Русская линия
Сенатор — федеральный аналитический журнал Петр Куцаров27.09.2006 

Киприан Болгарин

«Отче Киприане, ты воистину был светилом земли Русской. Ибо как в добродетели был неподражаем блаженный Киприан, так и в словесных наставлениях был неповторим. Впрочем, его наше отечество вскормило, вам же Бог его даровал; и ему вы многим услаждались, мы же лишились. И вы им украшались, а мы вожделенно сокрушались о нем; и вы с нем преуспевали, ибо возрастали в заповедях Господних».

Такие слова употребил в своем Похвальном слове о жизни и подвиге митрополита Киприана его племянник и духовный последователь Григорий Цамблак. Эти слова древнеболгарский писатель произнес 16 сентября 1409 года в Успенском соборе Московского Кремля, по поводу третьей годовщины блаженной кончины святителя Киприана. Кто он — Митрополит КИПРИАН и почему семь веков спустя мы обращаемся к его имени и его делу?

Писатель, выдающийся церковный и общественно-политический деятель, внесший большой вклад в распространение христианской и болгарской духовной культуры и литературы, болгарин, руководивший долгое время Русской Православной церковью — вот кто такой Киприан Болгарин, митрополит Киевский, Московский и Всея Руси. Он много путешествовал и часто менял подданство, его мировоззрение отличалось широтой, а знания были многообразны.

Киприан родился в 1330 году в древней болгарской столице Велико Тырново. Его жизнь и деятельность условно можно разделить на два периода. Первый связан с Болгарией и Грецией — с 1330 по 1372 год. Об этом периоде его жизни существует очень мало сведений. К сожалению, мы мало знаем о родителях, годах детства, юношества и молодости святителя Киприана. Не известен нам и его день рождения, как и его светское имя. Этот период документирован недостаточно. В посвященных ему произведениях, согласно канонической традиции, мирская жизнь святого игнорировалась.

Доподлинно удалось установить, что он выходец из знатного тырновского рода Цамблаковых. Он и его племянник Григорий Цамблак являются наследниками упомянутого в синодике царя Бориса великого примикюра Цамблака. С этой фамилией связан и болгарский патриарх Евфимий Тырновский. Киприан и Евфимий учились вместе у Феодосия Тырновского в Килифаревском монастыре. Там они познакомились с учением исихазма, там проявилась одаренность будущих выдающихся церковных деятелей Болгарии и России. В 1363 году Феодосий Тырновский вместе с четырьмя своими учениками, среди которых были Евфимий и Киприан, отправились в Константинополь.

Дальнейший путь духовного совершенствования Киприана пролегал через Студийский монастырь в Константинополе, а затем болгарский монах посетил самый известный культурный центр того времени — монастыри Афона, где продолжил свое образование.

Солидная подготовка Киприана, его всесторонние глубокие знания были замечены. На Афоне началось сотрудничество Киприана с игуменом греческой лавры Святого Анастасии Филофеем Кокиным, будущим Вселенским патриархом — одной из интереснейших личностей церковной и духовной жизни Византии ХІV века.

В начале 1370 года Киприан находился уже в Константинополе в качестве доверенного монаха «oikeios kaloypos» патриарха Филофея. Киприан принимал активное участие в примирении греческого патриаршества с болгарской и сербской православными церквями, в упрочении влияния Константинополя на Русскую Православную церковь. Между этими двумя учеными мужами возникла дружба, сохранившаяся до конца их жизни и сыгравшая решающую роль в будущей духовной карьере Киприана. В своей деятельности Вселенского патриарха Филофей уделял большое внимание Русской Православной церкви. Он возлагал на нее большие надежды в деле объединения православных христианских народов против надвигающейся мусульманской угрозы. Филофей стремился содействовать сохранению влияния Русской Православной церкви на огромной территории Великой и Малой Руси и Литвы путем установления власти одного митрополита.

«А государство Московское
Многолюдно, пространно есть,
И сияет оно светло
Меж иных других государств
И басурманских орд,
Персидских и эллинских,
Как солнце на небе сияет оно».

Особо нужно подчеркнуть роль святителя Киприана Болгарина в объединении Русской Православной церкви. Впервые митрополит Киприан посетил русскую землю в 1373 году как специальный посланец патриарха Филофея. Он расследовал отношение митрополита Алексия к западноевропейским церквам в связи с жалобами литовского князя Ольгерда, который требовал «другого митрополита для Киева, Смоленска, Твери, Малой Руси, Новосила, Нижнего Новгорода».

Задача Киприана сводилась к тому, чтобы «помирить князей между собой и с митрополитом». Он справился с этим поручением Вселенской патриархии блестяще. Действия Киприана воспрепятствовали расширению римско-католический церкви на восток и привели к ограничению ее влияния в западных русских землях. Это было оценено и о Киприане заговорили, как о кандидате на место митрополита Киевского и Московского. Западнорусские князья направили в Константинополь посланцев, заявивших, что, если для них не будет назначен отдельный митрополит, они перейдут в лоно католицизма: «мы делаем последнюю попытку и если не добьемся своей цели, то будем готовы перейти к другой церкви, которая давно отступила от правильных догм и стала чужой для православной христианской церкви».

Филофей решил сохранить единство Русской Православной церкви, поскольку «не к добру и не на пользу будет, если и церковная власть распадется на много частей; единый митрополит является соединительным звеном между церковью и народом и между князьями». Важность грамоты патриарха о рукоположении Киприана 2 декабря 1375 года митрополитом Киевским, Литовским и Московским, как и соображения на этот счет Вселенского собора и Филофея, требуют, чтобы этот документ был процитирован более подробно:

«Сосредоточившись, справившись духом, созвав избранных архиереев и воспользовавшись их советами и убедительными аргументами их, он избрал на практике средний путь, а именно: учитывая факт, что такой великий народ (православное население Западной России — П.К.) не должен быть оставлен без архипастырского наблюдения и не должен подвергаться бедам и духовной погибели через присоединение к чужой церкви, патриарх… рукоположил вышеупомянутого кира Киприана митрополитом Киевским, Российским и Литовским, т. е. митрополитом тех мест, которые в течение многих лет митрополит кир Алексий не удостаивал внимания. И в целях сохранения древнего устройства Руси и в будущем, чтобы она снова была под властью одного митрополита, собор постановляет, чтобы после смерти кира Алексия кир Киприан унаследовал всю Русь и стал единым митрополитом Всея Руси».

23 мая 1381 года, в день праздника Вознесения Господня, митрополит Киприан был встречен в Москве с самыми большими почестями. В летописи Никона по этому поводу сказано: «…и прибыл преосвященный Киприан митрополит из Киева в Москву, в свою митрополию, в четверг на шестой неделе после Пасхи, в самый праздник Вознесения Господня. И громко звонили колокола, и множество народа стеклось встречать его, словно весь город двинулся… Князь же Великий Дмитрий Иванович принял его с высокими почестями и с большою верою и любовью. И был в тот день у князя Великого пир большой в честь митрополита, и радовалися светло».

Митрополит московский и Всея Руси Киприан развернул огромную работу. Впервые после перемещения митрополичьего престола на север — сначала во Владимир, а затем в Москву — русские земли оказались объединенными в одну митрополию. А в средние века церковное единство было предпосылкой национального единения. «Отчизна» — понятие историческое, и каждая эпоха создает свое представление о ней. В древней Руси понятие отчизны было неотделимо от христианства, религии и церкви. Вот почему создание единой Православной Русской церкви во времена митрополита Киприана содействовало сохранению национального самосознания.

С исключительной энергией, умело и тактично митрополиту Киприану удалось объединить в церковном отношении бескрайные русские земли Великой Руси, Малой Руси и Литвы и подчинить их своей власти. Он много сделал для сближения князя Витовта с Великим московским князем Василием Дмитриевичем, который женился на дочери Витовта Софии. Киприан лично встречал Софью и ее свиту.

Выполняя свою церковно-политическую программу объединения Русской церкви, митрополит Киприан уделял большое внимание преодолению сепаратистских устремлений некоторых епископов. Одних он вызывал давать объяснения перед специально созванным собором, других заменил верными ему людьми, третьим направлял грамоты, послания, наставления, в которых разъяснял вопросы канонического права и церковной обрядности.

В июне 1390 года Киприан посетил Тверь, где принял участие в суде над Тверским епископом Евфимием, и рукоположил на его месте своего архидиакона Арсения. После этого занялся улаживанием отношений официальной церковной власти с властями Новгорода Великого. Он несколько раз ездил в Новгород, где его встречали радушно, выслушивали, но отказывались подчиниться суду митрополита. В конце концов митрополиту Киприану, совместно со светскими властями, удалось разрешить этот трудный вопрос дипломатическим путем, расширив права Новгородского епископа и жителей Пскова. Таким образом, прибегая к разным средствам, настойчивостью и упорством митрополит Киприан подчинил Новгород центральной церковной власти, что означало его политическое подчинение Великому князю Московскому Василию Дмитриевичу.

Митрополит Киприан неустанно заботился об епархиальном устройстве Русской церкви. Он рукоположил шесть новых епископов и укрепил свои позиции в разных концах своей огромной митрополии: в Киеве, Новгороде, Смоленске, Луцке, Коломне, Суздале и т. д. Особое внимание он уделял Западной Руси, где в разное время провел почти два года.

Сохранившиеся источники и архивные документы свидетельствуют о том, что митрополит Киприан занимался и церковным строительством: в любимой деревне Голенищево он построил церковь Трех святителей — Учителей церкви Божьей. Летопись Никона сообщает о замечательной церкви Преображения Господня, воздвигнутой митрополитом Киприаном у Святого озера в нынешней Владимирской области.

В период правления митрополита Киприана активизировалась монастырская колонизация и церковное строительство на Русском Севере. Неисследованная миссионерская деятельность митрополита Киприана способствовала расширению влияния Православной церкви на новые земли.

Своей церковно-административной, просветительско-культурной, общественно-политической и литературной деятельностью митрополит Киприан содействовал консолидации русских княжеств, росту престижа и авторитета Москвы как объединительного центра русских земель. Единство Русской церкви означало народное и политическое единство российского государства. Свою жизнь и деятельность святитель Киприан посвятил превращению Москвы в центр Русской церкви и местопребывания митрополита всей России.

Митрополит Киприан стал инициатором перенесения иконы Владимирской Богоматери из Владимира в Москву. Это событие произошло в судьбоносный для Москвы и России момент — в августе 1395 года. Икону встретили на Кучковом поле, где по велению митрополита Киприана были основаны монастырь и церковь, которые в честь встречи иконы были названы Сретенскими. По словам летописца, после перенесения иконы хромой Тимур «бежал, гонимый силой пресвятой Девы». Так митрополит Киприан сотворил очередное чудо — спас Москву. Это дало основание Русской Православной церкви вскоре после его блаженной кончины объявить его святым-чудотворцем. Исследователь И.Б. Греков отмечает, что митрополиту Киприану удалось соединить два самых больших идеологических авторитета того времени: Владимирскую икону, символизирующую преемственность связей между Константинополем, Киевом, Владимиром и Москвой, и надгробие митрополита Петра — символ единства русской земли и неделимости Русской церкви.

Крестный ход, организованный митрополитом Киприаном для встречи Владимирской иконы Божьей Матери, впоследствии превратился в ежегодную традицию. Во имя благодарной памяти о чудесном спасении Москвы и России было решено ежегодно в день 26 августа совершать крестный ход с чудотворной иконой от Успенского собора в Московском Кремле до Сретенского монастыря.

Наряду с административно-церковной и общественно-политической деятельностью митрополит Киприан уделял большое внимание и культурно-просветительской работе на Руси. Будучи высокообразованным человеком, он содействовал распространению христианского просвещения в России, приобщению к переводческой, писцовой и самобытно-творческой литературной деятельности, в целях увеличения рукописного литературного богатства Древней Руси. Его первый биограф в «Коротком сказании о премудром Киприане» писал: «Всякаго же благаго любомудрия и божественного разума исполнен, вельми книжен и духовен зело».

Блестяще владевший пером митрополит Киприан является автором многочисленных агиографских, эпистолярных, гомелестических и других произведений. Митрополит Киприан не был чужд и меценатской миссии. Десятки списков и рукописей служат свидетельством того, что они были созданы «его благословением и повелением». В пергаментном четвероевангелии от 1392 года, получившем название по имени списывателя Микулы, отмечено, что оно создано при князе Василии Дмитривиече и митрополите Киприане. В приписке к рукописи N 7 Успенского собора от 1403 года засвидетельствовано: «…при священнем и пресвященнем Киприане Киевском и всея Руси, его благословением и повелением, написана быть книга сия…». Для автора было недостаточно сообщить о покровителе своего труда. Он добавил весьма содержательную оценку места Киприана в русской культурной и духовной жизни: «…его же благословлением земля русская мир глубокий приемлет, церкви же Божия православия одежею свыше истканного одеяся и прославлением книжным и учением его светлеется паче солнечных зарей и напоятся яко от источника приснотекуща».

Деятельность митрополита Киприана по редактированию и исправлению богослужебных книг активизировала духовную жизнь Руси. Он привозил из Тырново богослужебные книги и организовал их распространение. Собственною рукою Киприан списывал Следовный псалтырь, Служебник, Требник, сочинения догматического и канонического характера — Лествицу Иоанна Лествичника, сочинения Дионисия Ареопага и другие. В Житии святителя Киприана сказано: «…и книги своею рукою писал, в наставление душевное, переписал Соборы, бывшие на Руси многия жития Святых русских и степени Великих Князей Русских; иное же в наставление, как-то правды и суды, и летопись Русскую, от начала земли Русския все по ряду, и многия книги к тому собравъ, повелел Архимандриту Игнатию, Спасскому докончить».

Будучи энергичным и деятельным духовником, политиком и дипломатом, митрополит Киприан проявил себя и талантливым писателем. Он использовал письменное слово не только для реализации церковных, административных, общественных и политических задач, но и для удовлетворения эстетических потребностей того времени. Литературное наследие Киприана огромно по объему и дает нам основание утверждать, что он не выпускал пера из руки до последних дней. В конце своей жизни, когда митрополит Киприан уже не мог сам писать, он продиктовал свою известную Прощальную Грамоту. Киприан списывал и переводил книги, молитвы и каноны патриарха Филофея; своему предшественнику митрополиту Петру Киприан посвятил четыре произведения: житие, похвальное слово, канон и служба. Митрополит Киприан участвовал в создании и редактировании московского летописного свода от 1409 года. Под его руководством, в соавторстве и под его редакцией было создано несколько замечательных произведений так называемого «куликовского цикла»: «Задонщина», «Повесть о Куликовской битве», «Слово о жизни и смерти Великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского», «Список русских городов далеких и близких», и др. Уже само простое перечисление сочинений Киприана создает представление о могуществе его творческой личности и разносторонности его таланта.

Известно, что из-под пера Киприана вышли восемь грамот и четыре письма к преподобному Сергию Радонежскому и его приемнику и ученику Феодору Симоновскому. К самостоятельным произведениям митрополита Киприана относится и его «Молитва разрешити царя и князя и всякого христианина», написанная в Луцке и прочитанная впервые у надгробия Луцкого князя Дмитрия. Из послания митрополита Киприана к духовенству Пскова следует, что он высылает ему «устав божественной службы Златоустовы и Великого Василья», службы при крестинах, бракосочетании, освещении воды и другие, обещает выслать еще ряд полезных книг по мере их списывания. «В 1402 году Киприан и Великий князь Василий нашли, утвердили и размножили древний Номоканон, содержащий Устав Ярослава (Русская правда), Судебник греческого царя Константина и Устав князя Владимира о церковных судах и десятинах, 25 ноября 1402 года с благословения Киприана была написана договорная грамота Великого князя Василия Дмитриевича и князей Владимира Андреевича и Юрия, Андрея и Петра Дмитриевичей с Великим князем Рязани Федором Ольговичем о дружбе, согласии и общей политике в отношении Орды и Литвы».

По стечению обстоятельств посольство Республики Болгария в Москве находится именно там, где более 600 лет тому назад находилась летняя резиденция митрополита Киприана и его церковь Трех Святых. Эту местность и по сей день называют Трехсвятской горкой. Церковь и летняя резиденция постепенно стали местом поклонения. Недалеко находится и Источник Киприана. Священник И. Кузнецов писал, что святитель Киприан очень полюбил эти места, где тогда был, по свидетельству Степной книги, большой лес. Митрополит Киприан посвящал свободное время творческой деятельности «книги своею рукою писаше, понеже место бе тихо и безмолвно и тайно от всяких плищей», а на старости лет святитель Киприан жил здесь постоянно «и тамо епископы поставляше». Здесь митрополит Киприан завершил свой земной путь 16 сентября 1406 года.

История сохранила слова исследователя и первого директора Исторического музея Москвы Ивана Забелина о том, что древнее Голенищево имеет для потомков большое значение как первый в Москве приют наук и литературы и как Академия, какими впоследствии стали Крутицкий, Заиконоспаский и Андреевский монастыри.

Мы вспоминаем имя митрополита Киприана, поскольку он являлся своеобразным символом взаимообмена и обогащения духовными и культурными ценностями между болгарским и русским народами. У истоков духовного родства стояли братья Кирилл и Мефодий. Но в судьбу Киприана — выдающегося духовного и религиозного деятеля ХІV века, последователя святых просветителей славян, вплетена часть истории Болгарии и России. Кто бы мог предугадать, что сыну болгарского народа, ученику Феодосия Тырновского, ученому, предстояло занять самый высокой пост в Русской Православной церкви — стать митрополитом Москвы и всея Руси и руководить не только духовно огромной митрополией более тридцати лет.

Болгарин Киприан — одна из самых колоритных личностей восточного православия второй половины ХІV века. Продолжительная жизнь этого церковного иерарха и тонкого дипломата полна неожиданностей. По сей день можно услышать самые разные истории о деятельности митрополита Киприана — святителя, церковного иерарха и просто человека.

Исследователи нередко задаются вопросом: что заставило Киприана поехать в Россию? Одни объяснят это первым и вторым болгарским (южнославянским) влиянием. Другие выдвигают материальные побуждения. Все они отвечают в зависимости от своих критерий и системы ценностей. Одни его обвиняют, другие его защищают, третьи облыжно отрицают его дело.

Мы же считаем, что митрополит Киприан воспринял эту миссию как цель своей жизни. Ответ на поставленные вопросы можно найти в духовном величии митрополита Киприана, в его нравственных добродетелях, в предначертанной миссии содействовать расширению влияния восточного православия на русских просторах, в его борьбе за объединение русских земель вокруг Москвы.

Ответ можно найти и в его богатой душевности, одухотворенности, в его огромных знаниях в области теологии, в его познании христианства и славянства. Ответ содержится и в том факте, что митрополит Киприан был носителем нового, горел желанием поделиться своими познаниями с русскими братьями. Митрополит Киприан страстно искал, вел борьбу и находил благодатную среду и почву для реализации своей «программы», как бы выразились наши современники. А программа митрополита Киприана ставила широкомасштабные цели: объединение и сплочение Русской Православной церкви; воспрепятствование наступлению католицизма; духовную борьбу за расширение влияния Христовой веры в Южной и Северной России; оздоровление рядов самых духовников; редактирование, перевод и переписку церковных книг; созидание новых церквей и храмов; создание новых агиографических произведений; объединение русских земель вокруг Московского княжества; содействие упрочению светской власти Московского князя.

Митрополит Киприан стремился перенести зажженную свечу из Велико Тырново, чтобы от этой свечи разгорелся и воссиял свет знания и просвещения над всей русской землей. Святитель Киприан был упорным, последовательным и настойчивым в преследовании и достижении поставленной цели. Он был истинным воином Господа Бога. Митрополит Киприан руководствовался словами своего учителя Иоанна Лествичника: «Вооружись молитвой и с именем Христовым бей супостатов, и тогда тебе явится Ангел Божий, твой защитник, помолится с тобой вместе».

«Прости нас, Святителю Киприане, прости нас, твоих соотечес-твенников, живущих в Москве, тех, кто живет на „Твоих местах“, топчет ту же землю и пьет ту же воду, но забываем Тебя и Твое вели-кое дело…

Прости нас, Отче Киприане, что мы поздно сделали все необ-ходимое, чтобы Твое надгробие в Успенском соборе Кремля приобре-ло свой первозданный вид, чему мо-гут порадоваться твои соотечественники, проживающие в Москве, по всей России, в Болгарии, в дру-гих концах света, и которому пок-лоняются все верующие россияне, все посетители главного храма Русской Православной церкви…

Прости, Святителю Киприане, всех своих соотечественников — простых людей и высоких чиновни-ков, которые, не постигая умом Твоего великого дела, вольно или невольно тормозят воздание дол-жного Твоей памяти».

Отрывок из молитвы Митрополиту Московскому и Всея Руси Киприану Болгарину из Велико Тырново.

Петр КУЦАРОВ,доктор исторических наук, Полномочный Министр Посольства РБ в Москве

http://www.senat.org/kale4/txt6.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика