Русская линия
Столетие.Ru Сергей Перевезенцев26.10.2006 

Великий старец
Сергий Радонежский как творец русского национального сознания

В 2014 году исполнится 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, — человека, который уже при жизни стал духовным символом русского народа. А после смерти — символом той Святой Руси, к созиданию которой стремились наши предки на протяжении многих столетий.

Благословение на битву

Сергий Радонежский
Сергий Радонежский
Сергий Радонежский не оставил после себя ни единой строчки. Более того, он всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому можно сказать, что его учение — это сама его жизнь.

Будущий великий подвижник родился в 1314 году под Ростовом Великим, в боярской семье, получив при рождении имя Варфоломей.

В начале XIV века, в борьбе между Москвой и Тверью за ярлык на великое княжение, Ростов поддерживал Тверь. Поэтому, когда Москва вышла победителем в этой борьбе, московский князь Иван Калита подверг ростовское боярство гонениям. В частности, семью Варфоломея переселили под Москву, в городок Радонеж. Впоследствии по имени этого города преподобный Сергий и будет назван Радонежским.

После смерти отца Варфоломей избрал монашеский путь. Вместе с братом Стефаном в конце 30-х годов XIV века в подмосковных лесах, на горе Маковец, они основали скит и построили церковь, посвященную Святой Троице. В 1341 году Варфоломей принял иноческий постриг под именем Сергия. Через некоторое время Стефан ушел в Москву и стал духовником великого князя Семена Гордого. А к оставшемуся на Маковце Сергию потянулась монашеская братия. Так и возник Троицкий монастырь.

Избегающий хоть какой-то власти, Сергий Радонежский не был тогда официально избран игуменом, но исполнял игуменские обязанности по просьбе всех иноков.

В те времена существовало три вида монастырей. Отходные монастыри — это скиты, устраиваемые монахами-отшельниками. В особножительных монастырях иноки проводили общие службы, но каждый имел собственное имущество. И, наконец, общежительные монастыри, в которых иноки отказывались от имущества вообще. Общежительные монастыри были на Руси и ранее, но к XIV веку уже забылись.

Троицкий монастырь поначалу был особножительным. В 1354 году тогдашний митрополит Алексий, при поддержке константинопольского патриарха Филофея, предложил троицким инокам принять новый монастырский устав — общежительный. Троицкий монастырь стал первой в Московской Руси такой обителью, а Сергий Радонежский был уже официально поставлен в его первые игумены. Позднее именно Сергий и его ученики были основателями новых общежительных монастырей, самыми известными из которых стали Симоновский и Спасо-Андроников в Москве, Высоцкий в Серпухове, Кирилло-Белозерский и Ферапонтовский под Вологдой. Таким образом, под Москвой, в Троицком монастыре, Сергием было положено начало беспримерному в мировой истории размаху православного подвижничества, случившегося на Руси в XIV—XV вв.еках.

…И уже вскоре Сергий Радонежский стал духовным авторитетом как для простых людей, так и для князей. Хотя Сергий стремился жить вдалеке от политических интриг и игрищ, жизнь заставляла его включаться в политические борения. И в наиболее сложные моменты истории, преподобный не раз помогал князьям услышать друг друга, убеждал их прекратить кровопролитные усобицы. Так было в 1365 году, когда Сергий ходил в Нижний Новгород мирить рассорившихся князей, так было в 1374 году во время княжеского съезда в Переяславле-Залесском, так было и в 1385 году, когда Сергий совершил «миротворческий» поход в Рязань…

Позднейшие источники показывают особую роль Сергия Радонежского в 1380 году в преддверии Куликовской битвы. Так, в «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что именно к нему приехал великий князь Дмитрий Иванович вместе с двоюродным братом Владимиром Андреевичем Серпуховским, чтобы получить благословение на битву с Мамаем. А в знак своего благословения отправил преподобный Сергий двух монахов-схимников Александра Пересвета и Андрея Ослябю в войско Дмитрия Ивановича. Эти монахи были до принятия пострига известными воинами, не раз участвовали в сражениях. И, как сообщает «Сказание», именно Александру Пересвету выпала доля принять участие в поединке с ордынским богатырем перед битвой на Куликовом поле.

«Высокое житие»

Подвижничество Сергия в значительной степени повлияло на всю отечественную духовность, ибо он внес в нее важнейшие для всего русского национального сознания религиозно-философские идеи. В первую очередь, Сергий Радонежский, стремясь к «жизни во Христе», ввел идею и практику «высокого жития», как реальный пример нравственного совершенства. Одним из необходимых условий «высокого жития» была, по убеждению Сергия, чистота души. Другим условием была идея смирения и любви. И Сергий Радонежский всей своей жизнью доказывал окружающим: жизнь можно устраивать только добром и любовью, ибо, отвечая злом на зло, человек порождает новое зло. Недаром русский философ Георгий Федотов, размышляя о Сергии Радонежском, заметил: «Смиренная кротость — основная духовная ткань его личности».

Необходимой составляющей «высокого жития» была также идея «внутренней» духовной свободы, как высшей степени свободы вообще. Еще одним условием «высокого жития» — и для отдельного человека, и для монастырской обители, и для общества — Сергий считал единомыслие. Единомыслие для отдельного человека — это единство души, полностью посвященной служению Господу. Для обители это единство помыслов и действий всех иноков. Для общества это идея единства Руси.

И совсем не случайно то, что обитель, основанная Сергием, была посвящена святой Троице. Сергий видел в Троице высший христианский образ единства и любви, ибо ипостаси святой Троицы единосущны, не знают ненависти, но исполнены любви.

Догмат о святой Троице — один из важнейших в христианском вероучени. До Сергия Радонежского этот догмат принимался на Руси как таковой. Даже будучи объектом умозрительных религиозно-философских рассуждений, Троица не рассматривалась как необходимая часть реальной жизни. К примеру, храмы предпочитали посвящать более реальным образам: Спасу, Божией Матери, «скорому помощнику» Николе Чудотворцу, святым воинам… И лишь в Киево-Печерском монастыре Троице уделили гораздо большее внимание. Там, над главными воротами, в начале XII века была поставлена Троицкая церковь.

Как свидетельствует Житие Сергия Радонежского, троицкому игумену неоднократно совершались богоявления.

Наиболее яркое и значимое из них — явление Божией Матери, которая, в ответ на молитву преподобного Сергия, обещала свое покровительство устроенной им обители. Явление было уникальным в монашеской практике той поры. И сам факт видения преподобному Сергию — это первое свидетельство явления Богородицы русскому иноку. Позднее в этом видели явный божественный знак того, что Господь стал уделять Московской Руси свое особое покровительство.

Подвижническая деятельность Сергия Радонежского положила начало такому своеобразному явлению в русском православии как старчество. Старцы — это монахи, которые своей праведной жизнью доказывали способность человека к нравственному, духовному очищению. Значение старчества в русском монашестве на протяжении веков существенно изменялось. Однако сохранялась и несомненная духовная преемственность. В целом же, своим авторитетом старцы оказывали огромное влияние на все русское общество.

Уже при жизни Сергия Радонежского рассматривали как воплотившийся в реальном человеке символ единства Руси, которого столь жаждал русский народ в XIII-XIV столетиях. Вскоре после смерти, в 1447 году, преподобный Сергий Радонежский был канонизирован. Дни церковной памяти святого Сергия Радонежского — 5 (18) июля и 25 сентября (8 октября).

Небесное заступничество

В последующие столетия Сергий почитался как небесный покровитель и заступник московских государей, — недаром именно в Троице-Сергиевом монастыре крестили великокняжеских и царских детей. А сам преподобный на протяжении всей последующей русской истории не раз являл России свое небесное заступничество. Вот лишь три таких случая.

В 1521 году на Московскую Русь пошел крымский хан Махмет-Гирей. Степенная книга сообщает, что некой престарелой монахине было в эти дни видение: из Кремля с иконой Божией Матери стал уходить сонм святых, забрав иконы и святыни. По выходе из кремлевских ворот святые были встречены преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским, которые умолили святых не уходить, а совершить совместный молебен за спасение Москвы.

Заступничеством Сергия и Варлаама отшествие святых, а, значит, и благодати из Москвы не произошло, небесные силы вступились за Русскую Землю, и татары сами собой бежали из-под Москвы.

В октябре 1552 года святой образ преподобного Сергия Радонежского сыграл кардинальную роль во время взятия Казани. Тогдашний русский государь, царь Иван Васильевич Грозный, перед решительным штурмом молился в специально устроенной для него походной церкви. И молился он перед иконами «Троица» и «Явление Богоматери Сергию», специально привезенными из Троице-Сергиевого монастыря. Молитвенное обращение к преподобному Сергию означало для Ивана Васильевича установление духовной, мистической связи между двумя событиями — Куликовской битвой и взятием Казани. И предстояние царя перед образом Сергия означало одно — он просил чудотворца, чтобы благословение, данное преподобным великому князю Дмитрию Ивановичу, как бы перенеслось на Дмитриева праправнука — первого русского царя.

А накануне штурма Казани, как сообщает «Троицкая повесть», в русских войсках прошел слух о том, что некоторые благочестивые люди видели себя во сне в городе Казани и узрели там старца с очень густой бородой в ветхих монашеских одеждах, который ходил по городу и подметал в домах и на улицах. И узнали они в старце преподобного Сергия Радонежского. И говорил старец: «Будет у меня здесь наутро много гостей».

Вот оно, стремление увериться в помощи святого Сергия: царь молился перед его образом, а простые воины были уверены, что преподобный уже ждет их в Казани. Как же было не взять вражескую крепость? И взяли в тот же день…

Центральной духовно-мистической фигурой был для русских людей преподобный Сергий и в годы Смутного времени. Так, в «Сказании» Авраамия Палицына, в котором описывается осада Троицкого монастыря в 1608—1610 годах, приводятся рассказы о чудесах, случавшихся во время осады. Во всех этих явлениях именно Сергий выступает своего рода организующим началом для других русских святых, приводя их с собой, побуждая их к молитве за спасение монастыря.

Во всех чудесных видениях троицким сидельцам Сергий укреплял дух осажденных. Так, усердно молившийся перед иконой Богородицы тогдашний архимандрит монастыря Иоасаф, узрел в «тонком сне» преподобного Сергия, поведавшего о том, что Божия Матерь продолжает оберегать обитель: «…Ибо предстоит перед Богом и молится об обители и о вас святая Пречистая Богородица и Приснодева Мария с ангельскими ликами и со всеми святыми». И Троицкая обитель выстояла.

По словам современного историка Николая Борисова, преподобный Сергий Радонежский стал подлинным «светильником» для современников и потомков — человеком, сумевшим подчинить свою жизнь евангельским заповедям. Избегая искушения судить и назидать, он учил даже не столько словом, сколько своим образом жизни, своим отношением к окружающим. И народ услышал его безмолвную проповедь. Поэтому жизненный путь великого старца, как его называли, выглядит и парадоксальным — он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем.

http://stoletie.ru/zodchiy/61 025 132 935.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика