Русская неделя | Игумен Анатолий (Берестов) | 09.10.2006 |
Эти методики применяются на начальном этапе, потом идет целенаправленное реформирование сознания человека. Как правило, результатом манипулирования психикой культиста является зомбирование его психики. Такого термина в науке нет, но этот термин уже прочно вошел в наш лексикон и можно обозначить его как развитие сильно выраженной психической зависимости культистов от лидеров культа, вероучения и образа жизни культа. Объект воздействия превращается в безличностное оно, низводится до уровня вещей, подвластных контролю и управлению, то есть становится говорящим орудием. Мотивация поступков определяется извне, но субъективно воспринимается им как результат собственного умозаключения. В таком манипулировании кроется главная опасность разрушительного влияния на личность человека. Разве не манипулированием является хождение иеговистов по домам, их настойчивость в поиске знакомства, в привлечении в свою организацию? Точно так же нередко поступают члены некоторых корейских протестантских и харизматических неопятидесятнических сект. Я знаю, по крайней мере, что многие высшие учебные заведения, университеты Москвы разбиты по секторам, которые посещают определенные лица из культа. Они составляют списки студентов по комнатам, отмечают, у кого были, какая последовала реакция, на ком можно поставить крест — не поддается. Определенная улица обслуживается определенным количеством культистов.
Как же совершается в деструктивных неокультах контроль сознания и реформирование мышления? Обычно контроль сознания осуществляется четырьмя способами. Первое — контроль поведения. Второе — контроль мышления. Третье — контроль эмоций. Четвертое — контроль информации.
Контроль поведения направлен на регулирование индивидуальной физической реакции. Это строгое определение того, где, с кем можно проживать, какую одежду носить, какую пищу есть, как и на какие темы говорить, сколько времени спать. Вся жизнь культиста протекает по строгому временному графику, в пределах которого каждый момент связан с физической, эмоциональной напряженной деятельностью, что оставляет мало времени или вовсе не оставляет его на уединение и размышление. Выработка зависимости. Система поощрений и наказаний, лишение самостоятельности, объединение по группам, наставничество или приятельство для наблюдения и контроля за вновь пришедшими подопечными. Доносительство лидеру об отклоняющихся от доктрины в мыслях и поступках.
Контроль информации осуществляется посредством использования обмана, умышленного утаивания информации или ее искажения, умышленная подача ложной информации, чтобы сделать ее приемлемой. Ограничение доступа к некультовым источникам информации, устранение приверженности к ним, например, запрет читать газеты и журналы, смотреть телевизор, посещать театры, общаться с бывшими культистами, праздновать общие праздники, дни рождения и т. д. Создание источников своей культовой информации, нужной для данного культа, издание книг, листовок, журналов, тиражирование аудио- и видеозаписей, выступлений лидеров, использование их цитат и формулировок.
Контроль мышления предполагает принудительное принятие догм и доктрин как истинных. Обычно доктрина формируется по принципу черное-белое, добро-зло, мы-они. Это приводит, естественно, к сильнейшему разделению людей и отделению от общества, семьи и друзей. Поощрение только хороших и правильных мыслей, навязывание специфической терминологии и мыслительных клише, запрет на критические вопросы о лидерах и доктрине.
Контроль эмоций осуществляется как сужение спектра личных чувств, в выработке и поощрении чрезмерного чувства вины, ритуального и часто публичного признания грехов, чрезмерном использовании страха. Как-то года два тому назад я был в г. Нефтеюганске и столкнулся с таким явлением. Меня пригласили выступить в одну из школ, куда собрали всех школьников — и младших, и старших классов. Я беседовал на тему о значении здорового образа жизни. После окончания моего выступления вдруг посыпался град вопросов о конце света. При чем здесь конец света? Я сразу спросил преподавателей — что, здесь иеговисты побывали? «Да, они у нас несколько дней работали». Оказывается, после выступления иеговистов у многих детей развился навязчивый невроз страха конца света. Именно этот навязчивый невроз конца света нередко детей и подростков приводит к самоубийству. Я столкнулся с этим и в Москве, и в Краснодарском крае, где в 2000 году в течение одного года повесились 18 подростков. Расследование показало, что все они были связаны с иеговистами.
Культ «бомбардирует» любовь, направленную на усиление потребности принадлежать к секте, через использование игр, подобных детским, объятия, прикосновения. Человек лишен очень часто в нашем мире любви и доброго отношения. Эта «бомбардировка любовью», отношения привязанности, добрых чувств, конечно, приводят человека в удивительное состояние и способствуют тому, что человек идет до конца с культистами.
Еще один аспект воздействия на сознание членов деструктивных культов — отказ от сна или его сокращение, что объясняется деланием духовных упражнений, необходимых тренингов или срочных и важных дел. Так устроен мозг человека, что при длительном лишении сна он довольно быстро воспринимает любую информацию не критически. Это является мощным средством воздействия в неокультах.
Группа как инструмент контроля сознания, оказывается, имеет важное значение. Деструктивность влияния культовой группы на личность проявляется в следующем: тотальности и абсолютности воздействия, полном контроле сознания. В культе обратная связь отсутствует. Группа влияет на личность, но личность на группу не влияет, поскольку она практически всегда изолирована от внешнего воздействия, не испытывает альтернативного влияния.
Система лидерства — фигура лидера часто носит харизматический (вплоть до обожествления) и диктаторский характер. Сплоченность членов культа не спонтанна, а спланирована и манипулируется лидерами культа. В результате такого массированного группового воздействия на личность человека очень часто у культистов развивается деиндивидуализация как результат стремления членов культа к однородности. Деиндивидуализация — это не побочный продукт культовой практики, а целенаправленно регулируемый процесс. Поскольку критика решений исключается, требуется обожение и самой доктрины, и ее проводников.
В итоге, попав в культовую группу, ее новые члены часто подвергаются крайне неэтичным методам манипулирования, благодаря которым руководство псевдорелигиозной организации может контролировать их мысли, чувства, поведение. Часто это приводит к раздвоению личности: есть Я докультовое и Я культовое. Я культовое в данном случае побеждает и доминирует над Я докультовым. Этот процесс раздвоения личности не носит характера раздвоения личности при шизофрении. У него другой характер и к тому же этот процесс обратим, но он приводит в большой степени к деструкции личности, нарушению поведения, нарушению мышления и в конце концов к тяжелым психическим нарушениям. Когда к нам приходит новичок, только что вышедший из культа, особенно ясно видны в нем две личности. В этот момент с ним очень сложно беседовать, но тем не менее правильно поставленная психотерапия, духовная беседа позволяют найти доступ к докультовой личности, пробиться к истинному человеку. Удвоение личности до определенного времени не носит тотального характера и является возвратным, но если человека не изъять из этой среды, то культовая личность постепенно вытесняет докультовую, и человек уже становится в духовном и мыслительном плане непробиваемым, как это часто мы видим у адептов секты лжехриста Виссариона, у сайентологов, иеговистов. У сайентологов нам приходится сталкиваться с последствиями тяжелых психических нарушений, особенно у тех, кто прошел одитинг. Нередко после одитинга развиваются острейшие психозы, которые требуют немедленного помещения больного в психиатрическую лечебницу, ибо если вовремя его не госпитализировать, он покончит с собой.
— Какие основные методы эффективны при восстановлении личности, возвращении его в нормальное состояние?
— Есть разные методики реабилитации. Это духовные беседы, катехизация, работа с психотерапевтами, психологами. Если есть необходимость госпитализации, то госпитализируем в психиатрическую лечебницу. Вопрос очень сложный, однозначно он не решается. Есть разные направления и школы в мире, в том числе в России.
— Часто говорят о культах как о деструктивных организациях, имеющих экстремистский характер…
— Давайте сначала определим, что такое экстремизм, что такое терроризм. Одно и то же ли это? Экстремизм происходит от латинского слова «экстремикос» — это что-то крайнее, отдаленное, крайняя точка зрения или крайнее поведение, действие. Если крайнее поведение или действие, тогда мы можем говорить уже о терроризме, о силовом развитии экстремистского движения. Так что не будем путать экстремизм и терроризм. Экстремизм — это в первую очередь нетерпимость. Вот русофобия — это экстремизм, исламофобия — это экстремизм, но это никак не терроризм. Но экстремизм может перерасти в террор. Экстремизм может выражаться как в мышлении, идеологии, так и в поведении, в действии — и тогда можно говорить о терроризме. С моей точки зрения, религиозный экстремизм связан с несколькими основными причинами. Во-первых, это религиозный фанатизм или, по существу, религиозное невежество, неграмотность, ибо фанатизм, или слепая вера, несовместим с истинной верой, знанием. Фанатизм может быть только там, где есть незнание. Другой важный момент экстремизма — политические причины, амбиции, что мы видели на примере разделения наших народностей и республик на основе религиозной нетерпимости и политической амбициозности. Политики, как правило, используют религиозный фанатизм. Правильно, там, где нет знания, там легко взять под свою опеку и повернуть людей на какие-то неправильные и неправомерные действия. Если мы возьмем деструктивные неокульты, то увидим, что они, как правило, имеют центры своего руководства за рубежом и представляют интересы своих зарубежных хозяев. Так, свидетели Иеговы имеют своим центром США. Чьи интересы они будут отстаивать в сложной ситуации, в сложных отношениях между Россией и США? Уж точно не российские. Неопятидесятники, харизматы имеют свой центр в Европе. Неопятидесятнический пастор Уитнесс Ли создал богословие, которое несет сугубо нехристианские идеи сребролюбия и поклонения золотому тельцу. По существу, это уже экстремистское явление в христианской среде. Сайентология представляет во всех отношениях интересы США и выполняет у нас, по свидетельству многих исследователей, не только деструктивную роль, но и шпионскую. Об этом неоднократно сообщали средства массовой информации. Безусловно, это экстремистское политическое движение на грани терроризма и переходящее иногда в терроризм. Есть сведения, что сайентологи неоднократно создавали концлагеря на западе Германии, где содержались противники их учения. Создание этих лагерей не есть ли терроризм? Организация Муна и других корейских сект отстаивают интересы сугубо не российские. В этих сектах, как правило, меняют русские имена, меняют гражданство. Это экстремистское поведение. Что уж говорить об Аум Синрике? Это террористическая организация, ставящая своей целью завоевание мира. Наши доморощенные секты — Белое братство, Богородичный центр, секта Виссариона, которая, как известно, вначале развивалась на западные деньги. Даже сейчас эта секта поддерживается на западные деньги, учредив не религиозную, а светскую экологическую организацию, на счет которой поступают зарубежные деньги на строительство города Солнца. Оккультно-мистические движения рерихианско-философского толка превращаются в религиозные движения, в частности движение Нью Эйдж. Это сугубо экстремистское движение, также ставящее перед собой политические и завоевательные цели.