Русская линия
Нескучный сад10.10.2006 

Рядом с храмом
Многим горожанам церковь рядом с их домом кажется похожей на задраенную подводную лодку. А ведь она открыта для всех

Мы провели небольшой опрос. Около храмов расспрашивали жителей соседних домов, работников близлежащих офисов и магазинов: замечают ли они, что рядом с ними храм? Что о нем знают? А внутри храмов мы пытались выяснить у прихожан: заходят ли сюда люди с улицы и как здесь встречают впервые пришедших? (Имена и названия приводим так, как услышали от наших собеседников.)

Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади

Никита, сержант милиции. Стоит в оцеплении, никого не пускает на Красную площадь:

— Храм какой? Так, сейчас подумаю. Вон там за воротами Иверская часовня, значит, это храм Воскресенский, да, точно Воскресенский. Я по всему городу работаю и здесь часто бываю, вот как сейчас, в оцеплении. В церкви я бываю очень редко. Собственно, в 2001 году я покрестился, меня мать уговорила, когда я в Чечню уходил. С тех пор только один раз и был у друга на свадьбе. И сегодня, кстати, тоже заходил. Дверь в храме нужно было перекрыть, потому что площадь сегодня не работает. Но в храм все равно попасть можно с бокового входа, я специально проход оставил. Сам храм-то красивый, но вера эта мне не нравится, незачем мне туда ходить. Так — традиция только.

Юлия, продавец в ГУМе, в отделе Chanel:

— Как этот храм напротив называется, я не знаю. Не хожу в него. Разве что изредка свечку поставить. Но знаете, на работе времени у нас свободного нет, а забегать в храм на пять минут мне кажется неправильным. В храме надо слушать службу, а не наспех, на ходу с работы или на работу. Поэтому я лучше в выходные неспешно схожу в наш, около дома. Так, чтобы не бежать, чтобы можно было спокойно постоять, подумать.

Елена, экскурсовод, сидит между ГУМом и храмом на Никольской, предлагает провести обзорные экскурсии по Москве:

— Конечно, я знаю, как называется этот храм — Казанский. В нем хранится почитаемая икона — тоже Казанская. Я вообще-то прихожанка храма в Ботаническом саду, я там живу. Но в спальных районах очень много людей в храмах в наше время. Просто толпа — не пробиться на службу! Здесь гораздо меньше толкотни, как-то свободнее. Можно молиться, а не осуждать окружающих. А туристы мне не мешают. Я их и не замечаю, я же в храм прихожу молиться, поэтому на них внимания не обращаю. Я здесь уже пять лет на этой точке работаю. Знаю многих, кто работает рядом, заходила как-то вечером по дороге домой в этот храм, раз или два, поставила свечку, послушала немного службу, а потом начинала и постоянно сюда ходить. Здесь батюшки очень хорошие. Как их зовут? Не знаю. Раньше был отец Аркадий настоятелем.

Ирина, продавщица в церковном книжном киоске рядом с храмом на улице:

— В окрестностях действительно мало жителей, хотя в нашем доме на втором этаже живут две семьи. Но прихожан у нас много, едут со всей Москвы. У нас священники замечательные. Хотя Красную площадь часто перекрывают, как сегодня, в храме все равно служат. У всех сотрудников храма, у батюшек и у певчих есть пропуска. Мы проходим за оцепление и все равно служим. В обычное время туристов в храме много, конечно, это да… Бывает, набегут, как цыгане, настоящий табор! Я им: «Потише, потише». Но мешают все равно. А парады, митинги, куранты — это все нам за толстыми стенами не слышно. Храм и есть храм. Служба идет своим чередом.

Иерей Иоанн СИРОТА, клирик храма:

— Вы видите только внешнее, а на самом деле и по соседству с Красной площадью есть внутренние дворики, где живут люди. У Исторического музея, например, есть здесь свои жилые фонды. Многие местные жители — наши прихожане, некоторые даже работают в храме. Наш храм имеет некоторую миссионерскую направленность. Вот, скажем, приехал человек на экскурсию, зашел в храм, здесь все тихо спокойно, служба идет своим чередом, ему понравилось и потом сам приезжает и остается прихожанином. Не все же ходят по месту жительства, кому-то нравится храм, кому-то священники. Среди местных как мы проповедуем? Например, в нашей лавке почти все время можно услышать православные песнопения, динамики стоят и на улице, многие обращают внимание и заходят, а так, возможно, прошли бы мимо. Службы мы никогда не отменяем, даже если проходят митинги какие-то или парады, все равно всегда служим и двери храма никогда не закрываем. Иногда в целях безопасности перекрывают площадь, но на охрану первых лиц государства мы влиять не можем, стараемся оставить открытым по возможности боковой вход. Храм остается храмом, на Красной площади он, или в Рязани, или в селе каком-нибудь. Люди приходят сюда спасать свою душу, и на них же никак не написано, продавец он соседнего магазина, депутат или местный житель. Мы рады всем одинаково.


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, метро «Автозаводская»

Максим, постовой, охраняет въезд на территорию завода «Динамо», откуда видны купола Симонова монастыря:

— Где находится храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове? Не знаю где. Улица, да, Восточная, если дом шесть у вас записано, так вам, наверно, в ту сторону идти. Что это за купола? Не могу сказать, наверно это и есть дом шесть, других-то не видно.

Иван, гуляет по парку возле стен Симонова монастыря с ребенком-инвалидом. Показал, как пройти на территорию завода:

— Я живу рядом, мы здесь с сыном часто гуляем в парке. Храм этот на заводе называется Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. В Старом Симонове — потому что раньше здесь был Симонов монастырь, потом его перенесли, а храм остался на старом месте, на месте Симонова монастыря. Весь район в этот храм ходит! И я тоже. Замечательный храм! Вы зайдите обязательно! Вот почитайте, что здесь на табличке у входа написано: «…в храме покоятся мощи святых героев Куликовской битвы Александра Пересвета и Андрея Осляби». Видите, какой храм, исторический! Но как зовут батюшку я, к сожалению, не помню.

Елена, с малышом на детской площадке возле завода, перед входом в храм:

— Вон по той дорожке можно в церковь пройти. Идите по тропинке и налево через тоннель на территорию завода, а там и храм увидите. Я живу вот в этом высоком доме, поэтому хожу на службы в этот храм. Как называется церковь, сказать точно не могу, а завод этот называется «Динамо», на нем делают двигатели для трамваев. Вы зайдите внутрь — там монашки, они вам все подскажут. Как батюшку зовут, тоже не помню, я вон никак не могу вспомнить, кто из них моего сына крестил!

Галина, продавщица в церковной лавке при храме:

— Я здесь давно работаю. Но отца Василия нет. Это не мы находимся на территории завода, а завод на нашей! Раньше наш храм был скитом Симонова монастыря. Здесь ведь лес был, когда преподобный Сергий Радонежский благословил основать в этих краях монастырь. В советское время монастырь закрыли, и храм тоже, построили на этом месте завод. А в 89-м году вернули обратно, но как прихожанам попасть в церковь? Пришлось построить мост-галерею над заводом. Шестьдесят ступенек вверх и только потом спускаешься на территорию храма. Теперь удалось выгородить проход, коридор, через него можно попасть в храм по земле. Наши прихожане в большинстве местные жители, заводчане реже ходят, они ведь по всему городу живут, в разных районах Москвы.

Валерий, начальник охраны храма:

— Батюшки сейчас нет, приходите к пяти на службу, если хотите с ним поговорить, и прихожан наших увидите. Когда строили завод, здание храма не разрушили, так как его прочные стены решили использовать на благо пролетарского государства. В полу храма установили компрессор. Его потом перенесли в соседнее здание, слышите шум? Вот это работает компрессор. Но нам во время службы заводской шум не мешает, я думаю, и наш колокольный звон не мешает им, а только радует. Не весь же день гул моторов и компрессоров слушать! Я не слышал, чтобы наши батюшки ходили с проповедью на завод.

Ольга и Нина, работают на заводе «Динамо»:

— В храм-то этот пройти вам никак не получится. Он же на территории нашего завода, а у вас пропуска нет. Но мы сами тоже туда не ходим. Что там делать-то? Я даже не знаю, как он называется, этот храм, хотя работаю давно. У нас никто не ходит.

Иерей Владимир СТРОИЛОВ, клирик храма Рождества Богородицы в Старом Симонове:

— Я иду по улице в рясе — это миссионерская деятельность. Если мирянин, проходя мимо храма, перекрестился — это тоже миссионерская деятельность. А вот приставать на улице, врываться в квартиры, проводить воспитательную работу — это не нужно. Человек должен сам созреть.

Наш храм находится на территории завода, и мы во многом от него зависим. Но прихожан с завода у нас мало, больше жители окрестных районов. В храм рабочие приходят в форме, их сразу видно. Хотя на большие праздники или на заупокойные службы рабочие даже просят открыть ворота, чтобы им можно было не обходить территорию, а сразу заходить в храм (ведь у наших обычных прихожан нет пропусков на завод, и они проходят по специальному коридору). Но такое бывает редко. На закрытой заводской территории у нас есть еще часовня преподобного Сергия. На праздник мы служим там молебен с крестным ходом и за святой водой приходит много людей.


Храм Живоначальной Троицы в Братееве, метро «Марьино»

Лена и Люда, гуляли с детьми на детской площадке за храмом:

— Храм, кажется, Троицы… Мы здесь живем рядом, приходим гулять с детьми на детскую площадку за храмом. Там хорошо, травка зеленая, и машины далеко. Территория храма огорожена, поэтому за детей спокойней, пока они здесь играют. Шесть лет назад здесь был вагончик, потом деревянный храм, теперь его украсили, облицевали, и он выглядит, как будто каменный. У нас двое батюшек — отец Олег, настоятель, и отец Матвей — или Максим?

Неля, сотрудница тренажерного зала напротив входа в храм:

— Не знаю я, как храм называется. И никто вам не скажет: кроме меня, нету тут никого. Ну и что, что рядом. Сходите да спросите у них самих. Закрыто уже? Ну, может, табличка какая-то висит. Мне неинтересно, я и не спрашиваю.

Алиян, прохожая, живет в доме через улочку, из окна квартиры видно храм:

— Не могу вам подсказать, как он называется. Я в него не хожу, я мусульманка. В мечеть, к сожалению, тоже не хожу, мы только год назад переехали из Казани. Там я ходила, а здесь и не знаю, где она. Мне показывали дорогу, но я пока не съездила еще.

Лидия, сидит за свечным ящиком в храме:

— Наш храм называется Живоначальной Троицы. Недавно заложили крест, будем строить большой храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. У нас спальный район, людей очень много живет, а храм совсем маленький. Во время больших праздников многим даже приходится стоять у входа. Иногда местные жители уезжают в другие храмы неподалеку, в Марьино например, все-таки там собор, он больше. Настоятель, отец Олег, служит не только здесь. Поэтому службы у нас не каждый день. Но храм всегда открыт.

Валентина, пенсионерка, живет в Братееве с 86-го года, одна из первых, кто переехал в новый район:

— Это храм Живоначальной Троицы. Я переехала сюда с сыном и с мамой. Мы помогали отцу Олегу строить храм в Сабурове, а когда он шесть лет назад начал строить этот храм, с радостью помогали и здесь. Носили кирпичи, делали все, что нужно. Я работаю в гостинице «Спорт» уборщицей и стараюсь поскорее закончить смену и прийти сюда. Помогаю в храме, все делаю, что просят. А денег за свою работу не беру. Мы же тут живем! Надо храму помогать. Он пока что один у нас. Хорошо бы все-таки нашлись благотворители, чтобы построить большой храм. Мало места в нем — жителей-то много.

Нина, пенсионерка, живет рядом с храмом, сидит во дворике на лавочке у фонтанчика:

— Этот храм называется — храм Предтечи. Мы живем здесь уже больше десяти лет. Я сама ходила по квартирам, собирала на него деньги, когда отец Олег только собирался строить. У батюшки трое детей. Здесь все знают батюшку. Храм-то только один в округе. И тот маленький очень, к сожалению. Не помню такого времени, чтобы в нем было мало людей. Всегда страшная давка. В центре храмов много, можно выбрать, а у нас только один, хорошо, что такой замечательный достался! Вы были уже внутри? Как уютно, правда?!

Иерей Олег ВОРОБЬЕВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Братееве:

— Миссионерство в городе? Я не очень понимаю, зачем оно нужно в стране, где уже отпраздновали 1000-летие Крещения? Тем более в первопрестольной ее столице. Мы занимаемся с детьми почти во всех в школах района Братеево, преподаем основы Православия — это необходимо, на мой взгляд, но больше ни на какое миссионерство нас не хватает.

Храм Тихвинской Божией Матери в Алексееве, метро «ВДНХ»

Петр, водитель экскурсионного автобуса, на стоянке возле гостиницы «Космос» :

— Я уже много лет вожу по России туристические группы, про многие церкви знаю, в Дивееве бывал, в Оптиной пустыни. Я сам москвич, но о храме, про который вы спрашиваете, я ничего не знаю. Если он тут совсем близко — пойдите туда и спросите у них у самих, как он называется. Я в церковь-то особенно не хожу. Очень у нас много работы. Вчера вечером закончил смену, сегодня в пять утра уже снова выехал. Но сам я крещеный. Зачем? Ну, традиция, толку-то от этого мало, наверно. Хотя недавно у меня родился внук и я настоял, чтобы его тоже покрестили, в храме, где Пушкин венчался. Знаете такой?

Жанна, отвечает на вопросы туристов в столе информации гостиницы «Космос»:

— Честно говоря, как храм называется, не представляю, как батюшку зовут, тоже. Я иногда захожу туда, свечи ставлю.

Алла, продавец в сувенирной лавке гостиницы «Космос»:

— Это храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Только если вы хотите туда попасть — он, наверно, закрыт еще, служба в четыре или в пять начинается. Но я точно не знаю, потому что редко в нем бываю.

Валентина, продавец продуктового ларька в 200 метрах от храма:

— Конечно же, я знаю этот храм! Я стараюсь туда регулярно ходить. В нем служат три священника, но имена их сейчас не вспомню. Храм этот называется Алексеевский, очень древний. Исторический храм, он был построен в честь рождения Петра I.

Дмитрий, пенсионер, красит оградку на могиле жены на территории храма:

— На этом кладбище у меня похоронены жена и племянница. Дело в том, что раньше я жил в доме напротив. Но когда умерла моя жена, перебрался в Орехово. Теперь вот очень далеко стало ездить, к сожалению, редко здесь бываю. В церковь эту я не захожу, приезжаю только на кладбище. Я сам неверующий. Так исторически сложилось, что моя жена здесь, поэтому, раз уж хоронили при храме, отслужили панихиду, отпели. Кладбище это Алексеевское. Наверно, и храм так называется.

Татьяна, живет рядом на проспекте Мира. На кладбище рядом с храмом искала могилу какого-то «известного иеромонаха», просто гуляла и решила зайти:

— Вы не подскажите мне, где здесь могила иеромонаха? И что значит иеромонах — это такой священник, да? На этом кладбище похоронена дочка моей приятельницы, когда я бываю здесь, захожу в церковь, ставлю свечи за упокой, за здравие. Почему свечки ставлю? Ну, традиция такая есть. Вы думаете, надо верить, да? Я никогда не общалась с местными священниками. Мне ближе католичество: у них можно в храме сидеть и священники современные, подтянутые, не то что наши… Возможно, это потому, что я восемь лет провела в Польше, ко всему присматривалась. Посмотрите, вот у меня и крестик католический. Я родилась 15 августа, это день возвышения Девы Марии (имеется в виду Успение. — Ред.). Здорово, да? У католиков большой праздник в этот день.

Настя, дежурная по храму:

— Раньше на этом месте находилось село Алексеевское, отсюда название кладбища, а храм был построен в XVII веке итальянскими архитекторами в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Ее чудотворный образ хранится у нас в главном приделе. Раньше было небольшое кладбище при храме, но за три века оно так разрослось, что теперь у нас как будто храм при кладбище. И местные жители приходят, и те, кто на кладбище зашел. Не могу сказать, кого больше. Часто иностранцы приводят из гостиницы «Космос». Храм никогда не закрывался. Это царский храм, у нас, вон посмотрите на верху, даже ложа есть царская. Храм наш очень интересный. Туристы прикладываются к чудотворной иконе. Не знаю, все ли они православные. Наверно, экскурсовод им объясняет, что это великая святыня.

Лилия, туристка из Аргентины:

— Если храм, о котором вы говорите, действительно древний, было бы очень интересно его посетить, но в план экскурсионных поездок он не входит. Нас возили в Кремль, на Красную площадь, очень жалко, что мы не знали, что совсем рядом с гостиницей находится интересный архитектурный памятник, ведь сегодня мы уезжаем. В Аргентине сейчас зима, холодно. Нам в России очень понравилось!

Иерей Иоанн ЧИГИНОВ, клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском:

— Мы не занимаемся миссионерством в близлежащих районах. Вы предлагаете ходить с листовками, как сектанты? Мы находимся в городе, который уже просвещен верой Христовой. Здесь множество храмов, на Соловки сейчас за веру не ссылают, полно всевозможной литературы.

Наш храм находится на кладбище, и хотя здесь похоронено много людей неправославных и некрещеных, почти все, кто приходит на могилу к родственникам, заходят в храм купить свечку. Вот тут и нужно уделить им внимание — если они сами что-то спросят. Иначе, как вы себе представляете, у кого-то годовщина смерти близкого человека, а мы будем подходить к нему на кладбище и спрашивать: «Вы читали Библию? И что вам открылось при этом?» Такой подход только будет отталкивать их. Особенно если миссионер молод и пытается учить пожилых людей, к добру это не приведет. Но если у человека есть какой-то интерес, если у него есть вопросы и он зашел в храм, нужно утешить его. В наш век не хватает христианской любви, утешения и участия, а вовсе не просвещения. Это и будет лучшим миссионерством.

Храм свт. Николая в Кленниках, метро «Китай-город»

Мария, нищая бабушка. Сидит с табличкой «подайте, Христа ради!» напротив храма у входа в метро «Китай-город» :

— Это храм великомученика Алексия, то есть преподобного Алексия. Я-то обычно молюсь у нас в храме в Красносельском — Всех Святых, а в этот я внутрь не захожу, только вот рядом сижу. Прошу денежку, как видите. Кто здесь батюшки, тоже не знаю. Их разве угадаешь в толпе. Хотя погодите, я знакома здесь с одной прихожанкой. Ее зовут Ксения, она реставрирует у них рисунки на стенах. Хотя, честно говоря, я все-таки заходила внутрь несколько раз, перекрестилась.

Костя, учится на звукорежиссера, флейтист. Стоит на остановке троллейбуса возле храма, в сумке лежит армянский барабан:

— Я тут живу за углом, совсем рядом. Но как называется храм, к сожалению, не в курсе. А вы знаете, что здесь рядом есть еще синагога? Нет, я сам не из синагоги, просто подумал, вам интересно. У меня папа буддист, он культуролог, а я так, крещусь иногда, но неправославный. Здесь много людей живет, вы зря думаете, что на Китай-городе только офисы. У меня прадедушка был генерал авиации, нам тогда и дали квартиру. Между прочим, если подойти вон к той башенке и посмотреть на крест памятника героям Плевны, то он сливается со звездой на соседнем здании — очень красивый кадр можно сделать. Кстати, у вас рублей пятнадцать не найдется? Мне на маршрутку не хватает… Спасибо. Может быть, вам еще что-то рассказать про местные достопримечательности?

Елена, постоянная прихожанка храма. Стоит у входа, ждет подругу, собираются идти на молебен для беременных:

— Это храм святителя Николая Чудотворца в Кленниках. Очень старинный и красивый храм. У нас есть мощи в храме — святого Алексия. Здесь служат замечательные батюшки! Я езжу из Одинцова, хотя среди прихожан у нас много и местных жителей. Это только кажется, что здесь кругом офисы. Хотя храм стоит на улице, машин внутри совсем не слышно. А вы заходите к нам! Я уверена, что вам понравится. Вот как раз сейчас начинается молебен для беременных женщин и для молодых девушек, кто хотел бы выйти замуж. У нас в храме хранится очень почитаемая икона Федоровской Богородицы. Служить такие молебны в нашем храме очень старая традиция — еще святой Алексий Мечев служил, потом его сын.

Евгения, молодая беременная женщина. Отдыхает на лавочке в храме, ждет начала молебна:

— Я пришла сюда первый раз. Хотя я уже на восьмом месяце, но об этих молебнах у Федоровской иконы не слышала. Мне посоветовала подруга, и я пришла сегодня помолиться.

Аня и Даша, школьницы, 9-й класс. Стоят около дверей храма, шумят, раздают рекламки соседнего магазина косметики. Отвечают наперебой:

— Храм называется святителя Николая… тут мощи Алексия. Мы здесь уже второй день стоим. Подрабатываем на каникулах… Мне бабушка сказала, как называется храм. Она узнала, что мы теперь тут рядом работаем, и все мне про этот храм рассказала. Бабушка все храмы знает! Мы даже внутрь заходили пару раз. Красивый храм! А вы, если хотите газировки холодной задаром, вон там, на той стороне улицы акция проходит — бесплатно дают, идите лучше скорее туда! Мы уже по три банки выпили — нам больше не дают.

Иерей Владимир КОЛОВАНОВ, клирик храма свт. Николая в Кленниках:

— С соседями мы дружим. И эти контакты никогда не остаются только бытовыми: так или иначе, мы разговариваем, приглашаем в храм. Например, недалеко от церкви есть поликлиника, мы не только в ней лечимся, но и приходим служить молебны раз в месяц, кропим палаты святой водой, устраиваем совместные трапезы, отвечаем на вопросы. Еще у нас рядом с храмом есть ресторан «Дрова». У них иногда играет громкая музыка и для рекламы динамики стоят прямо на улице. Мы попросили их выключать ее во время литургии, и соседи всегда выполняют наше пожелание! Хотя вчера забыли, но потом сами спохватились и пришли в храм, попросили прощения, пирог принесли.

В нашем храме в девять утра бывают молебны у мощей святого праведника Алексия Московского, и я заметил, что вечером я записки, поданные на молебен, пересчитываю, а утром их становится заметно больше, хотя на молебне стоят всего несколько человек. Это значит, что многие перед работой утром заходят и заказывают молебны. Улица у нас очень оживленная, храм находится рядом с метро, так что он сам собой призывает людей зайти. В храме всегда дежурит батюшка. Это тоже, на мой взгляд, важный миссионерский ход.

Екатерина СТЕПАНОВА,
Анастасия РОДИОНОВА,
Павел ГОРШКОВ

Знают или нет люди о храме рядом с ними — часто зависит не только от них самих, но и от активности самого храма — его клириков и церковнослужителей. В Церкви есть люди, знающие, как «ходить в народ». Это — миссионеры. Одного из них, иерея Даниила СЫСОЕВА, кандидата богословия, настоятеля строящегося храма пророка Даниила на Кантемировской , мы попросили прокомментировать наш опрос:
— Храмы можно поделить на три вида, по типу прихожан. Первый тип — это храм в спальном районе, куда прихожане приходят удовлетворить свои религиозные потребности по месту жительства. Как правило, в таких храмах нет сплоченной общины, как нет и активной приходской жизни. Второй тип — это храм, где служит какой-нибудь известный в православном мире священник. Чада готовы ездить к своему духовнику куда угодно. Они активно трудятся при храме, пытаются организовать все виды социальной и миссионерской деятельности, какие только возможно, и даже то, что невозможно, все равно как-то делают, вдохновленные своим духовником. Третий тип — храм, где хранится какая-нибудь святыня. Паломники приезжают в храм поклониться мощам, бывает, что первый и последний раз они заходят именно в этот храм. То есть туда постоянно приходят люди, но они могут сюда больше и не прийти никогда. Для каждого вида прихожан должны быть свои методы катехизации. Я убежден, что в спальных районах необходимо устраивать огласительные школы, нужно ходить по домам и даже по квартирам с проповедью. В храмах со святынями должны быть штатные миссионеры, которые будут работать с людьми, уже пришедшими в храм поклониться святым мощам или приложиться к чудотворному образу. А в храмах с известными батюшками, наверно, ничего делать в этом направлении уже и не надо, у них и так все хорошо.

Я служу на Оптинском подворье и слышал, что игумен Мелхиседек проводит беседы и встречи с пожарными в соседней с подворьем пожарной части, а они ему за это привозят воду на Крещение. Вот это по-соседски.

Конечно, нужно проникать с православной проповедью и в соседние с храмом школы, и в больницы. Хорошо бы во всех больницах (да и в школах не помешает) повесить телефоны соседних храмов, чтобы любой человек мог позвонить и позвать к себе священника. Работа с окрестными домами и учреждениями обязательно должна вестись. К сожалению, не всегда на это хватает времени и желания у священников и не всегда в приходе есть активные прихожане, у которых был бы миссионерский талант и возможность заниматься катехизацией.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=36§ion=10 003&article=500


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика