Русская линия
Труд Валерий Коновалов21.09.2006 

Первая после Бога

21 сентября православные празднуют Рождество Богородицы. В связи с этим событием к нашим читателям обращается митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: — Кто же Она, Царица Небесная, первая после Бога? Существо из другого мира? Нет, в рождестве Мария была заключена в ту же немощную плотскую оболочку, что и все земные люди. И здешний подвиг совершила в нашем греховном мире.

В новейшие времена римокатолики усугубили свое отступление от чистоты веры введением догмата о непорочном зачатии Девы Марии, будто бы рожденной тем же непостижимым образом, что и Иисус Христос. Что же следует из такого «догмата»? Мол, не так уж и велик подвиг Богородицы — Она не из рода человеческого, а небесная гостья, и потому Ей было легко земное житие.

Нет, не так учит Святое Православие.

«Если великое дело то, что рождает неплодная, то не более ли удивительно, что рождает Дева? — говорит преподобный Андрей Критский. — Господь на праматери Своей Анне показал чудо, сделав ее из бесплодной матерью, а потом в Матери Своей изменил законы природы, сделав Деву Матерью».

Да, от земных родителей произошла Богородица, всю тяжесть земных скорбей претерпела и лишь потом удостоилась венца Небесной Царицы. В этом несравненное величие Ее подвига.

История Церкви от первохристианских времен до наших дней полнится известиями о чудесах и знамениях, явленных Богородицей на благо и во спасение людей. Ее могущество — в смиренной молитве Матери к Господу и Сыну, склоняющемуся на прошение материнское. Поэтому так велика наша надежда на ее помощь.

Как недостойные дети, надрывавшие сердце матери своей жестокостью, но опомнившиеся и в порыве раскаяния обливающие слезами ее добрые руки, так обратимся же и мы с молитвой к Богородице: «Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородица, надеющиеся на Тя да не погибнем!»

МАМА

Весьма драматические обстоятельства предшествовали событию, которое теперь Церковь отмечает как один из своих главных праздников.

Беда случилась в семье престарелых жителей Назарета Иоакима и Анны. Собственно, вся эта семья из них двоих и состояла. А по тогдашним представлениям и семьей-то бездетную пару считать было нельзя. Дело в том, что ветхозаветный народ жил надеждой о грядущем Спасителе. И эта надежда во многом определяла мораль того общества. Каждое поколение рассчитывало стать участником великого события. Все ждали главного рождения. И потому бездетность расценивали как Божие наказание, а бесплодных людей презирали.

Кроткие и добропорядочные Иоаким и Анна, судя по всему, были из тех людей, которых безнаказанно обидеть мог каждый. Их и обижали. Но в этот раз оскорбление оказалось особенно чувствительным.

Иоаким пришел в храм, чтобы вместе с другими принести жертвенное подношение в честь религиозного праздника. Однако первосвященник отклонил его дар и публично объяснил причину отказа:

— Не надлежит тебе предлагать дар твой, ибо нет у тебя потомства в Израиле.

Для старца Иоакима эти слова прозвучали как гром среди ясного неба. На нетвердых ногах он сквозь насмешки толпы вышел из храма вместе со своим не принятым подношением. Домой вернуться не смог. Отправился в горы, где пастухи пасли его стадо. Он хотел пережить стыд и печаль без жены, чтобы не мучить ее.

Но Анна узнала от соседей о том, что произошло в храме. И переживать случившееся в одиночестве ей было еще тяжелее. Тем более что и ей самой уже приходилось выслушивать в храме подобные упреки.

Так, отдельно друг от друга, переживали супруги свое горе и молились…

Надо заметить, что эти события известны нам вовсе не из Нового Завета. Ни в одном из четырех Евангелий нет об этой истории ни слова. Зато подробно излагает ее апокрифическое, то есть не утвержденное Церковью, «Евангелие Иакова». Оно известно со II века и, хотя не стало каноническим, принимается как источник сведений о Рождестве Богородицы. Потому что сведения эти соответствуют Священному Преданию, то есть — информации, которая передавалась устно и отражена в богослужебных текстах.

Так вот согласно этим источникам дальнейшие события развивались так.

Анна бродила в слезах по саду и заметила на ветке лавра воробьиное гнездо, что вызвало у нее новый приступ тоски.

«Увы! — воскликнула она. — Чему могу уподобить себя? Кто дал мне жизнь, что так проклята я перед сынами израильскими? Они смеются надо мной и оскорбляют меня, и изгнали из Храма Господня! Увы! Чему уподоблю себя? Я не могу сравниться с птицами небесными, ибо птицы плодовиты перед Тобою, Господи. Не могу сравниться с тварями земными, ибо они плодовиты. Я не могу сравниться с морем, ибо оно полно рыбами, ни с землею, ибо она дает плоды во времена свои и благословляет Господа».

После этих слов и явился неожиданно перед Анной Архангел Гавриил.

— Анна, Бог услышал молитву твою, — сообщил он ей, — ты зачнешь и родишь, и будет славен во всем мире род твой.

Такое же видение было в горах и Иоакиму. Он на радостях пообещал принести в жертву десять овец, двенадцать тельцов и сто козлов. После чего поспешил домой.

«Анна была у дверей дома своего, — говорится в апокрифе, — и увидела Иоакима, шедшего со стадами своими, и она побежала и пала на шею ему, говоря: «Теперь я знаю, что Господь Бог благословил меня».

Ровно через девять месяцев у престарелых супругов родилась дочь. Ее назвали Марией.

В качестве двунадесятого, то есть — одного из главных праздников, Рождество Богородицы празднуется с IV века. В Церкви его считают днем всемирной радости. И видят особый смысл в том, что время его празднования — осень. Ведь Рождество Девы Марии — это осень ветхого закона, как последующее Благовещение — весна благодати. В Рождестве Богородицы, говорят богословы, Ветхий Завет приходит к своему закату, достигнув апогея в святости Той, от Которой рождается спасение мира.

http://www.trud.ru/trud.php?id=200 609 211 740 801


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика