окт. празднование иконе совершалось на 3-й день после Св. Троицы. Образ принимал участие во всех городских крестных ходах и торжественных богослужениях. После праздника Св. Троицы городские торговцы брали икону для молебнов в свои лавки и магазины.

Богоматерь на иконе (106,5×89 см; не сохр.) изображена с Младенцем на левой руке, по сторонам от Нее — страждущие (московский тип). В 1835 г. была украшена серебряным позолоченным окладом с камнями. В ризнице хранились 2 ризы, сер. XVIII в. и более поздняя, шитая серебром по зеленому бархату.

Считалось, что чтимые иконы «Всех скорбящих радость» в воронежских Пятницкой и Ильинской церквах были точными списками с этой иконы. В Рождественской церкви также был образ Богоматери большого размера, считавшийся чудотворным и имевший множество вотивных привесов, иконография которого неясна (Димитрий (Самбикин). С. 22). Еще один местночтимый образ, иконографически восходивший к московской чудотворной иконе, имелся во Введенской церкви (Чернышев К. Введенская г. Воронежа церковь: Ее первонач. история и достопримечательности // Воронежские Е В. 1896. N 1. Ч. неофиц. С. 22−25).

Литература: Сказание воронежского старожила о чудотворениях от иконы Божией Матери радости скорбящим (в Богословской церкви г. Воронежа) // Воронежские Е В. 1867. Ч. 1. Ч. неофиц. С. 31;
Димитрий (Самбикин), архиеп. Указ. храмовых празднеств в Воронежской еп. Воронеж, 1884. Вып. 1. С. 184−186.

В Воронежской губ. в г. Павловске в Преображенской церкви находился образ, который прославился в 1866 г. Неизлечимо больной прихожанин А.И.Шапошников перед смертью пожелал отслужить молебен перед иконой, но умер, ожидая начала молебна. Во время же исполнения его просьбы ожил и прожил еще 2 дня.

Литература:

Тимофеев П. Милосердие Богоматери к умирающим // Странник. 1867. Ян в. С. 63−64 (па г. 1);
Денисов Л. Сказание о заступлении ПреСв. Богородицы за обиженную мужем жену. М., 1900. С. 58−59.

В Вятской губ. В с. Колесникове Сарапульского у. икона прославилась до 1879 г.; по преданию, она явилась за селом, затем находилась в Богородицкой церкви (1818). От образа после молебна за год до смерти получила облегчение в болезни и прозрела жительница Сарапула, страдавшая расслаблением.

Литература:

Утробин Г., прот. Чудесное исцеление от иконы Божией Матери // Странник. 1879. Сент. С. 379−380;
Вятская епархия: Ист.-геогр. и стат. описание. Вятка, 1912. С. 435.

В с. Чудинове Орловского у. икона находилась в церкви Св. Троицы. Прославилась ок. 1888 г., когда от нее получила исцеление жена отставного чиновника Вятской казенной палаты В.М.Бахматова. Будучи на богомолье в с. Великорецком, она возвращалась через Чудиново, где узнала виденные ею незадолго до того во сне храм и икону, перед которой по ее просьбе был отслужен молебен.

Литература:

Макаров Г. Благодатное заступление Божией Матери, явленное от иконы Ея «Всех скорбящих Радости» // ДС. 1888. Вып. 7. С. 111−112;
Токмаков И. Д. Ист. сведения о чудотворной иконе Богоматери «Всех скорбящих радости», прославившейся в Москве в 1688 г., и о прочих списках с нея в России с прил. описания чрезвычайнаго явления от иконы… находящейся в дер. Клочки, близ САНКТ-Петербурга, бывшее 23 июля 1888 г. М., 1890. С. 14−16.

В Драндском в честь Успения ПресвятойБогородицы монастыре близ Сухуми.

По преданию, икона была найдена в земле в 1885 г. во время восстановления Успенского собора. Некоторые авторы упоминают о древней иконе монастыря как о 2-сторонней, с изображением Богоматери (без уточнения иконографического типа) и прп. Антония Печерского (Агафодор (Преображенский), еп. Успенско-Драндский общежительный монастырь в Абхазии на Кавказе близ Сухума. Ставрополь, 1901). По воспроизведениям написание этой иконы возможно не ранее 80-х гг. XIX в. На иконе была изображена Богоматерь в окружении облаков без Младенца и страждущих.

Литература: Боярский А. Драндский Успенский монастырь на Кавказе. Од., 1894. С. 15. 1900.

В Ельце икона находилась в церкви Св. Троицы (1818, построена на месте старого храма), при которой была устроена часовня в честь иконы «Всех скорбящих радость»; пользовалась местным почитанием после исцелений от нее.

Литература: Ист. описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. Орел, 1905. Т. 1. С. 262.

В Казанской губ. В с. Багильдине, с 1832 г. икона (небольшого размера, особенности иконографии неизвестны) пользовалась особым почитанием у местного некрещеного чувашского населения.

Литература: Чудотворные и особенно местно чтимые иконы и крестные ходы в Казанской епархии. Каз., 1872. С. 54−55.

В Киеве.
В Сретенской церкви находилась икона, которая была создана, очевидно, в кон. XVII — нач. XVIII в. Первоначально пребывала в доме или в домовой церкви полковника из Москвы, заведовавшего частью старокиевских укреплений у Львовских ворот вблизи Софийского собора. На месте этого дома в 1752 г. была выстроена деревянная Сретенская церковь, куда перенесли икону. Позднее возникла легенда, что образ издавна находился на Львовских воротах и был перенесен в Сретенскую церковь при их разборке в 1795 г. (церковь перестраивалась в камне в 1853—1861). Пользовалась большим почитанием у горожан, в т. ч. католиков (записей о чудотворениях не велось). Каждую субботу перед ней служили молебен с акафистом.

Икона (не сохр.) помещалась в особом киоте, в серебряном окладе. Богородица была изображена без Младенца, с жезлом в правой руке, в окружении страждущих, расположенных в 3 ряда с каждой стороны. Особенность иконы — образы святых Кирика и Иулитты, очевидно небесных покровителей первого владельца.

Литература:

Сементовский Н. Киев и его достопамятности. К., 1852. С. 154;
Петров Н. И. Киев, его святыни и памятники. СПб., 1896. С. 128;
Горчакова Е. Кие в. М., 1896. С. 58;
Петровский С. Киев, его святыни и достопримечательности. Од., 1909. С. 23;
Титов Ф., прот. Краткое ист. описание Киево-Печерской Лавры и др. святынь и достопримечательностей г. Киева. К., 1911. С. 136.

В Киево-Печерской лавре икона «Всех скорбящих радость"находилась в больничной Скорбященской церкви и была создана в то же время, когда строилась церковь (1861). Поскольку больница с надвратной церковью Св. Троицы была основана в монастыре в 1106 г. пострижеником обители кн. Николаем Святошей, то возникло не соответствующее исторической действительности предание о том, что образ некогда принадлежал этому князю.

В специальных изданиях XIX в. по святыням Киева не упоминается как чудотворная. Известна по литографическим воспроизведениям, иконографически соответствует чудотворной иконе из ахтырского во имя Св. Троицы монастыря.

В Москве, в Вознесенском монастыре. Написана, вероятно, ок. 1732 г. Яковом Меркурьевым Поспеловым при устройстве в царствование Анны Иоанновны придела в честь этой иконы в соборе кремлевского девичьего Вознесенского монастыря в память царевны Прасковьи Ивановны при ее гробе. Иконографически в целом следовала типу московской чудотворной иконы. По сторонам Богоматери были изображены 12 групп страждущих, около которых на белых наклейках имелись стихотворные тексты, поясняющие изображение. В некоторых изданиях XIX в. упоминается как чтимая и даже чудотворная.

Литература: Пшеничников А., свящ. Соборный храм Вознесения Господня в Вознесенском девичьем монастыре, в Москве. М., 1886. С. 90;
он же. Краткое ист. описание первокл. Вознесенского девичьего монастыря в Москве. М., 1894. С. 56;
Церковь в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость», что в Моск. Вознесенском девичьем монастыре. М., 1901. С. 8;
Введенский Д. И. Во славу Богоматери «Всех скорбящих радости». Сер г. П., 1906.

В Богоявленском соборе в Елохове, упоминается архим. Иосифом Левитским как особо чтимая. По-видимому, это та икона, которая в настоящее время находится в иконостасе левого придела собора и является списком с московской чудотворной иконы из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, сделанным в кон. XVIII в. (в соборе особо почитается с 1731).

Литература:

Иосиф (Левитский), архим. Путеводитель к святыне и священным достопамятностям г. Москвы и ее окрестностей. М., 1876.

В церкви Большое Вознесение, как чудотворная упомянута в списке московских чудотворных икон Д. Струкова (Список чудотворных икон в Москве // Моск. ЦВед. 1874. N 45. С. 601). Очевидно, храмовая икона Скорбященского придела этого храма (1798−1816).

В Московской губ. В с. Ивановском в старой, разбиравшейся Георгиевской церкви, по преданию, жительницей дер. Костюниной (Костино) Ириной Петровой была найдена икона «Всех скорбящих радость». По совету матери Петрова просила принести ей богородичный образ, который исцелил бы ее от болезни, о чем она узнала из вещих сно в. После обретения иконы и благодарственного молебна женщина исцелилась. Чудеса от образа упоминаются во мн. публикациях XIX в., но без уточнения мест, где они происходили. Тем не менее в 1836 г. в с. Ивановском Дмитровского у. был построен храм в честь иконы «Всех скорбящих радость», сохранивший в приделе Георгиевский престол, что указывает на 1-ю треть XIX в. как на время прославления образа.

Литература:

Казанский П. С. Слава ПреСв. владычицы нашей Богородицы и присно Девы Марии. М., 1853. Ч. 3. Отд. 3. С. 67−68;
Тихомиров Е. А. Жизнь ПреСв. Богородицы и сказания о всех чудотворных иконах Ея, прославляемых в Правосл. Церкви. М., 1887. Ч. 2. С. 191−193.

В Нежине Черниговской губ Икона находилась в соборе Благовещенского монастыря, по преданию, со времени основания обители Стефаном (Яворским) в 1716 г. Считалось, что была создана в Москве как список с чудотворного образа. Она пользовалась местным почитанием. Икона (не сохранилась) была помещена в особом киоте на левой стороне храма, украшена серебряным позолоченным окладом с короной с алмазами. В 1884 г. при монастыре было открыто братство в честь иконы «Всех скорбящих радость».

Литература:

Нежинский мужской монастырь // Черниговские ЕИз в. 1861. N 7. Приб. С. 361;
Белоусович Л. Нежинский Благовещенский 2-кл. монастырь, называемый Назарет ПреСв. Богородицы // Там же. 1867. N 24. Приб. С. 829;
Филарет (Гумилевский), архиеп. Описание Нежинскаго Благовещенского 2-кл. монастыря, называемого «Назарет» ПреСв. Богородицы. Чернигов, 1873. С. 30;
Хойнацкий А., прот. Очерк истории Нежинскаго Благовещенскаго монастыря // Черниговские ЕИз в. 1883. N 10. Приб. Ч. неофиц. С. 559 (Отд. отт.: Чернигов, 1883);
Открытие братства Божией Матери «Всех скорбящих радости» в Нежине // Там же. 1884. N 5. Приб. Ч. неофиц. С. 188.

В Н. Новгороде. Икона написана не позднее 1715 г. Пользовалась большим почитанием как чудотворная, но письменных сведений о чудотворениях не имелось. Возможно, первоначально находилась в Спасо-Преображенском соборе (разрушен в 30-х гг. XX в.). С построением в 1745 г. теплого собора в честь иконы «Всех скорбящих радость» была перенесена туда, где находилась до 1841 г., когда собор был упразднен. Тогда же началось устройство Скорбященского придела в Спасо-Преображенском соборе (освящен в 1857), а икона, вновь перенесенная в собор, заняла место у левого столпа в особом киоте. Каждый вторник перед ней после литургии читался акафист и совершались молебны.

Икона не является точным списком с московского образа, имеет характерные для мн. созданных на рубеже XVII—XVIII вв. икон «Всех скорбящих радость» размеры (186×130 см). В наст. время находится в фондах НИАМЗ.

Литература:

Макарий (Миролюбов), архиеп. Памятники церк. древностей Нижегородской губ. СПб., 1857. С. 19;
Храмцовский Н. Краткий очерк истории и описание Ниж. Новгорода. Н. Нов г., 1859. Ч. 2. С. 41;
О святых иконах, по преимуществу чтимых в Нижегородской еп. // Нижегородские Е В. 1865. N 9. Ч. неофиц. С. 43;
Владимирский П., прот. Краткие сведения о нижегородском кафедр. соборе, его основании, святынях его и достопримечательностях. Н. Нов г., 1886. С. 5−6;
Добровольский М., прот. Нижегородский Спасо-Преображенский собор и его достопримечательности. Н. Нов г., 1894. С. 60−61;
он же. Путе в. по святыням и церк. достопримечательностям Ниж. Новгорода. Н. Нов г., 1912. С. 20.

В Нижегородской губ. В с. Афанасьеве Нижегородского у. Точных сведений о времени создания иконы нет. Доподлинно известно, что в 1766 г. прихожане церкви села просили Нижегородского епископа Феофана (Чарнуцкого) разрешить поставить на месте сгоревшего в 1665 г. деревянного храма новый, перевезенный из с. Нового, и устроить при нем придел в честь иконы «Всех скорбящих радость». Возможно, что икона была создана около этого времени (27,0×22,5 см; не сохранилась). Почиталась как древняя и чудотворная, хотя сведений о чудотворениях не сохранилось. Иконография неизвестна, была украшена серебряным окладом.

Литература: В. Б. Церк.-ист. памятники Нижегородской епархии: Описание некоторых древних и благочестно чтимых Св. крестов и икон // Нижегородские Е В. 1888. N 5. Ч. неофиц. С. 160.

В Орле. Точное время создания иконы неизвестно. Находилась в особой часовне в Гостином дворе; почиталась с кон. XVIII в., когда от нее получила исцеление некая вдова. По-видимому, с этого времени икону брали для совершения молебнов в частные дома и установился обычай устраивать 24 окт. общий городской праздник купечества с торжественным крестным ходом с иконой вокруг Гостиного двора. Во время пожара 1847 г., когда здание Гостиного двора горело, чтимая и др. иконы из часовни находились в соседней Богоявленской церкви, куда их принесли поздно вечером после молебна в частном доме и оставили до утра. Позднее возникло предание, что иконы остались невредимы при пожаре. После построения нового здания торговых рядов иконы по настоянию священника были оставлены в церкви, в особом иконостасе в приделе в честь иконы «Всех скорбящих радость». Во время крестного хода 24 окт. эта икона вместе с др. избежавшими пожара на 1 день переносилась в Гостиный двор, и там совершался молебен с акафистом. Икону особенно чтили сщмч. Макарий (Гневушев), архиепископ Орловский и Севский, автор похвального слова этому образу, а также архиеп. Казанский Никанор (Каменский). В литературе упоминается несколько случаев исцелений от этой иконы в кон. XIX — нач. XX в. (диакона Богоявленской церкви Нецветаева, 2 детей помещицы А.К.Базилевской, дочери орловского мещанина А.И.Онисимова). Каждую среду перед иконой после ранней литургии совершался молебен с акафистом. Принимала участие во всех городских крестных ходах. Особенности иконографии неизвестны, не сохранилась.

Литература:

Добрынин Д. Празднование иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости» // Орловские Г В. 1859. N 48. Ч. неофиц. С. 376−379;
Ливанский И. О чудотворной иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радости» в Богоявленской г. Орла церкви. Орел, 1912.

В Орловской губ. В с. Городище Брянского у. в Благовещенской церкви находилась икона, по преданию явившаяся на берегу Десны в месте, называемом Благовещенский рожок.

Литература: Ист. описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. Орел, 1905. Т. 1. С. 117.

В дер. Старь Брянского у. для молитвенного дома (перестроен в 1900 в церкви во имя свт. Николая) по просьбе жителей в 1871 г. старцем-иконописцем К.И.Ганделевым из с. Людинова Калужской губ. была написана икона «Всех скорбящих радость». Прославилась в том же году во время эпидемии холеры и падежа скота в округе. В 80-х гг. зафиксированы многочисленные исцеления от нее среди местных жителей. В нач. 90-х гг. от иконы произошли 2 случая исцелений в соседней дер. Дятьково, с 1893 г. по указу из Орловской духовной консистории ее носили в это село.

Икона выполнена на жестяном листе в академическом стиле — копия образа из с. Людинова. Первоначально Богоматерь была изображена без Младенца на темном фоне, но по желанию жителей деревни был написан образ Младенца по типу иконы Богородицы «Знамение», фон покрыт золотом, для чего икону специально возили в Тихонову пуст.

Литература:

В-кий К. Одна из святынь Брянского края (выпись из церк.-приходской летописи с. Стари) // Орловские Е В. 1904. N 33. Отд. неофиц. С. 771−781.

В с. Суслове Дмитровского у. находилась икона, время создания которой неизвестно. В 40-х гг. XIX в. она была взята из Преображенской церкви села и поставлена при ключе около дер. Горкиной. По преданию, незадолго до этого житель деревни пытался на этом месте несколько раз вырыть копань для мочения пеньки, но она исчезала на следующий день. Др. крестьянин увидел во сне икону «Всех скорбящих радость», и Богоматерь повелела передать, что на месте копани должна быть Ее икона. Сначала образ находился в срубе, поставленном вокруг ключа, от него происходили исцеления. В 1888 г. была построена часовня. Ежегодное празднование иконе 24 окт. сопровождалось крестным ходом из церкви к ключу (иконографические особенности неизвестны; не сохр.).

Литература:

Ист. описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. Орел, 1905. Т. 1. С. 182−183.

В Пермской губ. В с. Майкор Соликамского у. в 1823 г. была написана икона, согласно надписи на ней, в благодарность за исцеление кнж. Хованской, которой во сне было явление Богоматери, как на иконе «Всех скорбящих радость». В 1824 г. икону прислали из САНКТ-Петербурга и поставили в часовню в дер. Быковой рядом с Майкорским (Никитинским) заводом. С 1825 г. в зимнее время она находилась в Богоявленской церкви с. Майкор, в часовню переносилась летом. В связи с этим 16 мая и 24 окт. ежегодно проводились крестные ходы. Пользовалась большим почитанием в окрестных приходах. Особо чествовалась в 9-ю пятницу по Пасхе.

Икона (76,5×54,0 см; не сохр.) относилась к московско-петербургскому типу (с Младенцем). Ее особенностью являлось изображение обращенной краями вверх радуги, на которой стоит Богородица. Была написана на холсте покрытом стеклом, имела серебряный оклад.

Литература: Опыт описания некоторых церквей Соликамского у.: Майкорская Богоявленская церковь // Пермские Е В. 1876. N 2. Ч. неофиц. С. 19−21.

В с. Черноярском Кунгурского у. Икона находилась в церкви во имя прор. Илии (1852). Время создания неизвестно, считалась древней. Пользовалась особым почитанием. Была украшена медным посеребренным окладом. Иконографические особенности иконы неизвестны (27×20 см; не сохранилась).

Литература:

Пономарев П. П. Описание церквей и приходов Кунгурского у. (Пермской губ.). Кунгур, 1896. С. 211.

В Полтаве. Икона написана в 1888 г. и является одним из многочисленных точных списков с московской чудотворной иконы, созданных к празднованию 200-летия со дня ее прославления. Была приобретена присутствовавшим на торжествах одним из жителей и после изготовления оклада подарена кафедральному Успенскому собору города. Поводом к широкому почитанию этой иконы стало исцеление от нее в 1891 г. епископа Полтавского и Переяславского Илариона. По выздоровлении Иларион ездил в Москву отслужить благодарственный молебен в церкви на Ордынке. Тогда же получила исцеление от иконы начальница полтавского Александринского приюта для детей-сирот.

Икона (не сохранилась) находилась в особом киоте. К ризе были прикреплены 2 креста-мощевика. Один, с частицами мощей прп. Сергия Радонежского, подаренный московской жительницей М.К.Прохоровой, находился рядом с изображением этого святого на иконе. Другой, с мощами киево-печерских чудотворцев и частицей Животворящего Креста, был подарен епископом Иларионом, этим крестом его благословил митр. Киевский Филофей. По субботам до литургии перед иконой в соборе читался акафист.

Литература:

Уралов Н. 24-е окт. в Полтавском кафедр. Успенском соборе // Полтавские Е В. 1892. N 23. Ч. неофиц. С. 903−911;
Ляпидевский П. С., прот. Чудесное исцеление от иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» ПреоСв. Иллариона, Еп. Полтавского и Переяславского // Кормчий. 1893. N 8. С. 111−112;
Храм Богоматери «Всех скорбящих Радости», что на Ордынке, в Москве. М., 1906. С. 20−21.

В Пскове. Икона находилась в церкви во имя прп. Варлаама Хутынского на Званице (перенесена туда из неиз в. упраздненного храма). Написана до 1764 г. (год, указанный на ее 1-м серебряном окладе). До прославления была на хорах, позднее перенесена в особую часовню в северной части церковного притвора, где была в любое время доступна для молящихся. 1-е известное чудо от иконы — исцеление псковского архиепископа Мефодия II (Пишнячевского; 1825−1837) от болезни глаз. В 1863 г. излечился немой от рождения приемыш купца А.П.Ивершина Михаил. Выписки из офиц. расследования этого исцеления хранились в церковном архиве.

Икона (146,5×102,5 см; не сохранилась) относилась к типу «Умиление и посещение в беде страждущим» (без Младенца, с царским жезлом в правой руке). Особенностью было изображение цветущей ветви в левой руке Богоматери. Икона неоднократно поновлялась, в последний раз учителем рисования А.С.Бириным при устройстве в 1885 г. нового оклада. За время бытования последовательно имела 3 серебряных оклада: 1764 г. с дополнениями 1819 г., 1850 г. работы мастера Федора Нюрнберха и 1885 г. мастера Петра Матвеева. В благодарность за исцеления была украшена множеством серебряных вотивных привесов, среди которых был дар архиепископа Мефодия — подвеска в виде глаза. Нижняя часть иконы ко 2-й пол. ХIХ в. оказалась опиленной, в связи с чем возникла легенда о священнике, допустившем подобную порчу, который в наказание вскоре заболел и умер.

Литература:

Чудесное исцеление // ДБ. 1864. N 30. С. 381−382;
Лебедев А. Е., свящ. Ист.-стат. очерк Псковоградской Варлаамовской церкви. Псков, 1895;
Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1911. С. 195−196.

В Санкт-Петербурге. В церкви Вознесения (при бывш. морском госпитале) попала из церкви при Ораниенбаумском госпитале. Церковь Вознесения была основана в кон. XVIII в. при морском военном госпитале, затем приписана к церкви апостолов Петра и Павла при 2-м военно-сухопутном госпитале. Икона «Всех скорбящих радость» многими почиталась как чудотворная, хотя официальных сведений или преданий о чудотворениях от нее не сохранилось.

Литература: Ист.-стат. сведения о Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1878. Вып. 6. С. 436.

В Свято-Духовской церкви икона «Всех скорбящих радость» найдена в 1876 г. на чердаке дома на Большой Охте после видения во сне жительнице дома больной Акилине Чергунцовой. Богоматерь обещала ей исцеление и указала на место, где находился образ. После исцеления больной по повелению Санкт-Петербургского митрополита икону перенесли в церкви Св. Духа на Большой Охте, где произошло еще неск. исцелений (письменно зафиксированы). Икона пользовалась общегородским почитанием. Находилась за левым клиросом в особом аналое. На иконе Богоматерь была изображена с Младенцем, стоящая в облаках, в окружении страждущих. Образ не сохранился, известен по воспроизведениям.

Литература: Ист.-стат. сведения о Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1883. Вып. 7. С. 220;
Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси: Санкт-Петербургская епархия. СПб., 1908. С. 145−146;
Никольская В. А. Икона Царицы Небесной «Всех скорбящих Радости» в церкви Св. Духа на Большой Охте в Санкт-Петербурге. СПб., 1908 [воспроиз в.].

В Николаевском дворце, в Скорбященской церкви, в 1853 г. находилась икона «Всех скорбящих радость» в серебряном окладе с камнями фирмы Сазикова, написанная в академическом стиле. Еп. Димитрий (Самбикин) упоминает о ней как о чудотворной.

Литература:

Лебедев В., прот. Церковь при Николаевском дворце в Санкт-Петербурге // Странник. 1877. Апр. С. 3−20.

В Санкт-Петербургской губ. В Царском Селе в Скорбященской церкви при богадельне находилась икона «Всех скорбящих радость». Написана акад. живописи К. А. Горбуновым в 1852 г. как храмовый образ для этой церкви, основанной императрицей Екатериной I (вновь отстроена в 1809—1817). Пользовалась местным почитанием, ежегодно 5 июля вместе с иконой Божией Матери «Знамение» участвовала в крестном ходе, проводимом в память об избавлении от холеры в 1832 г. Была украшена ризой с драгоценными камнями. Особенности иконографии неизвестны.

Литература: Соколов Н. Скорбященская церковь при царскосельском госпитале и богадельне // Ист.-стат. сведения о САНКТ-Петербургской епархии. СПб., 1884. Вып. 8. С. 8;
Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси: САНКТ-Петербургская епархия. СПб., 1908. С. 115; Вильчковский С. Н. Царское Село. СПб., 1910. С. 46.

В Смоленской губ. В 1894 г. икона была подарена жителям с. Знаменского (др. названия: Пруденки и Меженинка) Бельского у. пра в. Иоанном Кронштадтским, когда крестьяне соседнего с. Холмец отказались вернуть в возобновленную после пожара Знаменскую церковь временно хранившуюся у них икону Божией Матери «Знамение», уцелевшую от огня и считавшуюся чудотворной (эти сведения были указаны на прикрепленной к иконе табличке). Принесена в село 3 ян в. 1895 г. Этот день ежегодно праздновался наравне с храмовым праздником. Иконографические особенности неизвестны, но, по-видимому, была списком с чудотворного образа из часовни у стеклянного завода в Санкт-Петербурге.

В с. Крюкове Бельского у. в церковь Успения в усадьбе дворян Лыткошиных (1789) находилась икона, время создания и обстоятельства прославления которой неизвестны. Пользовалась местным почитанием.

Литература:

Редков Н. Н. Ист.-стат. описание церквей и приходов Смоленской епархии. Смоленск, 1915. Вып. 1: Бельский у. С. 175, 369.

В Симбирской губ. В с. Мурзица Курмышского у., по преданию, икона приплыла по р. Суре против течения. Особо праздновалась 2 июня. Иконографические особенности неизвестны.

В с. Миренки Алатырского у. икона находилась в церкви. Почиталась как чудотворная, особо праздновалась 2 июня. Иконографические особенности неизвестны.

В с. Нагаткине Симбирского у. икона (до сер. XIX в.) явилась в 4 верстах от села близ ключа Св. Колодец, была поставлена в иконостас сельского храма. Почиталась как чудотворная, ежегодно к ней стекалось большое число богомольцев из разных мест. Список с этой иконы, который также почитался чудотворным, находился в Николаевском мужском монастыре в Самаре, куда был подарен М.С.Маряхиной во время строительства обители в сер. XIX в. (Орлов Д. Н., прот. Самара: Монастыри: Самарский Николаевский муж. монастырь // Самарские Е В. 1881. N 5. Ч. неофиц. С. 67, 171−172).

Литература:

Арнольдов М. От Симбирска до Нагаткина // Симбирские Г В. 1868. N 43. С. 4;
Мартынов П. Остатки старины, сохранившиеся в Симбирском у. // Симбирские Г В. 1896. Ч. неофиц. N 18, 26, 44, 45, 46, 47 (отд. отт.: Симбирск, 1896. С. 141);
Яхонтов А. Из симбирской старины, явленные и чудотворные иконы епархии // Симбирские Е В. 1903. N 5. Ч. неофиц. С. 127.

В с. Никольском Алатырского у. в церкви находилась чудотворная икона «Всех скорбящих радость». Иконографические особенности неизвестны.

В с. Одоевщина Ардатовского у., по преданию, осталась неповрежденной во время пожара в церкви.

Литература: Яхонтов А. Из симбирской старины: Явленные и чудотворные иконы епархии // Симбирские Е В. 1903. N 5. Ч. неофиц. С. 128.

В Смоленской губ. В с. Великополье Юхновского у. икона находилась в Никольской церкви. Точное время прославления неизвестно (до 1864). От образа исцелилась девица из соседней деревни. Существовало малодостоверное предание, что подлинный образ был взят в Москву и заменен на список.

Литература:

Ист.-стат. описание Смоленской еп. СПб., 1864. С. 343;
Сперанский И. Сказания о чудотворных иконах Божией Матери, более известных и особо чтимых в среде правосл. рус. народа. Смоленск, 1894. С. 111.

В с. Крапивка Бельского у. местночтимая икона, написанная в 1801 г., находилась в Скорбященской церкви. (1869).

Литература: Редков Н. Н. Ист.-стат. описание церквей и приходов Смоленской епархии. Смоленск, 1915. Вып. 1: Бельский у. С. 104.

В с. Пантелееве Бельского у. в Скорбященском приделе Казанской церкви находилась икона, которая прославилась в эпидемию холеры в 1848 г.: в соседнем с. Щербатовщина мор прекратился, после того как перед иконой был отслужен молебен и ее обнесли вокруг окрестных полей. В память этого события ежегодно с 30 июня по 22 июля образ носили по соседним приходам сел Щербатовщина, Белый Берег, Козулино и Крюково. Особо икона праздновалась на Вознесение.

Литература: Там же. С. 119, 144−145.

В Соликамск, в Вознесенский монастырь, чудотворная икона была принесена после перевода туда в 1795 г. Истобенского монастыря (Дмитриев А. А. Соликамские летописи. Пермь, 1884. С. 45; в др. публикациях указывается 1771). В 1975 г. для нее была устроена Скорбященская церковь (под колокольней).

Литература: Ершов П. Спра в. кн. Пермской епархии. Пермь, 1911. С. 117.

В сызранском Сретенском монастыре. Местночтимая икона находилась в деревянной Скорбященской церкви (1857) монастыря. Упоминается как образ «греческой живописи». Имела серебряный оклад с камнями.

Литература:

Аполлинарий, иером. Краткий очерк о почившей игум. Марии и об устроении ею Сызранского Сретенского девичьего монастыря Симбирской епархии. Пенза, 1878. С. 6;
Яхонтов А. Г. Сызрань и ее достопримечательности: Ист.-археол. описание. Симбирск, 1901. С. 96.

В Тамбове находилась икона, которая была написана в Москве во 2-й пол. XVIII в. по заказу гр. В.П.Мусина-Пушкина как список с московской чудотворной. По преданию, иконописец, окончив работу, привез икону графу утром, когда тот был еще в постели. Ожидая в приемной, показал ее посетителям и слугам, и она всем понравилась. В это же время граф у себя в комнате произнес неуважительные слова в адрес иконы и художника, и когда вышел посмотреть на работу, то увидел на доске только подмалевок, само изображение исчезло. Граф, не веря свидетельствам посетителей и слуг, прогнал иконописца, тот по дороге домой встретил знакомого, московского присяжного А.Дьякова. В доме у Дьякова оба осмотрели икону и убедились, что изображение на ней появилось, после чего художник подарил ее Дьякову. Впоследствии сын Дьякова Андрей перевез икону в свое имение в с. Курдюки Кирсановского у. Тамбовской губ., а в 1794 г. по совету матери, которая, овдовев, стала монахиней Тамбовского девичьего Вознесенского монастыря, передал образ в эту обитель (более позднее предание добавляет, что Дьякова, не пожелавшего поначалу передавать икону, стали преследовать несчастья, в т. ч. смерть 2 малолетних сыновей, что было воспринято как наказание). Икона была торжественно принесена в монастырь в день празднования образу «Всех скорбящих радость» и с почестями встречена Тамбовским епископом Филофеем.

Первоначально икона находилась в деревянной церкви, но в том же году была перенесена в новый каменный собор, где ее поставили в приделе вмц. Екатерины в местном ряду иконостаса. С устройством в 1820 г. теплой Скорбященской церкви она стала храмовым образом, однако находилась там только в зимнее время в особом киоте, справа от царских врат, на лето переносилась на прежнее место. В 1-й трети ХIX в. свящ. Иониным в монастырской летописи велась запись чудес, происходивших от иконы. В 1801 г. от нее исцелилась малолетняя дочь тамбовского генерал-губернатора Д. А. Бахметева, в 1806 г. мать монастырского свящ. Иоанна Андреева, в 1811 г. и он сам, в 1809 г. надворный советник Ф.А.Смирнов, в 1814 г. лютеранка Д.Е.Колтиненская, в 1828 г. жена кирсановского казначея Н.Д.Куткина, в 1829 г. послушница монастыря Хиония Волосатова. В тех случаях, когда смерть больного была неизбежна, от иконы, принесенной к ложу умирающего, был слышен треск.

Иконографически была близка к московской иконе, но не копировала ее в точности. Имела 2 серебряных оклада. 1-й, с жемчугом и камнями, от генерал-губернатора Бахметева, изготовлен в 1801 г. в благодарность за исцеление дочери, 2-й — в 1844 г. Икона не сохранилась.

Литература:

Хитров Г. В., свящ. Ист.-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861. С. 305−307;
Указ. местных празднеств в Тамбовской епархии. Тамбов, 1876. С. 36; Молчанов Н. Ист.-стат. описание Тамбовского Вознесенского 3-кл. жен. монастыря. Тамбов, 1883; Дубасов И. Ист. зап. тамбовском Вознесенском жен. монастыре, сост. по поводу его 200-летия. Тамбов, 1890. С. 6−8; Жданов А. По поводу 200-летнего юбилея Тамбовского Вознесенского жен. монастыря. Тамбов, 1890. С. 28−33.

В Тамбовской губ.
В г. Кирсанове находилась икона, написанная до 1775 г. Первоначально пребывала в деревянном храме в г. Керенске (ныне с. Вадинск Пензенской обл.) Тамбовской епархии (позднее Пензенской епархии). В 1775 г. перенесена в Кирсанов вместе с др. иконами этого храма, проданного со всем убранством за ветхостью, и поставлена в Успенском соборе. Прославилась в 1800 г. при попытке кирсановского мещанина П. Ф. Курилова ночью обокрасть собор. Курилов, снимавший с икон венчики и привески из драгоценных металлов, срывая венчик с этого образа, получил неск. ударов, сбивших его с ног, после чего вышел из храма, ничего не взя в. История стала известна, о ней была произведена запись в магистрате. Спустя некоторое время от иконы получил исцеление некий кирсановский житель, в благодарность устроивший серебряный оклад и позолоченный венчик на икону. После этого случая икона стала широко почитаться. В Ильинской церкви также имелась местночтимая икона «Всех скорбящих радость».
Литература: Хитров Г. В., свящ. Ист.-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861. С. 315−316; Указ. местных празднеств в Тамбовской епархии. Тамбов, 1876. С. 36; Ист.-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911. С. 511, 526.

В с. Карандеевка Кирсановского у. икона находилась в церкви во имя арх. Михаила еще до пожара храма в 1846 г. По преданию, 1-е чудо от иконы произошло при освящении храма, когда ослепшая жена священника прозрела, протерев глаза елеем из лампады перед иконой. С того времени установилась традиция совершать богомолье в 1-ю пятницу после Св. Троицы — в день исцеления. После литургии икону приносили на р. Ворону для освящения воды.

После пожара, уничтожившего церковь, чудотворный образ и др. уцелевшие иконы 3 года пребывали в церкви с. Волкова, а затем священник поставил их у себя в доме. Узнав об этом, жители Карандеевки забрали иконы и перенесли в с. Терновое, а в 1865 г., после возведения в своем селе нового храма на средства помещика Кулешова, вернули их. С этого времени велась письменная запись об исцелениях от иконы. С 1872 по 1882 г. их было 4, причем больные выздоравливали после помазания елеем из лампады перед иконой (в 1872 — исцеление местной крестьянки Лукерии Феофановой, в 1875 — крестьянина из Саратовской губ. Андрея Беспалова, в 1878 — дворянки А. А. Муратовой, в 1882 — кирсановского купца И. Н. Крюченкова).

Иконографический вариант иконы (106,5×71 см; не сохр.) неизвестен. Во время пожара 1846 г. у иконы слегка обгорели верхний и правый края. В 1906 г. была украшена металлическим золоченым окладом на средства дворян Козловских.

Литература:

Лыков И. Обозрение высокопреоСв. Кириллом, архиеп. Тамбовским и Шацким, церквей и монастырей епархии в 1915 г. // Тамбовские Е В. 1916. N 11. Ч. неофиц. С. 323−332.
В с. Вердеревщина Кирсановского у. икона была привезена из Москвы в 1824 г. помещиком Лихачевым в построенный на его средства храм. Почиталась как чудотворная, по преданию, от нее исцелились неск. бесноватых и расслабленных. Праздновалась в четверг по Пятидесятнице — в день, когда образ был привезен из Москвы. Представляла собой точный список с московской чудотворной иконы.

Литература: Хитров Г. В., свящ. Ист.-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861. С. 328; Указ. местных празднеств в Тамбовской епархии. Тамбов, 1876. С. 17.

В Твери находилась икона, написанная не позднее сер. XVIII в. Первоначально — в соборном храме города, откуда была перенесена Митрофаном (Слотвинским), архиеп. Тверским и Кашинским, в церкви Живоносного Источника близ богадельни для особ духовного звания. При пожаре 12 мая 1763 г., уничтожившем бо? льшую часть городских построек, икона была спасена от огня. Некоторое время находилась, по-видимому, в с. Трёхсвятском, куда был переведен свящ. сгоревшей церкви Петр Алексее в. В 1764 г. перенесена в часовню на вновь учрежденном городском кладбище, год спустя к часовне пристроили алтарь и освятили в честь Живоносного Источника.

1-е исцеление от иконы произошло вскоре после перенесения в часовню: по усердной молитве перед ней излечился некий приезжий, в благодарность устроивший украшения на икону. К 1776 г. таких украшений и вотивных привесов, свидетельствовавших об исцелениях от иконы, было уже много. Со временем икона стала почитаться в городе, особенно после холерных эпидемий 1848 и 1853 гг., когда ее носили в холерную больницу.

Находилась в иконостасе юж. придела. Часто бывала в домах горожан, где устраивались молебны. Особенности иконографии неизвестны. Икона (124,0×71,0 см) была написана на сосновой доске, украшена серебряным золоченым окладом, устроенным после холерных эпидемий на пожертвования, гл. обр., купца В. И. Коровина.

Литература: Местночтимые Св. иконы в Тверской епархии // Тверские Е В. 1888. N 6. Ч. неофиц. С. 171−184.

В Тобольске. Икона была написана, по-видимому, на рубеже XVII—XVIII вв. и первоначально находилась в одном из храмов города. Начала почитаться задолго до офиц. прославления в 1819 г. Судя по надписи на обороте, поновлялась в 1745 г. В 1752 г. при митр. Сильвестре (Гловацком) была перенесена в новый деревянный храм Воскресения Христова (праведных Захарии и Елисаветы). Уже тогда имела серебряный золоченый оклад. В 1774 г. при возведении каменного храма был устроен Скорбященский придел (в 1778 переименован в Тихвинский). В летнее время икона находилась в Тихвинском приделе, зимой — в нижнем теплом храме праведных Захарии и Елисаветы.

К 1795 г., согласно храмовой описи, на ней было множество вотивных привесов, колец, крестов и драгоценных камней. 1-е зафиксированное чудо от иконы произошло в 1819 г.: путешествовавший по торговым делам тобольский купец Василий Пиленков в тот момент, когда его внезапно понесли лошади, вспомнил об этой иконе и горячо молился о спасении жизни. По возвращении Пиленков испросил у Тобольского митр. Амвросия благословение на празднование этой иконе и в 1830 г. украсил ее новым серебряным окладом. В 1841 г. по молитве этой иконе был прекращен пожар на судне купца и рыбопромышленника Плеханова. После этого рыбопромышленники принимали икону у себя на судах перед отправлением на промысел в низовья Оби. Икона широко почиталась жителями Тобольска, особенно купцами, ежегодно носившими ее в свои торговые ряды для служения молебно в. С 1841 г. по просьбе купца Плеханова каждое воскресенье перед иконой читался акафист. По воскресеньям и праздникам перед иконой служили молебны с водосвятием. В холерную эпидемию 1848 г. майор Ф. В. Шеметин излечился во время молебна перед иконой. В 1854 г. от иконы исцелилась лежавшая при смерти купеческая жена Е. И. Ременникова, а в 1859 г.- мать свящ. Воскресенской (праведных Захарии и Елисаветы) церкви А. Л. Цветкова. В эпидемию гнилой горячки зимой 1854 г. икону носили в дер. Усольцево, расположенную в 12 верстах от Тобольска, для служения молебнов в домах.
Икона (71×53 см; не сохр.) известна по воспроизведениям XIX в. Относилась к типу «Умиление и посещение в беде страждущим» (без Младенца, без жезла в руке). Почти во всех храмах Тобольска имелись чтимые списки с этого образа.
Литература: Сулоцкий А., прот. Описание наиболее чтимых икон, находящихся в Тобольской епархии. СПб., 1864. С. 96−108; он же. Икона Божией Матери «Всех скорбящих радости» в Тобольской Захарьевской церкви // Странник. 1866. Окт. С. 43−50; он же. Многочтимые иконы по Зап. Сибири. Омск, 1881. С. 7−8; Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радости», что в Тобольской Захарьевской церкви // Рус. паломник. 1889. N 43. С. 509−510.

В Харбине (Китай). Икона находилась в Скорбященской церкви Дома милосердия, основанного в 20-х гг. ХХ в. как приют для престарелых и детей-сирот рус. колонии в Харбине еп. Нестором (Анисимовым). Была подарена ближайшей сотрудницей епископа Е. И. Курмей. Вскоре свящ. церкви Иулианом Сумневичем было замечено, что старая темная икона сама обновилась и просветлела, после чего образ стал особо почитаться православными, проживавшими в Харбине. По молитве перед иконой супругов Крисламовых излечилась их прислуга, молодая девушка. В 50-х гг., после прихода в Китае к власти коммунистов, по молитве перед иконой, рус. женщина нашла необходимые для выезда за границу документы, потерянные на улице. Когда Китай покинул последний настоятель храма архим. Филарет (Вознесенский, впосл. митрополит РПЦЗ), церковь была закрыта, утварь перешла в распоряжение гос-ва. З. Л. Тауц-Зверева, исполнявшая обязанности старосты церкви, добилась разрешения на вывоз иконы в Гонконг, откуда в 1965 г. была перевезена в США. В наст. время находится в Синодальном соборе РПЦЗ.

Литература:

Киселев А., прот. Чудотворные иконы Божией Матери в рус. истории. М., 1992. С. 110−112.

В Ярославской губ. икона находилась в с. Осипове, в усадьбе Терпигоревых, в храме, выстроенном в 1790 г. Ф. Н. Терпигоревым в честь «Всех скорбящих радость». По одной версии, была привезена его отцом, лейб-компанейцем имп. Елизаветы Петровны в тур. кампанию в 1768 г. из одной из юж. слав. стран, где была отдана ему местными крестьянами. По др. версии, икону вывезли в посл. чет в. XVIII в. из Греции. Обе версии неправдоподобны, потому что большой размер иконы (213×106,5 см) указывает на раннюю дату ее написания — не позднее 1-й пол. XVIII в. Существовало предание, что незадолго до строительства каменной Скорбященской церкви Терпигорев заболел и в его сонных видениях Богоматерь обещала ему исцеление, если он построит храм в честь иконы «Всех скорбящих радость».

В храме икона содержалась в особом киоте за правым клиросом. Ежегодно в 10-ю неделю по Пасхе устраивался с ней крестный ход. Богоматерь на иконе была изображена без Младенца, фон и поля украшал орнамент. В XIX в. живопись поновлялась.

Литература:

Титов А. А. Ростовский у. Ярославской губ. М., 1885. С. 175; он же. Чудотворная икона «Всех скорбящих радости» в церкви села Осипова Ростовского у. Ярославской губ. Ярославль, 1910, 19 132.
Общая Литература: Панов Г., свящ. Ист., хронол. и иконогр. описание 218 наименований и изображений ПреСв. Богородицы. СПб., 1871; Димитрий (Самбикин). Месяцесло в. Вып. 1. С. 122−125; он же. Месяцесло в. Вып. 1−4. С. 157−166; Снессорева С. Земная жизнь ПреСв. Богородицы. С. 470−480; М. Р. Благодеяния Богоматери роду христианскому чрез Ее Св. иконы. М., 1891. С. 111−125; Бухарев И. Иконы. С. 378−387; Слава Богоматери. С. 117−130; Поселянин Е. Богоматерь. С. 679−694; ППБЭС. С. 578−579.

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=38 319&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика