Русская линия
Время новостей Катерина Лабецкая27.10.2006 

Дело о карикатурах
Датский суд защитил журналистов от иска правоверных

Вчера в Дании было принято знаковое судебное решение, связанное с одной из самых острых проблем века — отношениями между представителями различных цивилизаций. Суд маленького датского городка Аархус, куда еще в марте обратились семь мусульманских ассоциаций, до этого пытавшихся добиться своего в судебных инстанциях более высокого уровня, отклонил их иск против главного редактора и редактора отдела культуры датской газеты «Юлландс-постен».

Эта газета приобрела скандальную известность после публикации 30 сентября 2005 года дюжины карикатур на пророка Мухаммада. После того как через несколько месяцев эти карикатуры перепечатали более солидные европейские издания, исламский мир захлестнула волна манифестаций, сопровождавшихся погромами посольств европейских государств и представительств международных организаций. В Ливии и Афганистане в ходе беспорядков были даже жертвы. Исламские экстремисты призывали к бойкоту датских товаров, разрыву дипотношений с Данией, казни авторов и издателей карикатур.

В начале этого года вслед за «Юлландс-постен», среди карикатур которой выделялось изображение пророка Мухаммада в поясе смертника, особо отличилась французская газета «Франс-Суар», попытавшаяся «найти баланс религий». На ее карикатуре христианский, иудейский и буддистский боги беседовали, восседая на облаке с пророком Мухаммадом. Рисунок сопровождала подпись: «Не жалуйся, Мухаммад, мы здесь все изображены в смешном виде». Шутку газеты ее владельцы «оценили» увольнением главного редактора.

Главный редактор «Юлландс-постен» Йорн Миккельсен утверждает, что его карикатуристам до сих пор угрожают физической расправой. Но он продолжает доказывать, что его газета «не является сторонницей экстремизма и не пыталась спровоцировать никаких столкновений цивилизации». Он отметил «крайнюю политизированность карикатурного скандала», с чем, по его словам, «согласились многие мусульмане Дании». Все это заставило журналистов «задуматься о границах свободы слова».

Истцы все же сочли оскорбительной «проводившуюся в газетных публикациях связь Мухаммада, войны и терроризма» и подали иск о клевете. И вот вчера судьи постановили, что хотя карикатуры и «могли задевать чувства некоторых мусульман», оснований утверждать, что они «намеренно унижали и оскорбляли мусульман», все же нет.

Это вторая неудача истцов в судебных инстанциях. Ранее в возбуждении уголовного дела по фактам расизма и богохульства им отказал генпрокурор Дании. В качестве компенсации за моральный ущерб, нанесенный карикатурами на пророка Мухаммада, истцы требовали сто тысяч датских крон (16 860 долларов).

Газета «Время новостей» обратилась за комментарием по «карикатурному делу» в датском суде к президенту российского Института религии и политики, члену Общественной палаты России Александру Игнатенко. По его мнению, «карикатуры в датской газете были низкого качества с эстетической точки зрения и реально оскорбительными для мусульман», но «в юридические тонкости» датского судейства эксперт вдаваться не стал. Но он рассказал, что «карикатурный скандал» обсуждался и в Общественной палате. Ее члены пришли к выводу, что «законодательно отрегулировать такие вопросы практически невозможно» и что «ответственность в конечном счете ложится на конкретных журналистов».



Имам сравнил женщин с «куском мяса»

Австралию потряс грандиозный скандал, в который оказались вовлечены лидеры мусульманских общин, феминистки и даже премьер-министр Джон Ховард. Причиной стало высказывание одного из духовных лидеров австралийских мусульман, уроженца Египта, шейха Тадж ад-Дин аль-Хилали. Он сравнил женщин, не носящих скрывающий лицо платок — хиджаб — с «куском обнаженного мяса». В одной из проповедей он пояснял, что если кусок мяса положить на дороге, то кошка его обязательно съест. По аналогии, по мнению 64-летнего шейха, являющегося имамом мечети в Западном Сиднее, открытость одежды женщин является «приглашением к изнасилованию».

Эти высказывания процитировала местная газета. Шейх пытался оправдаться, заявив, что, говоря об одежде женщин, он пытался защитить их достоинство, что его слова вырваны из контекста, являются неправильным переводом с арабского. Однако когда встал вопрос о возможном привлечении к суду за подстрекательство к изнасилованию, шейх был вынужден принести извинения.

Виктор ВОЛОДИН

http://www.vremya.ru/2006/198/5/164 178.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика