Православие.Ru | Николай Головкин | 20.10.2006 |
В тот день во всех шести московских СИЗО, с которыми работает Комиссия по социальному служению в местах лишения свободы города Москвы, в третий раз прошел «День милосердия и сострадания ко всем во узах и темницах находящимся». Не случайно в акафисте Покрову Пресвятой Богородицы (икос 10) поется: «Радуйся, крепкая Заступнице сущих в плену и изгнании; радуйся, Попечительнице во узах и темнице сидящих».
* * *
Раннее утро. Пасмурно, моросит дождь. У проходной Бутырки, которая, как и сам тюремный замок, скрыта от оживленной Новослободской улицы многоэтажным кирпичным домом, выстраивается очередь. В ней — священники, алтарники, певчие, представители благотворительных организаций, журналисты…Через строгий контроль проходят по трое. То и дело подходят спешащие на работу сотрудники тюрьмы, среди которых много женщин, и движение нашей очереди приостанавливается.
Паспорта и мобильники у нас забрали при входе, вручив жетоны с номерами. На какое-то время мы по своей воле тоже стали «номерными».
Миновали семь дверей. Когда подходили к последней, услышали благовест. И вот перед нами, в центре построенного из красного кирпича тюремного замка, белое здание, которое по виду совершенно не похоже на храм.
В России — 13 тюрем и 165 следственных изоляторов, в которых около 300 тысяч арестантов. Самая старая из действующих российских тюрем — Бутырка.
Подмосковная деревня Бутыркино по Дмитровской дороге — бывшая вотчина боярина Никиты Романова. В 1667 году Петр I образует первый регулярный солдатский полк, который встает на квартиры в этой местности и получает название Бутырский, а село Бутыркино стало называться Бутырской солдатской слободой. Во времена Екатерины II здесь были построены казармы Бутырского гусарского полка. В 1780—1790-е годы великий русский архитектор Матвей Казаков строит на месте казарм Бутырский тюремный замок. А в 1782 году он строит в его центре — храм в честь Покрова Божией Матери. Ныне это также старейшая среди тюремных церквей столицы.
Бутырка сразу же стала центральной тюрьмой для всех преступников и бунтовщиков России. Со временем здесь был организован Сергиево-Елисаветинский приют для жен и детей, добровольно следующих за ссыльными в Сибирь.
Одна из башен Бутырки называется «Пугачевой». По преданию, в ее подвале находился закованный в цепи до дня казни Емельян Пугачев.
Среди знаменитых узников Бутырки — Дзержинский, Вавилов, Туполев, Королев, Солженицын…
В XX веке казематы Бутырской тюрьмы освящены пребыванием в них святых новомучеников и исповедников российских. Сюда были заключены патриарший местоблюститель митрополит Крутицкий Петр (Полянский), митрополит Петроградский Серафим (Чичагов), архиепископ Верейский Иларион (Троицкий), архиепископ Можайский Димитрий (Добросердов), епископ Дмитровский Серафим (Звездинский), протоиерей Владимир Амбарцумов, протоиерей Иоанн Восторгов и многие другие.
Как и в древнем Риме, христианские мученики в Советской России терпели гонения, унижения и истреблялись за то, что не отрекались от Христа и Его Церкви.
Лишение гражданских прав, непосильные денежные поборы, аресты, ссылки и лагеря, изъятие имущества… Всевозможные формы притеснений претерпели практически все мученики и исповедники, но эти обстоятельства не заставили их изменить вере православной. Укрепляемые Господом, они посрамляли своих мучителей стойкостью и крепостью духа.
Сегодня более 200 из этих узников Бутырки причислены к лику святых. Иконы некоторых из новомучеников уже можно видеть в храме. Сбор материалов об узниках Бутырки, пострадавших за веру, продолжается.
В Бутырках побывал и великий русский художник Михаил Васильевич Нестеров.
«Мне пришлось посидеть с ним в Бутырках дней пять, — пишет в своей книге „Неугасимая лампада“ известный русский писатель Борис Николаевич Ширяев. -…Я как раз в это время получил приговор. Конечно, испугался. Соловки… Кровь… Холод, смерть… Все в камере мне сочувствовали, охали… Только Нестеров шепнул: „Не печальтесь! Это к лучшему. Там Христос близко!“».
По словам московского искусствоведа В. В. Нарциссова, Нестеров — «человек подлинно православного мировоззрения, неколебимой и убежденной веры, он своей судьбой явит чудо: его „срок“ исчислится… двумя неделями, и прямо из Бутырок престарелому художнику будет разрешено вернуться домой. Так, не склонив головы перед торжествующими в те дни российскими пигмеями и их развратителями, художник Михаил Нестеров достойно пройдет отпущенное ему жизненное поприще и удостоится мирной христианской кончины в октябре 1942 года».
И еще Бутырка известна тем, что в годы Великой Отечественной войны и некоторое время после ее окончания часть тюрьмы была переоборудована в «шарашки», где заключенные работали на нужды армии.
Сейчас в Бутырке содержатся менее 3000 человек. По словам правозащитников, теперь «счастливое» время: ведь еще относительно недавно бывало в три раза больше…
В Бутырке каждая камера, каждый коридор примечательны какими-нибудь событиями. Номера камер и коридоров сохраняются столетиями.
Так, 6-й коридор — коридор смертиников. Ныне, когда в нашей стране действует временный мораторий на применение смертной казни, в этих камерах содержатся пожизненные заключенные. После вынесения им такого приговора из зала суда они поступают в одну из камер 6-го коридора. Содержатся здесь и те, кто уже отбывал наказание в одной из особых колоний России, но направлен в Москву для пересмотра дела.
* * *
Благословляя ежегодное проведение Дня милосердия, который проводится, увы, пока только в столице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выразил надежду на живой отклик и деятельное участие московских приходов в многоразличных делах тюремного служения Церкви.И московские приходы не остаются в стороне от сего благого дела.
Например, храм Живоначальной Троицы в Никитниках пожертвовал возрождаемому в Бутырской тюрьме Покровскому храму, где с начала сентября прошлого года регулярно служится литургия (прошло уже более 60 богослужений), бревенчатую звонницу.
Храмы святителя Николая в Бирюлево и Живоначальной Троицы на Грязех снабдили Покровский храм всем необходимым для богослужения. Благодаря жертвователям специально для этого храма написано несколько икон.
* * *
Престольный праздник в Покровском храме традиционно возглавил председатель Комиссии по социальному служению в местах лишения свободы города Москвы — викарий Московской епархии епископ Дмитровский Александр. Владыке Александру сослужили заведующий сектором УИС Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями иерей Александр Добродеев, благочинный Троицкого благочиния протоиерей Сергий Киселев, настоятель Покровского храма в Бутырской тюрьме иерей Константин Кобелев, иереи Иоанн Каледа, Иоанн Власов, Сергий Горшков и другие священнослужители, несущие свое служение в тюремном храме.На богослужении присутствовали временно исполняющий обязанности начальника УФСИН по г. Москве В. А. Давыдов, заместитель начальника УСИТ-ФСИН В. В. Нефедов, начальник ФГУ ИЗ-77/6 УФСИН России по г. Москве С. И. Умряшкина, председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций С. А. Попов, президент благотворительного фонда «Благо» Н. Н. Лебедев, представители общества «Вера, Надежда, Любовь — помощь заключенным в тюрьмах», работники и служащие Бутырской тюрьмы.
За литургией молилась и Лидия Владимировна Каледа, она впервые в жизни присутствовала на службе в Покровском храме Бутырской тюрьмы, узником которой был ее отец — священномученик Владимир Амбарцумов. Ее порадовало, что перед его иконой, как и перед иконами других новомучеников Российских, сегодня молятся прихожане-заключенные. Она была глубоко взволнована и тем, что здесь служил ее супруг — приснопамятный протоиерей Глеб Каледа († 1994). В 1992 году им было положено начало постсоветской истории Покровского храма. Отсюда в новой России начиналось движение милосердия ко всем, кто находится в местах лишения свободы.
По различным обстоятельствам после блаженной кончины отца Глеба богослужения в Покровском храме не были постоянными. Ныне, по милости Божией, здесь вновь возносится молитва, совершается бескровная жертва.
Л. В. Каледа продолжает тюремное служение отца Глеба. Она переписывается с заключенными, приговоренными к пожизненному заключению, которых батюшка крестил, когда они находились в Бутырке. Все эти люди называют ее мамой.
Матушку Лидию, привыкшую совсем к другому отношению в тюрьмах, удивила и вежливость со стороны нынешних работников СИЗО.
Во многом это заслуга нынешнего начальника Бутырской тюрьмы Николая Федоровича Дмитриева. Ранее он был начальником Бутырки, потом его направляли служить в другие СИЗО. С его возвращением в Бутырку в 2005 году многое стало меняться к лучшему.
Первым делом Николай Федорович стал регулировать наполнение камер, ибо порой в одних теснилось до 40 человек, а в других было только пять. Проводились им и другие мероприятия, призванные улучшить условия содержания заключенных.
С возвращением в Бутырку Дмитриева началось активное восстановление Покровского храма. Позиция начальника тюрьмы по отношению к храму всегда благоприятна. Видимым знаком его соработничества со священниками, которые здесь служат, была совместная встреча из Серпухва иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Икона написана в ноябре 2005 года в Высоцком мужском монастыре специально для Покровского храма. Автор — Владимир Артемьев, главный иконописец монастыря.
К Покрову 2006 года в храме практически в первоначальном виде восстановлено алтарное помещение (за исключением капитальной стены, в которой пришлось сделать своды-арки по образцам самого Казакова, сохранившимся в кабинете начальника тюрьмы).
На литургии было зачитано патриаршее послание архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви первопрестольного града Москвы в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В своем послании Святейший патриарх Алексий напомнил о необходимости быть добрее и отзывчивее к тем, кто совершил преступление и уже на земле несет за это наказание.
«Святитель Петр, митрополит Московский, — отмечается в послании, — архипастырски призывал чад Церкви: „Милуйте убогих — вдов и сирот, плененных и заключенных в темнице, каждый пусть благотворит по силе“. А преподобный Иосиф Волоцкий наставлял в своих писаниях: „Дойди до темницы и узнай беду тамошних, чего требуют — подай, поскорби, вздохни, прослезись с ними, вспомни, что многие из них страждут за один какой-нибудь грех, а мы постоянно грешим и, однако, живем счастливо“».
Святейший патриарх ссылается также на личную переписку святителя Филарета, митрополита Московского, который «высказывал мысль о необходимости „обратить места заключения в нравственные врачебницы души“. Кому как не пастырю церковному дана благодать врачевать души покаянием, указывать путь к исправлению».
«Добрым вниманием священнослужителя, посещающего места, лишения свободы, — продолжает предстоятель Церкви, — не должны быть обделены и служащие уголовно-исполнительной системы. Соработничество с руководством учреждений в деле попечения об узниках возможно только при понимании необходимости совместно находить пути нравственной реабилитации людей оступившихся, тем самым служа делу укрепления общественной безопасности и правопорядка».
В конце своего послания Святейший патриарх подчеркивает: «Признавая все возрастающую активность священнослужителей и мирян в деле служения в местах лишения свободы, следует отметить, что и сегодня те из заключенных, кто в исправительных учреждениях обретает веру и составляет церковные общины, возвращаются в общество к честной и достойной жизни. Считаю необходимым напомнить пастырям, посещающим следственные изоляторы города Москвы, с большей ответственностью отнестись к послушанию, возложенному Матерью-Церковью, а мирян призвать к активному участию в предпринимаемой на приходах переписке с заключенными и помощи священнослужителям в посещении мест лишения свободы».
В благодарственном слове к священноначалию настоятель Покровского храма иерей Константин Кобелев и выразил решимость продолжать возрождение храма (планируется полное восстановление храма) и совершать Божественную литургию даже во время продолжающихся ремонтно-восстановительных работ.
Отец Константин служит в Никольском храме в Бирюлево. Сверх этого у него два послушания: первое — в Бутырке, второе — он и.о. настоятеля храма преподобного Серафима Саровского при психоневрологическом интернате в московском районе «Коломенское».
Обращаясь к владыке Александру, отец Константин упомянул о книге протоиерея Глеба Каледы «Остановитесь на путях ваших» (слова из книги пророка Иеремии: «Остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер. 6: 16). Да, темп жизни современного мира, о чем писал протоиерей Глеб, подчеркнул отец Константин, увы, не дает возможности многим и многим людям остановиться, задуматься о смысле жизни, о нуждающихся и страждущих… И, как это не трагично, только у человека, попавшего в тюрьму, появляется время, чтобы осмыслить то, о чем он на свободе никогда не думал. Отец Константин сказал, что он и другие священники, несущие тюремное служение, приложат все силы, чтобы помочь заключенным исправиться и, выйдя на свободу, найти свое достойное место в жизни.
В ответном слове епископ Александр отметил, что часто многие люди, облеченные властью и богатством, заботятся только о своем благосостоянии и не замечают плачущих и страждущих, их слез и страданий, не задумываются о том, что и их жизнь не вечна. По его словам, Церковь должна духовно просвещать и таких людей, чтобы они помогали своим согражданам, находящимся в заключение, жертвовали средства для профилактики правонарушений, для возрождения храмов и социального служения.
Владыка отметил, что «никто не имеет права вычеркивать заключенных из жизни, глумиться над ними: ведь тюрьма и создана для того, чтобы люди исправлялись, становились лучше. Мы стараемся выбирать таких священников, которые ходят в тюрьму по велению сердца, а не потому, что несут это послушание. Им здесь надо быть очень искренними: заключенные — хорошие психологи. Если им покажется, что священники пришли формально, равнодушно, то сразу скажут: „Больше нам таких священников не присылайте“. Тюремное служение Церкви, — подчеркнул епископ Александр, — это во всех отношениях нелегкое делание. И Церковь готова активно соработничать с государством в этом благом деле, помогать здесь своим духовным братьям. Цель Дня милосердия и сострадания ко всем во узах и темницах находящимся — привлечение духовенства и мирян к более активному участию в церковном окормлении пенитенциарных учреждений».
Когда по окончании литургии под молебное пение и колокольный звон торжественно двинулся крестный ход вокруг храма, который находится в «колодце» тюремного двора, небо прояснилось. Этими скупыми лучами осеннего солнца Пресвятая Богородица, наверное, хотела напомнить тем из заключенных, кто еще не нашел дорогу в дом Божий, что и у них есть надежда на спасение.
Лица осужденных, несущих запрестольный крест, храмовую икону и хоругви, были торжественны и строги. Четырежды замирал крестный ход. Владыка Александр со всех сторон кропил стены храма и тюрьмы святой водой. Когда святая вода окропляла и застывший на несколько минут крестный ход, он, словно едиными устами, изрекал радостно: «Спаси Господи!».
Крестный ход прошел очень слаженно. Сказывается опыт заключенных. В этом храме крестные ходы бывают достаточно регулярно. После прошлогоднего праздника Покрова нынешний крестный ход шестой по счету.
После крестного хода вновь возвращаемся в храм. Здесь епископ Александр освятил новую мозаичную икону «Покров Пресвятой Богородицы». Ее автор Георгий Владиславович Виноградов также присутствовал на богослужении. Икону разместят над западным входом, на наружной стене здания, но до окончания строительных работ она будет находится внутри храма.
И, наконец, еще одно памятное событие этого дня. По благословению Святейшего патриарха владыка Александр вручает церковные награды тем, кто особенно потрудился на поприще тюремного служения. Ордена преподобного Сергия Радонежского III степени удостоены настоятель храма Живоначальной Троицы на Грязех священник Иоанн Каледа и президент благотворительного фонда «Благо» Николай Николаевич Лебедев. Орденом святой равноапостольной княгини Ольги награждена начальник 6-го женского СИЗО г. Москвы полковник внутренней службы Светлана Ивановна Умряшкина. Такую же награду владыка вручит чуть позже и председателю общества «Вера, Надежда, Любовь — помощь заключенным в тюрьмах» Наталье Леонидовне Высоцкой, которая в этот день посещала СИЗО «Матросская Тишина».
* * *
Закончилась служба в храме, но праздник продолжается. Священнослужители и представители благотворительных организаций посещают тюремные камеры и вручают более 2500 подарков. Всем заключенным, независимо от вероисповедания, — Библия, икона Покрова Божией Матери, пряник, шоколад. А еще доброе слово: «С праздником вас Покрова Божией Матери. Примите подарки от Русской Православной Церкви».Посещая в самых отдаленных уголках тюрьмы заключенных, священники спрашивали, слышат ли они колокольный звон. И всюду звучал ответ: «Да, да! Слышим, слышим!»
На богослужения в храм приводят всего несколько десятков человек: существует необходимость изоляции подследственных (некоторым из них не могут позволить встретиться до суда даже в храме). А колокольный звон слышат все заключенные Бутырок.
Не оставлены в этот праздничный день без внимания и заключенные, находящиеся в психиатрическом отделении Бутырской тюремной больницы. Это отделение (всероссийского значения) в Бутырке существует с 1942 года. В свое время оно «прославилось» как звено борьбы с инакомыслием в СССР. Сюда попадали после прохождения экспертизы в психиатрическом институте имени Сербского.
Сегодня здесь находятся пациенты не только из России, но и из ближнего зарубежья, бывших советских республик. Их около 350 человек. Большинство — мужчины, но есть также женщины и подростки. Положение пациентов — выходцев из зарубежья — усугублено тем, что ввиду отсутствия механизма экстрадиции их некуда высылать.
Священники окропили святой водой недавно отремонтированные помещения и камеры 5-го этажа этого отделения. Заключенные этого отделения также получили подарки в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
* * *
Все это время, пока проводятся строительные работы, богослужение в Покровском храме не прекращалось. Активно участвовали в восстановлении храма заключенные хозяйственного отряда. Поскольку у них есть возможность оказывать такую помощь, они часто просят разрешения в свободное от основной работы время потрудиться два-три часа в храме.На праздничную службу пришло около 30 заключенных из хозяйственного отряда. Многие из них исповедались и причастились.
В основном это — молодые люди. Им бы быть опорой своих семей! Но они, увы, здесь. Наверное, справедливым было бы, если бы вместе с этими оступившимися людьми рядом сидели и те, кто исковеркал их судьбы.
По словам отца Константина, со временем над зданием храма, перестроенного в советские годы в медицинскую часть СИЗО, появится купол с крестом. Уже изготовлены и ждут своего часа необходимые для этого детали.
Большое значение имеет не только возрождение Покровского храма, но и возрождение приходской жизни в нем. Архиерейское богослужение сопровождалось пением хора студентов Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета под управлением регента Анастасии Дмитриевны Нагорнюк. И хотя в таком качестве она выступила впервые, но уверенно провела всю службу. Этот хор часто замещает здесь на богослужениях более опытных певчих храма Николая Чудотворца в Бирюлево. В этом старинном тюремном замке голоса певчих из университета казались поистине ангельскими, трудно выразить словами, как они волновали душу. По лицам прихожан-заключенных видел, что и они взволнованы.
Студенты богословского факультета ПСТГУ регулярно помогают Покровскому храму. Они участвуют в некоторых работах, проводят беседы с заключенными, и есть надежда, что после окончания учебы эти юноши и девушки вольются в тюремное миссионерское движение.
* * *
Недавно в Бутырке состоялось совещание временно исполняющего обязанности начальника УФСИН по г. Москве Владимира Анатольевича Давыдова и его голландских коллег, которые предлагают помощь и сотрудничество россиянам по перевоспитанию заключенных. В Голландии выделяется по одному сотруднику на двух заключенных, которые проводят с ними воспитательную работу, а также, например, играют с заключенными в пинг-понг.В. А. Давыдов на совещании отметил, что если хотя бы один из заключенных Бутырки встанет в результате воспитательной работы на путь исправления, то это уже будет хорошо. Может, в Голландии пинг-понг и помогает этому… Но, во-первых, наша держава совершенно не похожа на «страну тюльпанов». И традиции, и менталитет людей — все иное. Во-вторых, люди, вышедшие сегодня на свободу в России практически лишены всякой поддержки общества: нередко они не могут найти работу, не имеют по разным причинам жилья и т. д. и т. п. Кто-то из них вновь совершает правонарушения и попадает опять за решетку.
А вот социальное служение в тюрьмах Церкви приносит свои добрые плоды. Церковь много делает для того, чтобы люди, которые попали за решетку, становились лучше и поскорее выходили на свободу. И в повседневной жизни она продолжает окормление бывших заключенных.
По мнению отца Константина, те заключенные, которые имели возможность непосредственно участвовать в возрождении храма, уже изменились в лучшую сторону. К примеру, бывший помощником старосты заключенный Владимир Кучерян освобожден досрочно. Господь освободил его от уз, видя его усердный труд. Сейчас в помощь старосте храма — прихожанину храма Николая Чудотворца в Бирюлево — назначен новый помощник из числа заключенных.
Я покидал Бутырку уставшим физически, но духовно окрепшим. В моей душе, словно огонек лампадки, теплится радостное ощущение, что и я нахожусь под Покровом Пресвятой Богородицы.
Именно это, чтобы спасти свои души, должны чувствовать все, кто оказался в Бутырке и других СИЗО и тюрьмах России не по своей воле. Ибо «с Богом мы и в темнице свободны, без Него и на воле — тюрьма».
Пресвятая Богородице, спаси нас!
Николай Головкин, член Союза писателей России
Возлюбленные братья и сестры!
«Алкал Я — и вы дали мне есть; жаждал — и вы напоили Меня; был странником — и вы приняли Меня; был наг — и вы одели Меня; был болен — и вы посетили Меня; в темнице был — и вы пришли ко Мне» (Мф. 25: 35−36).
Милостью Божией, при следственном изоляторе N 2 (СИЗО-2) г. Москвы, более известном как Бутырская тюрьма, возрождается храм Покрова Пресвятой Богородицы. Он построен в 1782 г. великим русским архитектором М. Ф. Казаковым и является памятником архитектуры. Ваше участие и помощь храму и его прихожанам — заключенным Бутырской тюрьмы — это ваш ответ на евангельские слова Господа нашего Иисуса Христа. Спаси вас Господи!
Пожертвования для храма Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырской тюрьме можно перечислять по следующим реквизитам:
Приход храма Святой Троицы на Грязех
ИНН/КПП 7 701 106 858 / 770 101 001 Р/с 40 703 810 000 000 000 000
Наименование банка: АКБ «Масс Медиа Банк»
К/с 30 101 810 200 000 000 000 БИК 44 583 739
Назначение платежа: Пожертвование на православную тюремную миссию, на восстановление храма Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырской тюрьме.
Телефон для справок: 450−16−02 (секретариат начальника УИН).
Ваши предложения, вопросы, запрос дополнительной информации вы можете направлять по адресам:
kobelev@st-nikolas.ru (о. Константин Кобелев)
webmaster@st-nikolas.ru (объединенный сайт храмов Николая Чудотворца в Бирюлево и Покровского в СИЗО N 2 г. Москвы)