Русская линия
Седмицa.Ru Елена Белякова27.10.2006 

К 10-летию возрождения Александро-Невской лавры

Александро-Невская лавра отмечает 10-летие возобновления в е стенах монашеской жизни. Это первый монастырь города на Неве, который был основан в 1710 году по указу Петра I. Именно в лавре расположилась после своего создания первая Санкт-Петербургская духовная школа, носившая сначала наименование Славянской, ставшая основой всех учебных заведений столицы. В 1726 году она была преобразована в Славяно-греко-латинскую семинарию, а затем — в Академию.

Лавра не избежала трагической судьбы многих монастырей России — к 1936 году все храмы монастыря были закрыты. Однако уже в 1957 году Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры был передан Русской Православной Церкви как приходской храм. Но только в 1996 году в Александро-Невской лавре был возвращен статус монастыря и в ней возобновилось монашеское делание и богослужение. Наместником лавры является архимандрит Назарий (Лавриненко)


Александро-Невская лавра в честь Святой Троицы
(Статья из I тома «Православной энциклопедии»)

Относится к Санкт-Петербургской и Ладожской епархии. Первый монастырь Санкт-Петербурга, расположен у впадения Черной речки (реке Монастырки) в реку Неву. Впервые упомянут в записке «О начале Невского монастыря» в июле 1710 г., когда Петр I, осмотрев место близ Чёрной речки, повелел основать здесь монастырь в память о победе в 1240 г. войска благоверного князя Александра Ярославича Невского над шведами. 20 февраля 1712 г. Петр назначил первым архимандритом обители администратора духовных дел столицы Феодосия (Яновского), «дабы начинал на осмотренном месте строить монастырь». Средства на строительство давал состоятельный валдайский Иверский Святоезерский мужской монастырь, приписанный в 1712 г. с вотчинами и доходами к новой обители, а также имения Александро-Невского монастыря в Олонецком крае. Земельные владения строящегося монастыря включали 5 тысяч квадратных саженей на обоих берегах Невы.

Официальной датой основания Александро-Невского монастыря принято считать дату освящения первой деревянной Благовещенской церкви — 25 марта 1713 г. (разобрана в августе 1787 г.), хотя уже с 1712 г. в монастыре жили иноки по общежительному уставу и началось строительство обители. Летом 1712 г. сформировался штат «монастырских слуг и всякого чина служителей», и на левом берегу Чёрной речки началось возведение келий и другие работы, для которых была проложена дорога, соединившая место постройки с Санкт-Петербургом (ныне Невский проспект). Александро-Невский монастырь стал одним из первых крупных архитектурных ансамблей северной столицы. За период строительства сменилось несколько архитекторов, однако основная идея была заложена в «Генеральном плане строения» архитектором Д. Трезини, по проекту которого в 1717 г. началось строительство кирпичного комплекса монастыря. К 1727 г. монастырь имел 4 храма, колокольню с 5 колоколами, 5 каменных корпусов, деревянные кельи, сад. В 1756—1765 гг. по проекту М.Д.Расторгуева были возведены южные, а в 1760—1773 гг.- северные линии лаврских построек с угловыми башнями (Семинарский и Просфорский корпуса). В 1780 г. архитектор И.Е.Старов, устроив главный въезд со стороны города, включил в ансамбль монастыря левобережье Монастырки, охватив ее низкими каменными стенами.

Одной из основных целей создания Александро-Невского монастыря по замыслу Петра I была подготовка кандидатов в архиереи, поэтому штат обители формировался из наиболее образованных пострижеников другие обителей, вызывавшихся в Петербург по царским указам. В 1713 г. архимандрит Феодосий испрашивал у Петра «благоволение, дабы, кроме здешнего монастыря, монахов в архиереи и в знатные архимандриты не производить», на которое царь ответил указом, утвердившим это положение. В первые годы существования монастыря братия была непостоянной и малочисленной (в 1714 г. — 1 иеромонах, в 1715 г. — 4 иеромонаха и 2 иеродиакона), но уже в 1716 г. насельник обители иеромонах Иоаким был хиротонисан во епископа Астраханского, а иеромонах Павел — во епископа Вологодского. В дальнейшем значительная часть епископата Русской Православной Церкви вышла из стен Александро-Невской лавры. В 1720 г., когда настоятель архимандрит Феодосий (Яновский) был хиротонисан во епископа Новгородского, Александро-Невский монастырь стал резиденцией Новгородских архиерее в. После образования Санкт-Петербургской епархии, с 1742 г., архимандритами Александро-Невского монастыря являются Санкт-Петербургские архиереи. До учреждения в 1721 г. Святейшего Синода Александро-Невский монастырь был церковно-административным центром столицы. В 1797 г. именным указом императора Павла I монастырь получил статус лавры со следующим штатом: наместник, благочинный, эконом, духовник, ризничий, уставщик, 30 иеромонахов, 18 иеродиаконов, 24 монаха, 20 больничных.

К середине XVIII в. Александро-Невский монастырь стал центром духовного просвещения епархии. 31 декабря 1724 г. вышел указ Петра I «Объявление о монашестве», в котором император требовал от монашества социально активного и «полезного» для общества служения. Одной из реализаций этого указа стало создание в Александро-Невском монастыре духовных учебных заведений для формирования «ученого братства» — русского ученого монашества. Особым послушанием ученых монахов в обители было произнесение проповедей, перевод и составление собственных богословских сочинений. 25 октября 1721 г. распоряжением архимандрита Феодосия в Александро-Невском монастыре была основана Славянская школа, ставшая основой всех учебных заведений столицы. В 1726 г. она была преобразована в Славяно-греко-латинскую семинарию, а в 1788 г.- в Главную семинарию. Ее преподаватели занимались научной и издательской деятельностью. Трудами ректора семинарии иеродиакона Никодима (Пученкова) и архимандрита Иоасафа (Маткевича) были подготовлены переиздания Киево-Печерского патерика, а также житий святых святителя Ростовского Димитрия (Туптало). В 1797 г. Главная семинария была преобразована в Александро-Невскую Духовную академию, после реформы 1809 г. переименованную в Санкт-Петербургскую Духовную академию (СПбДА). По Высочайшему указу от 13 декабря 1719 г. при Александро-Невском монастыре была создана Санкт-Петербургская типография. Первыми ее изданиями стали поучение еп. Феофана (Прокоповича) в день памяти св. Александра Невского, 3 слова иеромонаха Гавриила (Бужинского) о победах русской армии, «Букварь», «Раскольничьи вопросы и ответы», «Пращица духовная». Типография просуществовала до 1727 г., затем была переведена в Москву, в 1736 г. возвращена в монастырь для печатания Библии. В лавре находилась богатейшая библиотека, а с 1910 г.- древлехранилище. В 1913 г. в Александро-Невской лавре были учреждены богословские и общеобразовательные курсы для певчих.

Перед Октябрьской революцией 1917 г. земельные владения Александро-Невской лавры насчитывали 13 090 десятин, капитал исчислялся 3 млн. рублей, значительная его часть тратилась на благотворительность. С 1714 г. в лавре существовала богадельня, куда определялись отставные военные. Лавра содержала дом призрения и Исидоровское женское епархиальное училище. В годы первой мировой войны насельники Александро-Невской лавры оборудовали и отправили на фронт передвижной лазарет, в самой обители также был открыт лазарет. Число братии в начале XX в. составляло от 130 до 150 человек. Александро-Невской лавре принадлежал открытый в 1908 г. Серафимо-Антониевский скит в местечке Зареченье Лужского уезда.

Постановлением от 7 июля 1923 г. городские власти изъяли у братии Александро-Невской лавры все помещения, кроме храмов. В мае 1920 г. были вскрыты мощи святого благоверного князя Александра и опечатана рака; с 1922 г. мощи находились в фондах Музея истории религии и атеизма, рака — в музее Эрмитажа.

С сентября 1922 г. по октябрь 1923 г. лавра принадлежала обновленцам, с октября 1923 г. по 1926 г. часть храмов принадлежала Русской Церкви, часть — обновленцам, в начале 1928 г. в некоторых храмах служили «непоминающие», с 1928 по 1931 гг. часть храмов принадлежала Русской Православной Церкви, часть — иосифлянам. В 1931 г. все действующие храмы отошли Патриаршей Церкви. С 1920 г. лаврский ансамбль находится под охраной государства, получив статус памятника культуры. 6 июля 1925 г. договор с «двадцаткой» лавры был расторгнут и взамен были заключены договоры с верующими отдельных храмов. К 1936 г. все храмы лавры были закрыты, на ее территории размещалось до 17 учреждений.

В 1957 г. Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры был передан Русской Православной Церкви как приходской храм. Настоятелем его стал правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии, назначавший наместников собора в сане протоиереев. 3 июня 1989 г. трудами митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера) в собор были возвращены мощи с в. Александра Невского. В 1987 г. была открыта Никольская кладбищенская церковь. Летом 1995 г. Санкт-Петербургской епархии частично был передан Духовский корпус. Первым исполняющим обязанности наместника Александро-Невской лавры был назначен епархиальный духовник архимандрит Кирилл (Пачис), в октября 1996 г. наместником — архимандрит Назарий (Лавриненко). 14 сентября 1995 г. в Троицком соборе состоялось первое монастырское богослужение, а 3 ноября 1997 г. приходское собрание Троицкого собора было упразднено и собор получил статус монастырского. 5 апреля 1996 г. при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, духовенства Санкт-Петербургской епархии, мэра города и руководства ЦНИИ «Прометей», которому принадлежало к тому времени большинство зданий лавры, состоялась «символическая» передача комплекса лаврских помещений Русской Православной Церкви. Фактически же к началу 2000 г. лавре была передана лишь четверть тех помещений, которые значились в акте о возвращении: Духовский, Просфорный корпуса, часть Феодоровского корпуса и часть митрополичьего корпуса, где находится епархиальное управление и рабочая резиденция митрополита Санкт-Петербургского Владимира (Котлярова). 18 апреля 2000 г. митрополит Владимир и генеральный директор ЦНИИ «Прометей» подписали «акт об окончательной передаче» в собственность Русской Православной Церкви всех зданий лавры.

К 2000 г. в лавре проживал 21 человек братии: 2 архимандрита, 2 игумена, 8 иеромонахов, 4 иеродиакона, 1 монах и 4 послушника. При Александро-Невскоя лавре действуют иконописная школа, керамические и фарфоровые производства, златошвейные мастерские. Главными праздниками Александро-Невской лавры являются: Святой Троицы, Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября), иконы Божией Матери «Скоропослушница» (9 ноября), блгв. вел. кн. Александра Невского (23 ноября — день преставления, 30 августа и 21 мая — 1-е и 2-е перенесения мощей).

Храмы и кладбища Александро-Невской лавры

Свято-Троицкий собор, строительство которого началось в 1719 г. по проекту архитектора Т. Швертфегера, в 1753—1755 гг. был разобран, т.к. начали рушиться своды. Лишь в 1774 г. после 2 конкурсов одобрение получил проект И.Е.Старова, выполненный в классицистическом стиле. 30 августа 1778 г. состоялась закладка собора Санкт-Петербургским митрополитом Гавриилом (Петровым) в присутствии императрицы Екатерины II, а 30 августа 1790 г. — освящение собора и перенесение в него мощей с в. блгв. кн. Александра Невского из Благовещенской церкви обители. В 1782 г. к собору была пристроена двухъярусная колокольня. Иконостас выполнен Л. Пинкетти, И.А.Акимовым и Я.Мейтерлейтеном. Собор расписан в 1806 г. А. делла Джакомо по эскизам Д.Ж.Кваренги, а в 1862 г. заново П.С.Титовым по эскизам академика Ф. Г. Солнцева. Скульптурное убранство собора выполнено Ф.И.Шубиным. 16 августа 1933 г. решением Леноблисполкома собор был закрыт и передан Дому чудес и технических достижений Ленинграда. В 40-х гг. XX в. часть здания занимало жилищное управление Смольнинского района и Музей городской скульптуры. В 1957 г. после 2-летнего ремонта собор был открыт, заново освящен митрополитом Ленинградским Елевферием (Воронцовым), отреставрирован. С 1957 г. в нем совершаются регулярные богослужения.

Двухэтажная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, построенная в 1717—1722 гг. по проекту Д. Трезини, расположена в северно-восточном углу монастыря. Это первая каменная церковь лавры. В 1724 г. из владимирского Боголюбского Рождественского монастыря в Благовещенскую церковь были перенесены мощи с в. кн. Александра Невского. Верхний храм Благовещенской церковь был освящен 30 августа 1724 г. во имя с в. блгв. кн. Александра Невского. Нижний храм, освященный 25 марта 1725 г. архиепископом Феодосием в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, служил усыпальницей для особ царствующего дома (императора Петра III Феодоровича, Анны Леопольдовны, царицы Параскевы Феодоровны, царевича Петра Петровича, дочерей Александра I великих княжон Марии и Елисаветы) и государственных деятелей (А.М.Голицына, А.А.Безбородко, И.И.Панина, А. В. Суворова, И.И.Бецкого). Решением Леноблисполкома от 15 февраля 1933 г. храм был закрыт, в 1948 г. передан Музею городской скульптуры. С 1988 г. в Благовещенской церкви ведется комплексная реставрация.

Благовещенскую церковь связывает с Троицким собором двухэтажный Духовский корпус, в котором была устроена и в 1822 г. освящена церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов с приделом прп. Сергия Радонежского. До начала XX в. храм был усыпальницей государственных и церковных деятелей, в т. ч. Санкт-Петербургских митрополитов: Михаила (Десницкого), Серафима (Глаголевского), Антония (Рафальского). Свято-Духовская церковь была закрыта последней в лавре — в январе 1936 г. и передана в распоряжение Смольнинского райсовета; в ней разместился аэроклуб и физкультурное общество «Спартак». В 1949 г. Духовский корпус был возвращен епархиальному управлению, но в начале 60-х гг. вновь отобран. К 2000 г. в церкви находилась станция переливания крови.

Симметрично Благовещенской церкви, завершая с юго-восточной стороны Феодоровский корпус, расположена церковь с в. блг в. кн. Феодора Ярославича. Освящена в 1770 г., верхняя — во имя с в. блг в. кн. Феодора Ярославича; нижняя — во имя свт. Иоанна Златоуста. В 1840 г. перестроена и освящена заново, верхняя — во имя свт. Николая Чудотворца; нижняя — во имя блг в. кн. Феодора. С 1806 г. до начала XX в. нижняя церковь служила усыпальницей членов грузинских царских фамилий, скончавшихся в Санкт-Петербурге. С алтарной стороны Феодоровской церкви по проекту Г. И.Карпова в 1889 г. была пристроена усыпальница митрополита Исидора (Никольского), освященная 6 октября 1891 г. как придельная церковь во имя прп. Исидора Пелусиота. Постановлением Ленсовета от 2 сентября 1931 г. Феодоровская церковь была закрыта и передана в ведение Володарского райсовета, помещение церкви занимало общежитие фабрики «Рабочий». С 1931 до начала 2000 гг. в помещении Исидоровского храма находился НИИ «Прометей».

Церковь во имя Михаила Архангела освящена в архиерейском доме, построенном на западной стороне монастыря в 1758 г. по проекту М.Д.Расторгуева. В 1767 г. архиепископ Гавриил (Петров) освятил в настоятельских покоях келейную церковь во имя Всех святых. В 1819 г. после надстройки дома состоялось переосвящение церкви во имя Михаила Архангела. В начале 20-х гг. XX в. была закрыта. До начала 2000 г. в ней размещался НИИ «Прометей».

Крестовая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы заложена в 1861 г. на 3-м этаже архиерейского дома, левый придел освящен во имя свт. Тихона Задонского. Двухъярусный иконостас работы С. В. Постемского, роспись храма П.С.Титова. Закрыта в 1926 г. и передана Педагогическому музею, затем до 2000 г. в ней находился НИИ «Прометей».

Домовая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы освящена в 1896 г. митрополитом Палладием (Раевым), при расширении трапезной архиерейского дома архитектором Л.П.Андреевым. Закрыта в 20-х гг. XX в., в здании находилось овощехранилище.

Над Святыми вратами лавры 15 июля 1786 г. была освящена церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», построенная по проекту И.Е.Старова. 12 января 1904 г. в ней был открыт латышский приход, настоятелем которого стал священник Адам Симо. Постановлением Ленсовета закрыта в октября 1931 г., в ней размещалась дирекция Музея городской скульптуры. В 1993 г. возвращена Русской Православной Церкви.

На территории лавры расположены 3 кладбища. Большинство надгробий и памятников выполнены лучшими русскими скульпторами: Ф.И.Шубиным, И. Г. Остеррайхом, Ф. Г. Гордеевым, И.П.Мартосом, М.И.Козловским, М. Г. Крыловым, И.П.Витали. Старейший из петербургских некрополей — Лазаревский свое название получил от каменной церкви во имя прав. Лазаря, построенной в 1717 г. близ деревянной Благовещенской церкви над местом погребения царевны Натальи Алексеевны, сестры Петра I. В 1787 г. на средства графа Н.П.Шереметева храм был расширен, на месте разобранной деревянной Благовещенской церкви построена трапезная Лазаревского храма, 18 августа 1790 г. состоялось освящение обновленного здания. В 1836 г. по заказу Д.Н.Шереметева храм был перестроен по проекту архитектора Тиблена, иконостас заменен одноярусным работы Я.Ф.Яковенко. Лазаревская церковь стала семейной усыпальницей графов Шереметевых. Осенью 1923 г. закрытая церковь вместе с Лазаревским кладбищем была передана обществу «Старый Петербург», в 1932 г. — Музею городской скульптуры. В 30-х гг. из Феодоровской и Духовской церквей в Лазаревскую были перенесены надгробия. Здесь похоронены представители родовитых русских фамилий, исторические деятели XVIII в.: соратники Петра I Г. П.Чернышёв, С.Ф.Мещерский, П.Ф.Балк-Полев, а также Ф.М.Апраксин, И.Ю.Трубецкой, И.И.Шувалов, М. В. Ломоносо в.

В 1823 г. было основано Тихвинское кладбище с церковью в честь Тихвинской иконы Божией Матери, выстроенной в 1873 г. по проекту архитектора Н.П.Гребёнки на пожертвования братьев Д.М. и Н.М.Полежаевых; под церковью находится семейный склеп жертвователей. 9 мая 1931 г. постановлением президиума Ленсовета церковь была закрыта и передана райотделу связи, в 1935—1937 гг. в ней находилась почта, к 2000 г.- научный отдел Музея городской скульптуры. На Тихвинском кладбище похоронены выдающиеся деятели русской культуры: М.И.Глинка, Ф.М.Достоевский, В. В. Стасов, Н.А.Римский-Корсаков, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, И.А.Крылов, Ф.И.Стравинский, С.П.Боткин и др. Большинство памятников 2-й пол. XIX в. были снесены в 1935—1939 гг., впоследствии по проекту архитектора Е.Н.Сагдлера на месте Тихвинского кладбища был создан некрополь мастеров искусств.

В восточной части лавры расположено Никольское кладбище с церковь свт. Николая Чудотворца, построенной в 1871 г. на средства купца Н.И.Русанова, устроившего в цокольном этаже семейную усыпальницу. Церковь была закрыта 10 декабря 1932 г. После реставрации и освящения с мая 1985 г. в ней служатся ранние литургии.



Литература:

Богданов А.И., Рубан В. Г. Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его с 1703 по 1751. СПб., 1779;

Живописное обозрение русских святых мест: Александро-Невская Лавра. Од., 1804. Вып. 3;

Краткое описание Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. М., 1809;

Жизнь Петра Великого, описанная Г. Галемом: Пер. с нем. СПб., 1813;

Пушкарев И. Описание С.-Петербурга. СПб., 1838;

Павлов А. Описание Свято-Троицкой Александро-Невской лавры с хронологическими списками особ, погребенных в церквах и на кладбищах лаврских. СПб., 1842;

Долгов А. Памятники и монументы, сооруженные в ознаменование достопамятнейших русских событий и в честь замечательных лиц. СПб., 1860;

Тихон, архим. К столетию Свято-Троицкого Собора в Александро-Невской лавре. СПб., 1890;

Покровский П.Ф. К столетию Свято-Троицкого собора. СПб., 1890;

Волховский М. Г. Святые места на Руси. СПб., 1894;

Сперанский А.И. Александро-Невская лавра. СПб., 1897;

Александро-Невская лавра. СПб., 1903;

Лавры, монастыри, храмы на святой Руси. С.-Петербургская епархия, 1908;

Краткое описание Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. М., 1909;

Древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, 1712−1910 гг.: Крат. опись. СПб., 1910;

Описание архива Александро-Невской лавры за время царствования императора Петра Великого. СПб., 1910;

Грабарь И.Э. Архитекторы иностранцы при Петре Великом// Старые годы. 1911. Июль — сентябрь;

Корольков М. «Архитекторы Трезины"// Там же. 1911. Апр.;

Саитов В.И. Петербургский некрополь. СПб., 1912−1913. 4 т.;

Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра, 1713−1913 гг.: Ист. исслед. СПб., 1913;

Семенова Л.Н. Участие шведских мастеровых в строительстве Петербурга (Первая четверть XVIII в.) // Исторические связи Скандинавии и России. Л., 1970;

Кючарианц Д.А. Иван Старо в. Л., 1982;

Кудрявцев А.И., Шкода Г. Н. Александро-Невская лавра: Ансамбль и памятники некрополей. Л., 1986;

Пирютко Ю.М. Лазаревская усыпальница — памятник русской культуры XVIII—XIX вв. в.// ПКНО, 1988. М., 1989. С. 485−497;

Штелин Я. Записки об изящных искусствах. М., 1990;

Семенцов С. В. Пространственная идея С.-Петербурга// Старые годы. 1993. N 1;

Памятная книжка С.-Петербургской епархии. СПб., 1995;

Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат. СПб., 1995;

он же. Судьба монастырей Санкт-Петербургской епархии в 20 в. СПб., 1997;

Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга: Ист.-церк. энциклопедия. СПб., 1996. Т. 1;

Августин (Никитин), архим. Александро-Невская Лавра// Петербург и Россия: Петербургские чтения — 97. СПб., 1997.

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=37 991&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика