Русская линия
Правая.Ru Кирилл Фролов13.10.2006 

Русская Церковь в глобальном контексте. Горячие вопросы

То, что Русская Православная Церковь подвергается нападкам и целенаправленному политическому воздействию, конечной целью которого является ее демонтаж, — это закономерно. Сегодня такое воздействие осуществляется, на наш взгляд, по нескольким ключевым направлениям

То, что Русская Православная Церковь как нацио и государствообразующий институт подвергается нападкам и целенаправленному политическому воздействию, конечной целью которого является ее демонтаж, — это закономерно. Сегодня такое воздействие осуществляется, на наш взгляд, по нескольким ключевым направлениям

Во-первых, предпринимаются попытки срыва важнейшего церковного и общенационального проекта восстановления единства Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей. Это проект направлен на излечение одного из важнейших расколов русского народа — церковного. Это — решающий шаг к воссоединению разделенного трагическими событиями ХХ века народа.

Во-вторых, идет борьба за отторжение Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата, с помощью зависимого от США Константинопольского патриархата, который должен придать раскольническим группировкам, созданных антироссийским режимом на Украине, видимость легитимности. В результате будет уничтожена последняя нить, связывающая Украину с Россией, будет убрано последнее препятствие на пути превращения Украины в антироссийское государство с трансформированной западной постхристианской цивилизационной идентичностью.

Помимо этого, происходит дискредитация традиционного русского имперского национального самосознания, которое после краха либерализма в России, осуществляется руками этнических неоязыческих эрзац-националистов, провокационно противопоставляющих русское начало его имперской и церковной составляющей. Слом этноконфессионального баланса России как важнейший этап десуверенизации страны и последующего ее раздела при помощи таких проектов как «Русский ислам» и «Государство-антропоток». С этой же целью осуществляются и попытки ликвидировать преподавание в школах предмета «Основы православной культуры».

Наконец, нагнетаются мнимые противоречия в самом Московского Патриархате. Идет целенаправленная дискредитация талантливых, умных лидеров Церкви. Один из антицерковных идеологов прямо назвал это «дезорганизацией тыла противника».

Процесс восстановления единства Русской Церкви уже выходит на финишную прямую. В сентябре Священный Синод Русской Зарубежной Церкви поддержал «Акт о каноническом единстве» РПЦЗ и РПЦ МП. Логично, что это вызвало противодействие тех, для кого воссоединение Русской Церкви смерти подобно. Это круги, прямо связанные со спецслужбами США, и их агентурой влияния в России. Одним из основных центров антицерковной деятельности давно является Интернет-сайт «Кредо.ру». Однако его авторы и спонсоры совершили роковую ошибку — назвали вещи своими именами. Издание, еще недавно именовавшее себя «объективным надконфесиональным ресурсом» устами своего главного идеолога, Василия Лурье, именующего себя, ввиду принадлежности к мелким «истинно-православным» раскольническим группкам «игуменом Григорием», прямо назвало Русскую Православную Церковь Московского Патриархата и Русскую Зарубежную Церковь «основным противником», против которого «ведутся боевые действия».

Выдавая желаемое за действительное, Лурье заранее хоронит восстановление единства Русской Православной Церкви и в очередной раз пытается столкнуть ее с государством. Он предлагает в противовес Русской Зарубежной Церкви и ее законному Священноначалию во главе с митрополитом Лавром, «соорудить» новый раскол во главе с одесским епископом РПЦЗ Агафангелом. Новый раскол должен, по мысли Лурье, заняться в массовом порядке сутяжничеством с Зарубежным Синодом, дабы отобрать у Зарубежной Церкви Синодальную резиденцию в Нью-Йорке и ее ключевые приходы. Это очевидная попытка запугать руководство Русской Зарубежной Церкви. Однако есть все основания надеяться, что она не будет удачной.

Надуманной является и проблема российских приходов РПЦЗ. Так, например, один из самых талантливых и активных «зарубежников» в России о. Димитрий Каплун уже присоединился, при согласии Священноначалия Зарубежной Церкви, к Биробиджанского-Кульдурской епархии РПЦ МП.

Тем не менее, совсем уж не обращать внимание на этих раскольников нельзя, особенно учитывая, что уже 12 октября в Одессе состоится чрезвычайное епархиальное собрание, на котором украинский епископат РПЦЗ вынесет решение касательно провозглашенного РПЦЗ Акта о каноническом общении с РПЦ МП, в результате которого на Украине может появиться новая раскольничья группировка состоящая из бывших клириков РПЦЗ. Понятно, что в этих условиях необходимо уберечь от раскола максимальное количество пасомых, а для этого необходимо как раз не пасовать перед врагом и в корне пресечь деятельность провокаторов, не ожидая, пока они кого-нибудь увлекут за собой.

Первый шаг в этом направлении уже сделан. В газете «Московские Новости» появилось, во многом программное интервью Святейшего Патриарха Алексия Второго. Это стало возможным благодаря новому гл. редактору МН Виталию Третьякову. Интервью Патриарха в «Московских Новостях» стало реальным после того, как из МН был уволен антицерковный пропагандист Александр Солдатов, использовавший уважаемое издание, как свою пропагандистскую трибуну. Так, под видом «православной публицистики» в газете выходили статьи ветерана военной разведки США «с 35-летним стажем» Евгения Магеровского, «куратора» микроскопической группы диссидентов в Зарубежной Церкви и противника ее объединения с Церковью на Родине. Однако, уход Солдатова из «МН» — это только начало.

Невозможно не остановиться на еще одной провокации, в которой активно участвует Солдатов. В вышеупомянутом «агитпроекте» «Кредо.ру», возглавляемым все тем же Солдатовым, появилась публикация еще недоработанного до конца «Акта о каноническом единстве». Секретари Комиссий РПЦ МП и РПЦЗ по церковному единству выступили с резким протестом против этой публикации. Они справедливо отметили, что «Священноначалие Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви в самом начале процесса диалога согласилось, что ради конструктивного его развития документы, совместно выработанные нашими комиссиями, будут публиковаться после их окончательного утверждения обеими сторонами и по взаимной договоренности. Факт недавней публикации искаженного текста проекта одного из документов в предварительной редакции, которая впоследствии была пересмотрена сторонами переговорного процесса, вызывает сожаление, поскольку свидетельствует о недобросовестном отношении отдельных лиц к ясно выраженной воле Священноначалия и стремлении разрушить доверие между ответственными участниками переговоров».

Авторы Заявления дипломатично указали на то, что существует недобросовестная группа лиц, передавшая текст «Кредо.ру». «Акт» до его окончательного утверждения и публикации имеется только у членов Священного Синода РПЦЗ и членов Комиссии по церковному единству. Основные подозрения падают на известного противника единства Русской Церкви епископа Манхэттенского Гавриила. Однако вл. Гавриил отрекся от «Кредо» и назвал его «антицерковным и противорусским порталом».

Низость поведения Магеровского и ему подобных проявляется в сознательном сотрудничестве с антихристианскими СМИ. Если церковные иерархи в захваченной большевиками России шли на компромиссы под угрозой физического уничтожения Церкви, то группа Магеровского добровольно и активно сотрудничает с изданиями, действующими по принципу «с кем угодно, но только против Русской Православной Церкви». Думается, что все эти антицерковные провокации получат вскоре не только нравственную, но и каноническую оценку.

Несмотря на все противодействие, чаемого восстановления единства ждать осталось недолго, даже с учетом необходимости еще раз объяснить австралийской пастве РПЦЗ ситуацию с членством Русской Церкви во «Всемирном совете церквей», о чем просит архиепископ Австралийский и Новозеландский Илларион. Все это можно успеть сделать до декабрьского Синода РПЦЗ. В конце концов, пригласить сомневающихся посмотреть, на то, как живет Русская Церковь на Родине и объяснить, что вопрос с ВСЦ проще будет решить тогда, когда церковно-административное единство Церкви будет восстановлено, и архиереи РПЦЗ станут членами Соборов и Синодов всей Русской Церкви.

Конечно же, здесь есть, что обсудить. Хотя бы тот факт, что Русская Православная Церковь не только декларативно, но и по сути, изменила стратегию своего участия в ВСЦ. Достаточно привести в пример действия владыки Иллариона (Алфеева), который последовательно проповедует и отстаивает в Совете Православие. Есть ответ и на вопрос, а привели ли православные кого-нибудь в истинную Церковь через проповедь в «экуменических» организациях. Да, привели, хотя обращенные протестанты и указывают на фигуру Албанского митрополита Анастасия как на человека, открывшего им Православие.

Но Митрополит Анастасий — последовательный сторонник усиления роли Константинопольского Патриархата в мировом Православии. При этом последние заявления Константинопольского патриарха Варфоломея, надеющегося «на изменение отношения православных к понятию примата власти римского понтифика», являются явным искажением Православного учения о Церкви. Поэтому более чем актуальными представляются предупреждение владыки Иллариона о том, что если РПЦ МП уйдет из ВСЦ, то ее место займет Фанар, чьи экклезиологические воззрения с каждым годом вызывают все больше вопросов. Константинопольский Патриархат фактически поддержал ересь «папизма», осужденную Вселенской Церковью. Православная экклезиология не знает никакого «примата папы». Как пишет выдающийся церковный канонист Иоанн Вальсамон, «всякое епископство равно». Таким образом, Константинопольский патриархат закономерно деградирует по нисходящей — от раскола, который он осуществляет в Париже, Лондоне, Эстонии и на Украине, к извращениям догматики.

В условиях, когда Константинопольская Патриархия постепенно отказывается от православного учения о Церкви, ответственность за судьбу Православия целиком ложится на плечи Русской Православной Церкви. Остается надеяться, что Русская Церковь и другие Поместные Церкви, верные Православию, дадут адекватный богословский ответ на извращения православной догматики, проповедуемые патриархом Варфоломеем.

Нет худа без добра — вызов, брошенный Константинопольским Патриархатом православному вероучению, только ускорит процесс восстановления единства Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. В этих условиях представляется разумной позиция Австралийского архиепископа РПЦЗ Иллариона, предложившего вернуться к решениям Всеправославного Совещания в Москве 1948 году, осудившего, в том числе, и «восточный папизм» Константинопольского Патриархата

Возвращаясь к поставленному Австралийским епископом Зарубежной Церкви вопросу об участии Русской Церкви в «экуменическом движении», можно сказать, что главным вопросом является миссия Церкви в мире, а участие или неучастие в ВСЦ — вопрос технический, вопрос качества миссии. Если там действительно будут миссионеры, то и эта площадка будет приводить людей к Истинной Церкви, пока есть возможность проповеди, она должна быть использована на все сто процентов.

Мало сохранить Православие, надо показать его и своему народу и всему миру. Слова св. Иллариона Троицкого о том, что «нам не отсидеться за стенами наших Духовных Академий», сегодня актуальны как никогда. Поэтому Русская Православная Церковь ведет диалог с инославными и атеистами, с коммунистами и антикоммунистами, с рок-музыкантами, с прозаиками и поэтами, с политиками и обывателями, с консерваторами и либералами, с националистами и т. д. Поэтому мало просто требовать выйти из ВСЦ, нужно предлагать взамен другие площадки для миссии.

В своем интервью «Московским новостям» Патриарх высказался о ситуации с преподаванием в школах «Основ православной культуры». Первоиерарх Русской Церкви утверждает, что аргументы противников «Основ» неубедительны. Более того, на наш взгляд, их «аргументация» является демагогией и клеветой. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться со статьей Светланы Солодовник «Самое верное учение» в «Еженедельном журнале». Она утверждает, что «процент вдохновенных энтузиастов, действительно грамотных и старающихся придать предмету нравственное измерение, примерно равен проценту экстремистов всех мастей, прячущих за „православием“ свои человеконенавистнические убеждения…». Это — прямая клевета, а своим заявлением, что «если ситуация действительно переломилась, то у всех нас скоро будет возможность на собственной шкуре испытать меру терпимости и нравственной состоятельности поборников «традиционных основ», Солодовник оскорбляет не только миллионы поборников традиционных основ, но и главного ревнителя традиционных ценностей — Патриарха Московского и всея Руси.

Только в одном она права — ситуация действительно переменилась, и влияние православной общественности на ситуацию в стране будет только возрастать.

http://www.pravaya.ru/look/9310


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика