Русская линия
Известия05.09.2006 

«Кавказская война» в Карелии
2 человека погибли, десятки спаслись бегством в результате беспорядков в карельском городке Кондопога

В воскресенье в карельском городе Кондопога продолжали задерживать участников массовых беспорядков, которые начались в городе после стихийного митинга, на котором местные жители требовали от власти выселить из Кондопоги лиц кавказской национальности. Эта громкая история в маленьком городке, в гордящейся своей национальной терпимостью Карелии — серьезный сигнал о том, что власть упускает из виду реальное положение дел в обществе.

Все началось в ночь на среду с банальной пьяной ссоры в местном ресторане «Чайка», принадлежащем выходцам с Кавказа. Бармен (тоже кавказец) сделал замечание компании подвыпивших молодых людей за то, что они своим бурным весельем мешают другим посетителям. Что было сказано — доподлинно не неизвестно, но те обиделись и кинулись в драку. Бармен вырвался, но через какое-то время вернулся обратно с «группой поддержки», вооруженной обрезками труб, бутылками и ножами. Все вышли на улицу «разобраться».

В результате драки один из участников скончался на месте, другой — по пути в больницу, третий умер уже в реанимации. Подозреваемые в убийствах были установлены и задержаны на следующий же день.

В МВД Карелии отказались сообщить национальную принадлежность подозреваемых. Однако в Кондопоге тут же всем стало известно, что это выходцы с Кавказа. Сначала говорили, что это чеченцы — ресторан принадлежал выходцу из этой республики. Позднее утверждали: азербайджанцы. Но точная национальная принадлежность местным жителям была не так важна: «черные» убили «наших».

В следующую ночь в Кондопоге были подожжены три торговые точки и гаражи выходцев с Кавказа. Из-за того, что по городу стали ходить слухи о грядущих погромах, все южане спешно позакрывали свои торговые точки и постарались уехать из города.

Еще через сутки толпа молодых людей попыталась разгромить и поджечь ресторан «Чайка». Разгрома удалось избежать только благодаря вмешательству ОМОНа. В субботу у центрального рынка города состоялся стихийный митинг. Его отличительной особенностью было то, что никакого явного или скрытого организатора у митинга не было. Отчасти сыграло свою роль и анонимное обращение к жителям города, появившееся в интернете, «прийти и высказать свой протест против засилья неруси». Люди на улицах спрашивали друг друга, пойдут ли протестовать, посылали sms друзьям и знакомым. Получали утвердительный ответ и говорили, во сколько и где намечена встреча. В городке с 50 тысячами человек «сарафанная почта» сработала мгновенно. Пришло около 2 тысяч.

Митингующие потребовали от мэрии «освободить город от кавказцев в 24 часа». Мэр Кондопоги Анатолий Папченков попытался успокоить толпу, пообещав, например, убрать с рынка торговцев с юга, чтобы могли торговать местные, и решить «ряд хозяйственных споров».

Большую часть митингующих это, по-видимому, устроило, они начали расходиться. Но некоторые разгоряченные алкоголем жаждали активных действий. По словам очевидцев, толпа около 200 человек двинулась по улицам города, блокируя движение автотранспорта, забрасывая камнями все машины, поджигая и грабя магазины. И чья-либо национальность тут уже была ни при чем. Подавить беспорядки удалось только к вечеру субботы. Было задержано более 100 человек.

Но в Карелии сейчас задаются одним вопросом: как могло случиться, что республика, которая всегда ставилась в пример другим многонациональным регионам как образец толерантности, вдруг превратилась в очаг настоящего междоусобного конфликта? Судя по тому, как реагируют на произошедшее местные власти, Карелия ответа на этот вопрос не дождется никогда.

— Бытовому конфликту пытаются придать этническую окраску, — заявил глава Карелии Сергей Катанандов. Однако по поводу бытовых конфликтов губернаторы не выступают со специальными обращениями в эфире местной телекомпании. А Катанандов выступал. Значит, дело серьезнее?

Мэр Папченков считает, что «в основе конфликта лежат вопросы владения собственностью». Где мэр был до этого и почему эти вопросы не были урегулированы с его помощью? Ответа пока нет.

В МВД республики вообще говорят, что виноваты грядущие выборы в Заксобрание, не исключая, что националистический мотив использует кто-то из кандидатов. Однако никто из кандидатов в митингах не участвовал.

Предстоит разобраться и с ролью Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ) — его эмиссары вовремя подсуетились, прибыли в Кондопогу из самой Москвы в разгар событий и «возглавили» их, умело подогревая бытовой национализм.

Алексей Укконе

Что думают по этому поводу эксперты?

Глава аналитической группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин:

— Произошедшее в Кондопоге — первый звонок, подобное будет происходить и в дальнейшем. Дело в том, что российское общество не готово адаптировать более примитивно устроенные сообщества — будь то чеченские или какие-то другие. Они привыкли жить своими общинами, со своими ценностями, своими представлениями о том, например, «как должен вести себя джигит».

Задача властей — обеспечить жизнь по закону для всех граждан. А у нас, например, если, скажем, чеченец сделал что-нибудь незаконно, милиция идет разбираться к старейшине общины, а не исполняет, как следовало бы, закон.

И пока такие нерастворяющиеся сообщества не будут адаптированы, будут продолжаться подобные события, будут сосуществовать мирки, которые друг другу не доверяют.

Александр Тер-Ованесов, член комитета Совета федерации по делам федерации и региональной политике:

— Виновные в совершенных преступлениях должны быть наказаны в соответствии с законом. Однако в случившемся не стоит делать акцент на национальности — это неверный путь. Ведь в каждом народе есть и негодяи, и хорошие люди. Переносить ответственность с конкретного человека на весь народ неправильно. Так можно далеко зайти, это очень опасно!

Карельская общественная организация «Пацифист»:

— Последние события все явственнее свидетельствуют о росте национализма и расизма на бытовом уровне. Невнимательность и безответственность властей к межнациональным конфликтам, постоянное целенаправленное упоминание в течение нескольких лет по центральным СМИ национальностей лиц, подозреваемых в совершении преступлений, участие в операциях в Чечне жителей разных регионов России (в том числе и Карелии), которые благодаря пропаганде в советском духе проникаются националистическими идеями, — все эти причины ведут к противостоянию между гражданами России по национальному признаку.

Какие еще конфликты были в России?

Самые крупные за последнее время беспорядки происходили в Астраханской и Ростовской областях. Толчком к конфликту в Астраханской области послужило убийство чеченцами калмыка Николая Балдырева. 18 августа прошлого года около 300 калмыков после похорон Балдырева двинулись с кладбища по селу. Толпа начала громить дома, принадлежащие чеченцам, жечь их машины.

Этот конфликт стал результатом нараставшей напряженности в отношениях между новой волной прибывших на жительство в село чеченцев и коренным населением калмыков и русских. По словам губернатора Астраханской области Александра Жилкина, после проверки он выяснил, что чеченцам в ущерб интересов коренных жителей села выделялись в аренду лучшие земли, они получали послабления при регистрации.

25 июня этого года групповая драка между дагестанцами и русскими произошла около ресторана «Разгуляй» в городе Сальске Ростовской области. Один из русских погиб от выстрела дагестанца. После этого на митинге зазвучали призывы выселять кавказцев. Однако, после того как против стрелявшего возбудили уголовное дело, волнения стихли.

В прошлом году в Ремонтненском районе Ростовской области казаки узнали об изнасиловании дочери юртового атамана 28-летним чеченцем. Более сотни казаков направились в село Ремонтное, чтобы разобраться с ситуацией. В район были стянуты дополнительные силы милиции. Столкновения удалось избежать, несмотря на то, что казаки настаивали на выселении из района чеченца и его семьи.

Елена Строителева (Ростов-на-Дону)
Валерий Корнев (Волгоград)

Чеченская диаспора — «головная боль» бельгийской полиции

Представители чеченской диаспоры за рубежом также иногда попадают в неприятные истории. В конце августа появились сообщения, что в бельгийском курортном городе Остенде на побережье Северного моря группа из 30 чеченцев напала на охранников и посетителей ночного клуба. По словам представителей местной полиции, чеченцы, вооруженные клюшками для гольфа, палками и бейсбольными битами, поздно вечером ворвались в клуб, избив восьмерых охранников, дежуривших у входа. Хулиганы разгромили столы и барные стойки, отобрали бумажники у нескольких посетителей. Ранее, по словам полицейских, произошел другой конфликт с чеченцами, которые «неприлично вели себя прямо в центре города — кричали, мешали прохожим».

Петр Иноземцев

Рознь разжигают оборотни в погонах

Шесть лет группа таджиков заливала две квартиры в московской многоэтажке. Они привозили укроп, раскладывали его на полу и поливали из душа, чтобы не завял. А еще они торговали наркотиками. И обо всем этом страдавшие москвичи писали в милицию, префектуру, районную управу, мэрию, суды, всем людям доброй воли… В ответ милиция сообщала, что притон… поставлен на учет.

Блюстители порядка втихаря рекомендовали жертвам мигрантов набить мерзавцам морду. Возможно, доведенные до отчаяния люди, защищая свою собственность, так бы и поступили, а правозащитники включили бы в свою хронику очередное нападение на беззащитных таджиков. А потом доброхоты из МВД арестовали бы погромщиков и объявили бы, что конфликт носил бытовой характер. Или в зависимости от конъюнктуры рассказали бы, что обезвредили банду страшных скинхедов и пули свистели над головой участкового. Но обошлось — у квартиры, где таджики так прочно обосновались, сменился хозяин, а вместо рынка, где они торговали, построили супермаркет. Обошлось, хотя противно до сих пор. Но убийства и попытки изнасилования — это не мокрый потолок и испорченные обои.

Этим летом в Сальске (Ростовская область), в Харагуне (Читинская область) и в Сыктывкаре (Республика Коми), а теперь в Кондопоге дело дошло до столкновений и требований выселить инородцев. Местные власти объясняют, что конфликты бытовые. Это верно. Повод для межэтнических конфликтов всегда бытовой, потому что быт — это образ жизни. И он везде разный. Допускаю, что таджики у себя дома поливают разложенный на полу укроп водой, а торговля наркотиками среди них вполне почтенное занятие. Узбеки, например, выплескивают из пиалы остатки чая. У себя на родине они пьют его во дворе. А как это будет выглядеть, скажем, в кафе или в вашем доме? Но грубые выходки чужаков — еще не причина для погрома.

Причина настоящая в том, что на протяжении длительного времени оборотни в погонах и пиджаках с особым цинизмом и жестокостью позволяют пришельцам вести себя с местными жителями без всякого уважения, как на оккупированных территориях. И в Сальске, и в Харагуне, и в Сыктывкаре, и в Кондопоге люди решили, что милиция не обеспечивает элементарного соблюдения законности. Преступники оставались безнаказанными. И это самое важное. Если власть не способна обеспечить порядок, а людям надоело терпеть, тогда и начинаются погромы. На городской сход в Кондопоге вышло 2000 человек. Огромный митинг. Как же надо было довести людей?! А может, они все фашисты?

Нам же все время пытаются внушить мысль о росте национализма и фашизма. Помните, какая началась истерика, когда присяжные в Санкт-Петербурге оправдали обвиняемых в убийстве таджикской девочки? Несколько месяцев спустя выяснилось, что убили совсем другие люди. О позорных оскорблениях в адрес присяжных и всей страны никто и не вспомнил. Так и живем и мы, и они с клеймом нацистов…

В апреле в интервью «Известиям» святейший патриарх Московский и Всея Руси Алексий II указывал на источник опасности: поведение «приезжающих в страну людей, создание ими замкнутых национальных и религиозных эксклавов, которые игнорируют окружающее общество, его традиции и образ жизни». Предстоятель Русской православной церкви призвал тогда «вернуть смысл жизни молодежи, особенно в малых и средних городах». Вот — задача для власти. Но в Карелии, видимо, больше прислушиваются к мнению муфтия Висама Али Бардвила, эмигранта из Палестины. Он больше озабочен не воспитанием своих единоверцев, а борьбой с исламофобией в газетах, публикующих кавказские фамилии в сводке происшествий и объявления о сдаче жилья с припиской «нерусским — не беспокоить».

Борис Клин

http://www.izvestia.ru/russia/article3096208/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика