Нескучный сад | Священник Василий Секачев | 14.09.2006 |
С.М. Прокудин-Горский. Автопортрет. Кавказ |
Раньше Люмьера
В молодости химик Сергей Михайлович Прокудин-Горский много лет занимался в лаборатории немецкого профессора А. Мите, который в 1902 году получил первое цветное фотоизображение. Но метод Мите был трудоемким. Сначала с одной точки снимались три негатива через три фильтра, затем получали три позитива, окрашенных с помощью пигментов. Только спроецировав одновременно три кадра на экран, можно было получить желаемое изображение.В 1905 году Прокудин-Горский превзошел своего учителя: он открыл новое красящее вещество и создал с его помощью фотографические пластины, одинаково чувствительные ко всем частям цветового спектра. Стала возможна съемка в один прием. Лишь через два года фирма братьев Люмьер запатентовала свою систему фотографирования примерно того же типа.
Тем не менее Сергей Михайлович продолжил работу над совершенствованием трехступенчатой съемки, что представлялось ему все-таки более перспективным. Его постоянную нацеленность на поиск характеризует один эпизод. Когда несколько фотографов стали жаловаться ему на то, что их оборудование не позволяет снимать солнечное затмение, Прокудин-Горский ответил: так изобретите что-нибудь, а то слишком часто у нас говорят слово «невозможно»!
Портрет страны
На всю Россию стали известными выполненные Прокудиным-Горским цветные фотографии Льва Толстого и Федора Шаляпина. Вызвала взрыв аплодисментов демонстрация его снимков в Государственной думе — например, изображение древней вазы из Эрмитажа, которая стала терять цвет. Фотограф получил приглашение в Царское Село.В дневнике государя Николая Александровича осталась запись:
«1909 г. 3 мая. Воскресенье….Вечером профессор Прокудин-Горский сделал интересное сообщение по фотографии в красках и показал много красивых снимков».
За лаконичными строками — неподдельное восхищение. Государь сам был хорошим фотографом. Он поддержал идею художника «запечатлеть все достопримечательности нашего обширного отечества в натуральных красках». По высочайшему повелению мастер получал доступ во все места Российской империи, ему предоставлялся специально оборудованный пульмановский вагон, для работы на водных путях было выделено два парохода (один — специально для прохода по мелководью), а также моторная лодка. Для съемок на Урале прислали автомобиль Форда. Было разрешено снимать даже стратегические объекты: мосты, заводы, дамбы и т. д. В 1910-м, 1911-м и 1913 году Прокудин-Горский предъявлял результаты своих поездок царю.
Работа требовала от фотографа огромных усилий и терпения. Во время своих путешествий, проявляя снимки, он порой был вынужден ночами не спать. Часто приходилось переснимать, подолгу задерживаясь на одном месте.
Осенью 1911 года по методу Прокудина-Горского и при его непосредственном участии в Туркестане были получены первые цветные кинематографические изображения — правда, еще только в зачаточном виде. Сочтя их несовершенными, фотограф продемонстрировал получившийся фильм только специалистам, официальной же публике были представлены лишь проекции диапозитивов.
Все съемки Прокудин-Горский производил на собственные средства, а также при содействии друзей — например, Э. А. Старка, с которым фотограф был очень близок. Помощь же правительства была ограничена только предоставлением транспорта. Как говорил сам фотограф о первой встрече с царем, «государь ничего не сказал, потому что я ни о чем не просил». Между тем каждый год Сергей Михайлович тратил огромную по тем временам сумму: одна фотография обходилась в 10 рублей, общее ежегодное число фотографий равнялось примерно одной тысяче. У фотографа было трое детей, которые требовали заботы, необходимо было их кормить, одевать, ставить на ноги. Попытка продать накопившиеся коллекции государству ни к чему не привела, передавать же их в собственность частным лицам Сергей Михайлович ни за какие деньги решительно не хотел — он был убежден, что его снимки должны принадлежать государству.
С началом Первой мировой войны в 1914 году русский фотограф стал очень мало снимать — в основном лишь для военных надобностей.
Фотоателье в Париже
Последний раз фотографии Прокудина-Горского демонстрировались в России в марте 1918 года. Вскоре, отказавшись от профессорской кафедры в созданном по указанию А. Луначарского фотокиноинституте, Сергей Михайлович покинул родину. Он смог вывезти 3 тыс. тройных негативов из общего числа 3,5 тыс. Среди того, что запретили забрать собой, — снимки царской семьи, которые до сих пор не найдены.В Англии Прокудин-Горский продолжил эксперименты по созданию цветной пленки для кинематографических съемок, а затем, оказавшись в Париже, вместе с сыновьями и дочерью организовал фотоателье «Елка». В 30-е годы Сергей Михайлович, оставив ателье сыновьям, занимался преимущественно просветительской деятельностью в молодежной среде. Работая с патриотическим объединением «Русский Сокол», выступая с показами своей Коллекции достопримечательностей России, старый фотохудожник стремился, по его собственным словам, «показать и доказать русской молодежи, уже забывающей или вообще не видевшей своей Родины, всю мощь, все значение, все величие России и этим пробудить столь нужное национальное сознание». Так осуществился задуманный еще в 1910 году проект преподавания с помощью фотографий Прокудина-Горского предмета «родиноведение», к сожалению, так и не реализованный в России.
Скончался Прокудин-Горский в Русском доме в Сент-Женевьев-де-Буа в день Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, спустя несколько недель после освобождения Парижа. Волею судьбы отпевал его внучатый племянник его прежнего друга Эдуарда Старка протоиерей Борис Старк, бывший тогда священником Русского дома, а впоследствии вернувшийся в Россию (в семье Старк, кстати, хранится ряд неучтенных исследователями цветных фотографий Прокудина-Горского).
Стеклянный клад в Библиотеке Конгресса
В 1948 году, уже после смерти Сергея Михайловича, его сыновья, испытывая серьезные материальные затруднения (на их руках была престарелая мать и собственные дети), продали 1902 тройных стеклянных негатива и 14 альбомов-каталогов из коллекции отца Библиотеке Конгресса США, которая, в свою очередь, уже давно их разыскивала.Альбомы содержат позитивные оттиски и в основном подразделяются по районам, где осуществлялись экспедиции С. М. Прокудина-Горского в 1909—1914 годы: Мариинская система, Волга и ее притоки, Урал, Туркестан, «наполеоновские» места, Кавказ, Мурманская железная дорога. В 1993 году альбомы были реставрированы. А в 2000 году Конгресс провел сканирование всех негативов, в результате которого были получены 1903 цифровых файла размером каждый около 70 мегабайт. Все эти файлы стали доступными on line на сервере Библиотеки Конгресса.
Летом 2004 года в московском Музее архитектуры им. А. В. Щусева на Воздвиженке прошла выставка, на которой Библиотека Конгресса США представила 122 цветные фотографии С. М. Прокудина-Горского.
Радостно сознавать, что теперь и мы, подобно эмигрантской молодежи, лишенной возможности видеть свою историческую Родину, можем созерцать ее красоту и величие такими, какими они были в действительности, в их подлинных цветах. На фотографиях Прокудина-Горского краеведы из разных уголков России обнаруживают старые городские кладбища, часовни и храмы, воспоминаний о которых до наших дней не сохранилось. Историки Екатеринбурга при изучении уральской части коллекции на одном снимке отыскали вделанную в ограду никому не известную памятную доску и прочли запись на ней.
http://www.nsad.ru/index.php?issue=22§ion=11&article=489