Нескучный сад | Марина Нефедова | 03.11.2006 |
Фестиваль этот интересен по нескольким причинам. Во-первых, идеей. По словам генерального продюсера Александра Ковтунца, главная задача этого кинофестиваля — собрать фильмы, которые позитивно говорят о семье и детях, которые могут повысить статус семьи в современном обществе.
Вряд ли кто-то будет спорить, что в последние пятнадцать лет у нас в стране почти не снималось хорошего семейного, а особенно детского кино, и наш зритель изголодался по подобным фильмам.
Во-вторых, фестиваль проходил с благословения Русской Православной Церкви, сопредседатель фестиваля — управляющий делами Московской Патриархии Митрополит Калужский и Боровский Климент, а среди тех, кто поддержал этот фестиваль, немало людей, позиционирующих себя православными. И хотя фестиваль официально не называется православным, организован он теми, кому идеи христианской нравственности не безразличны. Это видно и по подобранным фильмам — среди них нет таких, которые содержали бы сцены насилия или разврата или идеи которых противоречили бы христианскому пониманию семьи.
О том, что кино играет не последнюю роль в воспитании, сказал на открытии фестиваля Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Актер в 21 веке имеет большое влияние на будущее государства, потому что он не только приносит радость своим выступлением, но и формирует сознание любого человека, прежде всего ребенка».
Третье, чем фестиваль интересен, это своим жюри. Жюри было международным и очень солидным. В него входили эксперты — профессионалы, побывавшие не на одном международном фестивале и хорошо знающие кинематограф. Председателем был президент Европейской координации кинофестивалей, директор международного кинофестиваля в городе Умеа в Шведции Том Пальмен. Сопредседатель — Юозас Будрайтис, актер, советник по культуре Посольства Литвы в России, также среди членов жюри были кинокритик Сергей Лаврентьев, член Российского оскаровского комитета, киновед Кирилл Разлогов, Борис Галкин — президент гильдии актеров кино России и другие очень уважаемые и компетентные в киноискусстве люди. Президент кинофестиваля — народный артист России Валерий Золотухин.
Кроме 14 полнометражных фильмов в фестивале участвовало 26 короткометражных фильмов молодых режиссеров из разных стран, среди российских авторов короткометражных фильмов в основном были выпускники и студенты ВГИКа.
Этот фестиваль стал немаловажным событием для Калуги — на всех дневных показах залы были переполнены детьми, которых привозили из школ Калуги, и даже из Калужской области. Дети, не привыкшие к большому экрану — ведь что говорить, а в кинотеатры нынче дети ходят редко, все больше перед телевизором и за компьютером просиживают, в зале очень живо реагировали — смеялись и сочувствовали героям. По словам члена жюри Татьяны Зориной, директора международного фестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания», на фестивале в Калуге дети посмотрели фильмы, которые больше нигде не смогли бы увидеть. Причем организаторы постарались — кроме просмотров ребята поучаствовали в викторинах, призами за которые были диски с фильмами и пообщались с удивительной собакой Метель, которая приехала на фестиваль со своим хозяином Виктором Зуйковым, актером, дрессировщиком, генеральным директором студии «Мосфильм-КИНОлогия». Метель представляла конкурсные фильмы «Марфа и ее щенки» и «Новая старая сказка». А вообще эта собачка снялась в нескольких десятках фильмов, где играла в основном волков, ее заслуженно называют «народная волчица России».
Нужно отдать должное организаторам фестиваля — за короткий срок они проделали огромную работу, и в результате все прошло на хорошем уровне. Том Пальмен, председатель жюри, директор шведского фестиваля в городе Умея сделал серьезный комплимент: «В течении 20 лет я являюсь президентом фестивалей, но ни разу не испытал такого удовольствия, как на открытии этого. Я никогда не видел, чтобы так ярко презентовали фестиваль».
При выборе победителей, по словам члена жюри Сергея Лаврентьева, главным критерием являлись высокие художественные качества картины, поскольку тематика фильмов строго контролировалась еще на уровне отбора.
Может быть, это обидно для российского зрителя, но первое место занял шведский фильм «Элина, как будто меня и не было». Действие фильма происходит в 50-ые годы в Швеции и рассказывает о жизни маленькой девочки, вступившей в конфликт с учительницей за право говорить на родном финском языке и остающейся верной памяти своего умершего отца с его репутацией «неудобного человека». Фильм трогает до глубины души, после просмотра многие, даже мужчины, признавались, что не могли сдержать слез. Это фильм скорее не для детей, а про детей для взрослых. По словам кинокритика Кирилла Разлогова, с этим фильмом за первую премию вполне конкурировал наш фильм Андрея Кравчука «Итальянец», также показанный в конкурсной программе. Но гран-при фестиваля — статуэтка святых благоверных Петра и Февронии Муромских, покровителей семьи, все же уехала в Швецию. А исполнитель главной роли в фильме «Итальянец» Коля Спиридонов получил приз «за лучшую мужскую детскую роль».
В конкурсе короткометражных фильмов первый приз получил фильм «Сватовство» молодого режиссера Анны Фенченко, студентки ВГИКа, одну из ролей в которых сыграла Лидия Федосеева-Шукшина.
Среди российских фильмов, показанных на фестивале, кроме «Итальянца» хотелось бы отметить комедию «Марфа и ее щенки» — веселый добрый фильм о собаках и, главное, их хозяевах, на который вполне можно сходить с детьми, правда не совсем малого возраста, и фильм «Бабуся» — здесь главная героиня, пожилая женщина, продавшая свой дом, чтобы отдать деньги внукам, через какое-то время оказывается никому не нужной — этот фильм получил приз за лучший сценарий.
Жюри также высоко оценило германский фильм «Бернское чудо», присудив призы актеру Петеру Ломайеру за лучшую мужскую роль и Тому Ферману за лучшую операторскую работу.
Очень важно, по словам генерального продюсера фестиваля Александра Ковтунца, что большинству фильмов, ставших лауреатами, будет оказана помощь в организации проката в разных городах. «Одна из идей фестиваля состоит в подготовке почвы, чтобы в будущем фильмы этой тематики имели больше шансов завоевывать кинопрокат и телеэфир» — сказал он. Дай Бог, чтобы эта идея осуществилась, потому что зрители соскучились по доброму и качественному современному отечественному кино — ведь нельзя же вечно жить тем, что снималось 30−50 лет назад. И очень жаль, что такой вид досуга, как поход в кинотеатр с ребенком, практически исчез из нашей жизни. Но, возможно, подобные фестивали помогут эту традицию восстановить. Тем более, что надежда на это есть.
Вот что сказал актер Борис Галкин, член жюри короткометражного кино, сделанного в основном молодыми, начинающими кинематографистами, то есть теми, кто в недалеком будущем будет делать «большое кино»: «Я увидел кино пытливое, талантливое, может быть иногда робкое и неуверенное, но согретое какой-то сердечной теплотой. Я был бесконечно счастлив, видя работы наших и германских молодых кинематографистов. И зритель для этих фильмов есть, его только нужно организовать. Работа этих начинающих мастеров кино сегодня достойны международного кинофестиваля».
В целом о программе фестиваля кинокритик Кирилл Разлогов сказал так: «Программа очень неровная. Есть картины хорошие, есть совсем слабенькие». Но, по его словам, надежда, и большая есть — то, что наши кинематографисты умели делать в советское время, современные научатся делать и в наше. И, возможно, подобные кинофестивали помогут возродить отечественный семейный и детский кинематограф. Кирилл Разлогов оценил стремление фестиваля «Верное сердце» идти «наперекор всем постулатам господствующей глобальной массовой культуры». А «сделать фестиваль только из одних шедевров нельзя, так не бывает» — заметил на пресс-конференции член Российского оскаровского комитета кинокритик Сергей Лаврентьев.
«Мы присутствуем при рождении фестиваля, и его заявленная тематика ценности семьи — попытка вернуть нас к норме — сказала член жюри сценарист Татьяна Зорина -Мне бы хотелось привести такое сравнение: я недавно видела один малоизвестный портрет — на нем изображена коротко остриженная девочка — подросток. Но видно, что у этой девочки уже необыкновенное лицо. Вряд ли кто тогда, когда писался этот портрет, мог предполагать, что изображенная на нем Наталья Гончарова — а это именно ее портрет, станет первой красавицей России и выйдет замуж за Пушкина. Так если говорить о кинофестивале „Верное сердце“ — можно сказать, что мы сейчас видим такого подростка. У него правильные черты лица, но сейчас предполагать довольно трудно, превратится ли этот подросток в первую красавицу России. Все будет зависеть еще и от того, какой будет вокруг воздух, в какие одежды ее оденут, что она будет читать, с кем общаться… Но если будут люди, которые захотят сделать этого подростка красавицей — все получится».
http://www.nsad.ru/index.php?issue=9999§ion=10 000&article=516