Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургПротоиерей Григорий Дьяченко22.09.2006 

22 сентября — память праведных Богоотец Иоакима и Анны

В настоящий день святая Церковь торжествует память святых родителей преблагословенной Девы Марии, праведных Иоакима и Анны. При этом воспоминании всякому, конечно, не раз приходило на мысль, как счастливы эти достойно ублажаемые супруги, удостоившиеся иметь такую воистину блаженную и преблаженную Дщерь!

Но подобное счастье предлагается, братия, и всем родителям, желающим видеть детей своих истинно счастливыми и блаженными. Иже без порока живет в правде, блаженны оставит дети своя, говорит Премудрость Божия устами богодухновенного любителя мудрости. Итак, по учению Премудрости Божией, самое счастливое наследство для детей есть благочестивая и праведная жизнь родителей, и первая обязанность родителей, желающих счастья своим детям, самим жить праведно и благочестиво, как жили праведные родители Матери Божией.

Не так рассуждает наша житейская мудрость. «Живя правдой, — говорит она, — наживешь немного; с чем же останутся дети? То ли дело, если какими бы то ни было средствами приобрести для них большое богатство, оставить в наследство дома и земли? Тогда они могут быть счастливы и благополучны на всю жизнь. Живя правдою, нельзя не нажить себе многих недоброжелателей и врагов, которых вражда обратится потом и на детей; как же будут счастливы дети праведника среди ненавидящих их? То ли дело снискать себе, какими бы то ни было путями, расположение сильных земли? Тогда и дети будут пользоваться их покровительством и мило-стями, и найдут дорогу к благополучию».

Так, говорю, рассуждает наша житейская мудрость. Но лживы суть сынове человечестии в мерилех своих, еже неправдовати. (Пс. 61, 10). Всегда ли оправдываются на деле эти, по-видимому, основательные расчеты житейской мудрости? Нет, гораздо чаще случается наоборот. Нажитое неправдою имущество недолго остается в руках детей и наследников неправедного богача. Чаще всего бывает, что, по слову пророка, чуждии поядают труды его, а его потомки остаются нищими. Равным образом, и покровительство сильных земли надолго ли может обеспечивать участь детей их льстеца и прислужника? Не надейтеся, — говорит слово Божие, — на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения: изыдет дух его, и в персть свою возвратится: в той день погибнут вся помышления его (Пс. 145, 3−4), а с ним погибнут и все возлагавшиеся на него надежды.

Не таково наследство для детей — беспорочная, праведная и благочестивая жизнь родителей. Это наследство прочнее и надежнее всякого богатства, дороже всех почестей и титулов, вернее всякого благоволения сильных земли.

Кто живет праведно, ходя во всех заповедех и оправданиих Господних беспорочно (Лк. 1. 6), на том, во-первых, почивает благословение Божие, которое переходит и на потомство его в роды родов. Угодил Авраам Богу, — и не только ближайшие, а и самые отдаленные его потомки благоденствовали под осенением почившего на предке их благословения Божия. Лишился благословения Божия нечестивый Саул, — и царственные потомки его скитались нищими, и самый род его пресекся в непродолжительное время. Сколько есть, может быть, и между нами людей, живущих в довольстве и благополучии, которые достигли этого не богатым наследством и не сильными связями, а молитвами и благословением благочестивых родителей! Так велико и важно, так благонадежно и прочно для самого земного благополучия благословение Божие, почивающее на людях благочестивых и праведных! Оно и составляет истинное счастье их детей и потомков. Род правых благословится, говорит слово Господне.

Кто живет праведно, тот не только не обижает никого, напротив, благотворит и благодетельствует всем и каждому, благодетельствует и самим врагам своим; тот оставляет по себе одну добрую память и добрую славу, благодарное чувство в сердцах всех, окружавших его. Потомство такого человека всегда найдет себе покров и защиту. Доброе имя отца есть как бы рекомендательное письмо для его сына; с ним он везде найдет себе друзей и покровителей.

Кто без порока живет в правде, тот живет трудолюбиво, умеренно и воздержно. Если не имеет он большого богатства, то имеет честное довольство во всем, потому что не имеет ни излишних, изысканных нужд, ни разнообразных, изобретаемых праздностью, потребностей, ни безграничных, ничем не удовлетворяемых, желаний, а довольствуется тем, что посылает и чем благословляет его Господь Бог. Тот и детей своих приучает с малолетства быть также трудолюбивыми и воздержными. Праведные родители Пресвятой Девы Марии не обладали земными сокровищами и не оставили Ей в наследство никакого богатства. Но они оставили Ей в наследство живой дух истинного благочестия, которым от юности напиталось Ее сердце, сделавшееся чистым и святым храмом Духа Божия; оставили любовь к закону Господню и божественному слову, которым питалась душа Ее, как манной небесною, и возросла в меру возраста исполнения Христова; оставили пример своей целомудренной, благоговейной и богобоязненной жизни, который был для Нее добрым руководителем и пестуном во Христа. Они уневестили Ее Господу, а Господь избрал Ее в Матерь Себе. Какое наследство земное могло бы так осчастливить Ее и сделать воистину блаженной и преблаженной навеки?

О, если бы хотя любовь родительская и желание счастья своим детям побуждали каждого без порока жить в правде! Как были бы тогда счастливы и родители и дети! Аминь.

http://orthodox.etel.ru/2006/35/k_22iokim.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика