Русская линия
Православие и современность Ольга Новикова30.10.2006 

Что в имени тебе моем?

Гуляя на детской площадке со своим маленьким сыном, я часто знакомлюсь с другими молодыми мамами. Наблюдая за игрой детей, мы общаемся между собой, беседуем на темы воспитания и развития малышей, делимся новостями. Обычно такие «разговоры у песочницы» начинаются спонтанно, и первым всегда бывает вопрос:

— И как же нас зовут? — Имеется в виду, конечно, имя ребенка.

— Неонила, — ответила мама одной симпатичной малышки и, видя мое удивление, пояснила: — Мы выбирали имя по святцам.

Интересная статистика

Вот уже в течение нескольких лет управление по делам ЗАГС Правительства Саратовской области составляет рейтинг самых популярных имен, которые выбирают для своих детей жители Саратова. По их данным, среди имен, которыми чаще всего называют девочек, лидируют православные имена Анастасия, Анна, Дарья, Екатерина, Елизавета, Ксения, Мария и София. Среди мужских имен в последние годы особенно распространены Александр, Артем, Даниил, Дмитрий, Иван, Кирилл, Максим и Никита.

Кстати, этот рейтинг отражает и все возрастающее стремление называть детей редкими русскими именами, практически вышедшими из употребления. Так, за последнее время в нашем городе появились маленькие Анфисы, Анисьи, Варвары, Василисы, Марфы, Серафимы и Ульяны. Из старинных мужских имен вернулись из забвения Арсений, Гордей, Захар, Макар, Матвей, Тимофей и Тихон. Возможно, мы становимся свидетелями возрождения еще одной православной традиции, согласно которой к выбору имени человека нужно относиться весьма серьезно.

Возвращение к истокам

Действительно, наши предки поступали мудро, давая своим детям имена по церковному календарю и нарекая их в честь определенного святого, почитаемого Православной Церковью. Как правило, это был святой, на день памяти которого выпадало рождение ребенка, или тот, чья память совершается в один из последующих дней. Выбранное имя закреплялось за ребенком во время совершения над ним Таинства Крещения. Так маленький человек сразу приобщался к своей вере и получал небесного покровителя, к которому затем в течение всей жизни обращался за молитвенной помощью.

К сожалению, этот обычай был практически утрачен, и долгое время имена детям выбирали, не заглядывая в святцы. Тем радостнее отмечать возрастающий интерес современных родителей к православной традиции имянаречения, когда все большее и большее число молодых пап и мам перед тем, как идти в ЗАГС за свидетельством о рождении своего ребенка, выбирают для него имя, сообразуясь с церковным календарем. Хотя нередко и у православных родителей возникают вопросы. Ответить на самые распространенные из них мы попробуем сегодня.

Как все-таки правильно выбирать имя ребенку?

— Согласно церковной традиции родители выбирают младенцу имя из списка тех святых, которые прославляются в самый день рождения ребенка, или на восьмой день, когда совершается чин наречения имени, или в период сорока дней (когда обычно совершается Таинство Крещения). Но это не какое-то непреложное церковное правило, поэтому если есть желание назвать ребенка в честь другого почитаемого в семье святого, то к этому нет никаких препятствий.

Как в этом случае определить день Ангела? Например, в православном календаре более 90 святых Александров, когда нужно отмечать именины ребенка с таким именем?

— Если неизвестно, имя какого святого носит человек, то по сложившейся традиции следует считать «своим» того, чья память в календаре совпадает с днем рождения или следует непосредственно за ним. Именины отмечают раз в году, обычно в день, ближайший ко дню рождения крещеного.

Имена в святцах имеют, как правило, еврейские, греческие и латинские корни. Славянских имен крайне мало. Может ли священнослужитель отказаться крестить ребенка с именем, отсутствующим в святцах?

— Если имени, которое вы выбрали для ребенка, нет в святцах, то при крещении священник может назвать его другим, православным, именем, близким ему по звучанию. Например, Руслана — Романом, Диану и Дарину — Дарией, Арину — Ариадной, Карину — Кирой, Алину — Александрой.

Вполне возможно, что родители по неосведомленности дали ребенку православное имя, но в нерусской его форме. В таком случае следует просто перевести его в церковнославянскую форму и крестить ребенка под этим именем. Так, Полину окрестят как Аполлинарию, Жанну или Яну как Иоанну, Оксану как Ксению, Кристину как Христину, Егора как Георгия, Дениса как Дионисия. Нужно только помнить, что в церкви верующий называет себя именем, данным при крещении.

Правда ли то, что если ребенок при крещении получает второе имя, он приобретает второго Ангела хранителя и будет вдвойне защищен?

— Это очевидный отголосок магических верований, не имеющий к Православию никакого отношения.

Считается, что если ребенок получает имя преподобного, то будет счастлив, а если мученика — его ждут несчастья. Влияет ли выбор имени на судьбу ребенка?

— Это еще одно из распространенных в народе суеверий. Конечно, имя — не пустой звук. Оно имеет определенное значение, которое можно найти, заглянув в церковный календарь. Нельзя говорить, что имя определяет судьбу, хотя оно, наверное, может оказывать влияние на черты характера. Кроме того, имя устанавливает особую духовную связь между человеком, который это имя носит, и святым, в честь которого он назван. Поэтому имя обязывает нас хорошо знать житие своего небесного покровителя, значение, перевод этого имени на русский язык.

Как быть, если при Крещении ребенку все-таки было дано неправославное имя или неизвестно доподлинно, с каким именем его крестили?

— В таком случае, согласно указаниям святителя Филарета, митрополита Московского, поступают следующим образом: новое православное имя, которое человек выбирает сам (или это делают родители), называется при чтении разрешительной молитвы после исповеди и при Причащении Святых Таин. То есть, подходя к Чаше, человек называет новое имя, которое затем за ним и остается.

Подготовила Ольга Новикова

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/03person/20 061 027.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика