Русская линия
Московский комсомолец Августин Северин,
Георгий Сомов
10.10.2006 

Преображенское преобразится
На востоке столицы восстановят два старых монастыря

Торговцев изгнать, храм отстроить — рассудило столичное руководство, и на востоке Первопрестольной, в Преображенском, закипела работа. Здесь намерены восстановить два монастыря, вывести с их территории рынок и создать на его месте музей. Громадьем реставрационных планов Восточного округа с корреспондентом «МК» поделился главный архитектор проекта Георгий Сомов.

Речь идет о двух старообрядческих обителях, которые были построены в Преображенском около двух столетий назад. Женская называлась Богадельным домом, мужская — Никольским монастырем (в середине XIX века он стал единоверческим). В 20-е годы прошлого века многие постройки святых мест были разрушены, А в начале этого их решили возродить в первозданном виде.

— Нам предстоит восстановить почти все стены и половину башен монастырского комплекса, — поведал «МК» архитектор Сомов. — В Преображенском Богадельном доме башни сохранились, а вот из четырех стен осталась только одна. В Никольском единоверческом монастыре вандалы ни одной башни не пожалели.

Сегодня монастырские и прилегающие к ним территории хаотично застроены невзрачными складами, торговыми рядами Преображенского рынка, открытыми автостоянками. Вдоль соседнего кладбища протянулись относящиеся к погосту административные и хозяйственные постройки. По замыслу проектировщиков, все это безобразие исчезнет, а взамен появятся монастырские стены, башни и кельи.

— Основные постройки монастырей были выполнены в неоготическом стиле, в котором творил выдающийся русский зодчий Василий Баженов, — продолжает Георгий Сомов. — До недавнего времени некоторые исследователи полагали, что этот знаменитый архитектор и приложил руку к созданию храмов и башен. В действительности же монастырские строения — дело рук его последователей. В частности — архитектора Федора Соколова.

Никольская обитель возводилась в конце XVIII столетия, Богадельный дом — в начале XIX. Уже тогда башни, стены, ворота и другие сооружения признавались жемчужинами столичной архитектуры. Сегодня некоторые внутренние монастырские постройки изменены до неузнаваемости, а из всех ворот сохранились только главные въезды с надвратными церквями.

Главные ворота женского монастыря интересны тем, что в их орнаменте архитектор использовал мотивы древнерусского зодчества. И они, и расположенная над ними церковь были сильно переделаны, поэтому им нужно будет вернуть первоначальный облик. Другие двое ворот Богадельного дома и одни ворота Никольского монастыря нужно будет отстраивать заново.

На той части бывшей женской обители, которая сегодня занята торговыми рядами Преображенского рынка, некогда стояли деревянные избы. Они служили кельями монахиням. Кельи будут восстановлены в прежнем виде, а торговцам придется уйти. В келейных избах планируется разместить художественные мастерские. Кроме того, архитекторы надеются перенести сюда… старинные избы, все еще встречающиеся на улицах округа. Сохранившиеся на востоке Первопрестольной избушки можно пересчитать по пальцам. И если не спасти их сегодня, завтра они исчезнут. В этих домах откроется музей старообрядческой культуры и экспозиция, посвященная истории села Преображенского.

А рынок «возродится» южнее мужской обители. За Никольским монастырем, на углу Преображенского Вала и строящегося проезда возведут крытый павильон с высоким (около 6 метров) потолком. Расположенный здесь автобусно-троллейбусный парк переедет в другое место.

— Строить рынок нужно очень «тактично», ведь одной из своих стен торговый комплекс будет примыкать к кладбищу, — поясняет Сомов.

В том же здании, что и рынок, с его «кладбищенской» стороны архитекторы решили разместить администрацию погоста, его хозяйственные помещения и т. п. Сегодня они стоят между монастырями, заслоняя прекрасный вид на один из интереснейших памятников местного архитектурного ансамбля — неоготическую часовню.

После того как пространство между монастырями освободят от посторонних построек, здесь появится просторная аллея и памятники тем, кто покоится на кладбище.

— Мы планируем поставить стелы с памятными досками, на которых высечем имена героев, — рассказывает архитектор. — Ведь здесь похоронены и герои Бородинской битвы, и участники Русско-турецких войн, и те, кто защищал Москву в годы Великой Отечественной.

Завершить работу над проектом правительство города поручило к началу следующего года, тогда же, возможно, начнется и строительство.

СПРАВКА «МК»

Монастыри были основаны общиной старообрядцев-федосеевцев. Первоначально она была известна как Преображенское кладбище: в 70-х годах XVIII века, когда в Москве свирепствовала чума, группа раскольников подрядилась устроить за собственный счет карантин и при нем — кладбище для погребения умерших от болезни. Для этого они испросили у правительства землю возле Преображенской заставы.

Со временем старообрядцы организовались в общину, которая по прошествии нескольких лет была преобразована в два монастыря. В середине XIX столетия, во время очередной волны гонений на старообрядцев, одна из обителей (мужской монастырь) была передана единоверцам. Так называли себя сторонники объединения старообрядчества с государственным православием. После революции старообрядческая часть монастыря досталась поморцам, раскольникам другого толка. Сегодня на территории монастыря действуют несколько храмов, которые делят между собой православные и старообрядческие общины.

http://www.mk.ru/numbers/2402/article84216.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика