Истина и жизнь | Ирина Монахова | 14.09.2006 |
Отрывки из писем Гоголя, объединённые темой религиозно-нравственного совершенствования, составили книгу «Что может доставить пользу душе», которая вышла в этом году в Москве в издательстве «Старклайт». Собственно, это новая книга Гоголя. Собранные в ней тексты хотя и были опубликованы ранее, но не известны широкому кругу читателей. Вернее, переписка Гоголя, откуда взяты эти многочисленные отрывки, публиковалась в нескольких томах Полного собрания сочинений, вышедшего небольшим тиражом в 1937—1952 гг. Это издание стало библиографической редкостью и не многим доступно: в библиотеках его, за редким исключением, нет. К тому же эпистолярное наследие писателей интересует в основном литературоведов…
Между тем гоголевские письма разных лет помимо биографических подробностей являют нам пример своеобразной религиозной философии, «практическое христианство».
Название книги «Что может доставить пользу душе» — цитата из «Выбранных мест из переписки с друзьями». В пункте V «Завещания», помещённого в начале книги, говорится:
«Возлагаю < > обязанность на друзей моих собрать все мои письма, писанные к кому-либо, начиная с конца 1844 года, и, сделавши из них строгий выбор только того, что может доставить какую-нибудь пользу душе, а всё прочее, служащее для пустого развлеченья, отвергнувши, издать отдельною книгою».
Как видим, идею издания подал сам Гоголь примерно 160 лет назад.
Тексты, собранные в книге «Что может доставить пользу душе», выйдя из рамок эпистолярного наследия, перешли в жанр проповеднической литературы, дополняя проповедь Церкви. Духовная проза Гоголя — сочинения и письма — не уподоблялась по форме церковной литературе, рассчитанной в основном на воцерковлённых людей, то есть на ограниченный круг читателей. Она предназначалась для всех и каждого, для общества и для отдельной личности. Таким образом, Гоголь не только призывал соотечественников преобразить себя и окружающую жизнь в христианском духе, но и объединиться и примириться на пути ко Христу.
Гоголь остро чувствовал проблему недостаточной христианизации русской жизни. В 1833 г. он писал: «У меня болит сердце, когда я вижу, как заблуждаются люди. Толкуют о добродетели, о Боге и между тем не делают ничего». В 1851 г.: «Невольно обнимается душа ужасом, видя, как с каждым днём мы отдаляемся всё больше и больше от жизни, предписанной нам Христом».
Критиковать ли Церковь за неэффективность проповеди (как это бывает сейчас и бывало во времена Гоголя) или попытаться сделать то, что в твоих силах, для преображения жизни? Вот этим вторым путём и шёл Гоголь.
Упоминавшееся «Завещание» было написано Николаем Васильевичем, по-видимому, во время его болезни в 1845 г. и опубликовано в книге «Выбранные места…», вышедшей в свет в 1847-м. При её создании Гоголь использовал некоторые из своих писем к друзьям. Таким образом, он отчасти сам выполнил пункт своего «Завещания». Однако эта книга — не собрание фрагментов писем. Гоголь использовал лишь небольшую часть своей переписки, значительно переработав и дополнив тексты. Несколько статей было написано специально для книги. Некоторые главы, по-видимому, основаны на письмах, которые до нас не дошли.
За рамками «Выбранных мест…» осталось множество других писем Гоголя на религиозно-нравственную тему, которые тоже могут «доставить пользу душе». Словом, собранные вместе, отрывки из таких писем (а не подготовленных специально для книги) представляют собой нечто иное, но не менее значительное, чем «Выбранные места из переписки с друзьями». Если бы друзья Гоголя действительно издали избранные фрагменты его эпистолярного наследия, «полезные душе», то это была бы приблизительно такая книга, какая издана теперь.
Правда, Гоголь в «Завещании» ограничивает материал для задуманной книги периодом с конца 1844 г. Однако развитие Гоголя-христианина происходило всю жизнь, непрерывно и постепенно, без отступлений от главного пути. Из писем разных лет видно, что мысли, чувства, рассуждения автора, в сущности, составляют одно целое, не делимое на периоды. Сам Гоголь писал в 1844 г.: «С 12-летнего, может быть, возраста я иду тою же дорогою, как и ныне, не шатаясь и не колеблясь никогда во мнениях главных».
Гоголевские письма — пример глубоко личного, интимного разговора о жизни — какой она должна быть во Христе, о воспитании души и её движении к Богу. И одновременно — редкий образец «проповеди в миру», созданной не священником или монахом, а мирянином.
«Выбранные места из переписки с друзьями» — тоже пример «проповеди в миру», но обращённой ко всему российскому обществу и сочетающейся с политическими, социальными, экономическими мотивами. В этом поверхностном слое много злободневных для того времени вопросов, некоторые из которых сейчас неактуальны (например, отношение помещика к крепостным крестьянам).
В письмах Гоголя, собранных в новой книге, нет других тем, кроме вечной — Бог и душа, почти нет примет того времени, когда они писались. Поэтому в них ничто не устарело. Для нас они так же понятны, как и для современников Гоголя, и воспринимаются именно как проповедь.
Эта проповедь в письмах, в отличие от «Выбранных мест из переписки с друзьями» с предложенной там моделью социального устройства общества, состоит из вполне выполнимых советов. Выполнимых для тех, кто стремится к самосовершенствованию и христианскому преображению окружающей действительности. Гоголь пишет, например, о преодолении невзгод и обретении покоя среди суеты и волнений, о положительном значении происходящих с человеком несчастий. Он советует, как и о чём молиться, как воспитать в себе христианина и на деле соответствовать этому званию, как выполнить главную обязанность христианина — любить Бога и ближнего.
Почему только сейчас, а не лет 150 назад вышла эта книга? Возможно, потому, что только в последнее время исследователи вняли призыву философа Ивана Ильина, прозвучавшему в середине прошлого века в его статье «Гоголь — великий русский сатирик, романтик, философ жизни»: «Ко всему, что он сказал, написал и сделал, дoлжно подходить серьёзно (выделено И. Ильиным. — И. М.)».
В той же статье Ильин написал о Гоголе: «Глубокое убеждение — следовать своему вдохновению — давало ему в конечном счёте надежду работать для далёкого будущего, служить целому ряду поколений, быть наконец верно понятым и принятым им».
Вот для этого — чтобы мы поняли и приняли духовный наказ Гоголя — и издана книга «Что может доставить пользу душе». Её фрагменты предлагаются вниманию читателей.
Из писем Н. В. Гоголя
М. И. Гоголь, 1825 г.
Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого, он был бы исполином. Враг этот — лень, или, лучше сказать, болезненное усыпление, одолевающее русского. Много мыслей, не сопровождаемых воплощением, уже у нас погибло бесплодно. Помните вечно, что всякая втуне потраченная минута здесь неумолимо спросится там, и лучше не родиться, чем побледнеть перед этим страшным упрёком.
К. С. Аксакову, 1841 г.
М. И. Гоголь, 1843 г.
С. П. Шевырёву, 1843 г.
Все события, особенно неожиданные и чрезвычайные, суть Божьи слова к нам. Их нужно вопрошать до тех пор, пока не допросишься: что они значат, чего ими требуется от нас? Без этого никогда не сделаемся мы лучшими и совершеннее. < >
Ты говоришь, что готов снова ругать и любить меня. За первое благодарю тебя душевно, потому что в этом теперь более, нежели когда-либо, слышу надобность, а на второе скажу вот что: любить мы должны всегда, и чем более в человеке дурных сторон и всяких мерзостей, тем, может быть, ещё более мы должны его любить. Потому что если среди множества дурных его качеств находится хотя одно хорошее, тогда за это одно хорошее качество можно ухватиться, как за доску, и спасти всего человека от потопления. Но это можно сделать только одною любовью, любовью, очищенною от всего пристрастного. Ибо если подлое чувство гнева хотя на время взнесётся над этою любовью, то такая любовь уже бессильна и ничего не сделает.
М. П. Погодину, 1843 г.
Н. М. Языкову, 1844 г.
П. В. Анненкову, 1844 г.
Вы думаете, легко помолиться так, как следует? Нет, не сделавши доброго дела, не сделавши ничего для своего ближнего, не подействовавши благодетельно на его характер, не обративши его истинно к Богу, никогда не помолитесь вы так, как следует помолиться. Только тогда в силах помолиться человек таким образом, что неизъяснимая сладость наполняет во время молитвы его всего, так что и слов уже не следует ему прибавлять от себя, потому что он слышит, что душа собою, уже без слов, молится. Такие только молитвы возлетают на небо, им только внемлет Бог и даёт за них не только то, что просим, но даже в несколько раз больше, чем просим, а без того хотя бы вы рыданьем наполнили всю церковь и били себя в грудь — бесплодны будут молитвы.
М. И. Гоголь, 1844 г.
Я поступаю теперь вот как, если только замечаю, что начинаю иметь на кого-нибудь влияние и становлюсь ему чем-то необходимым, я спешу с ним тот же час расстаться, хотя бы это было и тяжело. Моё дело упрекнуть, или ободрить, или в нескольких словах указать ему его же данные и заключённые в нём самом матерьялы, а там — иди себе своей дорогой: Бог вразумит и поможет. Разве вновь какой-нибудь такой случай, когда человеку трудно без братской помощи управляться самому. Оттого-то я очень люблю снаряжать в дорогу и расставаться с близкими душе моей людьми в твёрдой уверенности, что Бог им без меня ещё лучше поможет управиться, чем со мною.
А. О. Смирновой, 1844 г.
М. И. Гоголь, 1847 г.
М. А. Константиновскому, 1847 г.
М. И. Гоголь, 1849 г.
А. М. Вьельгорской, 1850 г.
Друзьям моим
Благодарю вас много, друзья мои. Вами украсилась много жизнь моя. Считаю долгом сказать вам теперь напутственное слово: не смущайтесь никакими событиями, какие ни случаются вокруг вас. Делайте каждый своё дело, моляся в тишине. Общество тогда только поправится, когда всякий частный человек займётся собою и будет жить как христианин, служа Богу теми орудиями, какие ему даны, и стараясь иметь доброе влияние на небольшой круг людей, его окружающих. Всё придёт тогда в порядок, сами собой установятся тогда правильные отношения между людьми, определятся пределы законные всему. И человечество двинется вперёд.«Завещание» +