Русская линия
Русская линияПротоиерей Евгений Соколов20.08.2009 

Протоиерей Евгений Соколов: Анафема Дементьеву — это призыв молиться о его вразумлении
Известный миссионер объяснил смысл решения Епархиального Совета Псковской епархии об отлучении от Церкви клеветника-журналиста

Олег Дементьев В связи с непрекращающейся гнусной клеветой и сатанинской ложью в адрес насельниц Спасо-Елеазаровского монастыря и в частности игумении Елисаветы (Беляевой) автор статьи «„Осиное гнездо“» под золотыми куполами" в газете «Псковский рубеж» N3 (503) за 14−20 января 2008 года и в газете «Правда» N5 2008 года по правилам Святой Православной Церкви и святых отцов, согласно духовного завещания основателя монастыря преподобного Евфросина Псковского, сказавшего о том, «кто начнет обижать дом святых Святителей и преподобного Онуфрия, то да будет он под осуждением Святой Церкви…, на это свидетелем Бог и отец мой духовный», решением Епархиального Совета Псковской Епархии от 14 июля 2009 года Дементьев Олег Владимирович отлучается от православного церковного общения и предается анафеме — проклятию, сообщает сайт информационной службы Епархиального управления Псковской епархии.

Согласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви», утвержденным Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года (Глава XV, п.3), каноническим прещениям могут быть преданы лица «в случае хуления имени Божия, иных проявлений кощунства, систематического сознательного искажения информации о церковной жизни, заведомой клеветы на Церковь и ее служителей». «В случае возникновения таких конфликтов… епархиальный Преосвященный (по отношению к региональным и местным СМИ) может… предать каноническим прещениям виновных», — сказано в документе.

Лицо, преданное анафеме, не имеет права участвовать в церковных таинствах, быть отпеваемым и похороненным на православном кладбище после смерти. С таковым ни один верный не должен иметь никакого общения (Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского М., 1994. С. 61).

«Попирая своей мерзкой грязью честь и достоинство граждан нашей страны, того общества, которому сам принадлежит, своей скверной клеветой Олег Дементьев дерзнул запятнать добрую память наших предков, монашествующих Спасо-Елеазаровского монастыря дореволюционного периода. А ведь они в годы гонения на Церковь были замучены и утоплены в водах Чудского озера. Автор статьи даже не удосужился узнать, что до закрытия в 1918 году монастырь был мужским, а не женским. По факту клеветы и оскорбления монашествующих было подано исковое заявление в Арбитражный Псковский городской суд. Решением суда от 14 апреля 2009 по делу N2−369/2009 года Дементьев Олег Владимирович был признан виновным. Суд признал несоответствующими действительности, порочащими репутацию Спасо-Елеазаровского монастыря и монашествующих сведения, распространенные автором статьи в указанных средствах массовой информации. В газете „Псковский рубеж“ N26 (579) от 29 июня-5 июля 2009 года было опубликовано вышеуказанное решение суда», — говорится в сообщении Псковского Епархиального управления.

Правительственное издание «Российская газета» так отреагировало на решение Епархиального Совета Псковской епархии: «Но все равно при этом невероятная серьезность церковной реакции и сама лексика проклятия („сатанинская ложь“, „гнусная клевета“) кажется асимметричной акультурности текста, появившегося в малорезонансных газетах. К тому же прибегать к анафеме рискованно для публичной репутации Церкви. Слово „анафема“ до сих пор ассоциируется с церковной анафемой великому Льву Толстому, оправданной канонически, но до сих пор смущающей с точки зрения ее общественного резонанса. Во времена ее провозглашения среди смущенных и несогласных был даже сам государь император, а потом к нему присоединился Петр Столыпин. Лев Толстой создал еретическое христианское вероучение, но остался гениальным писателем и великим человеком, до сих пор влияющим на души людей в степени потрясения и вызывающим такую ответную силу любви и привязанности, которую, увы, не всегда могут вызывать канонически правильные люди и тексты».

Протодиакон Андрей Кураев Прокомментировал решение Псковской епархии также известный миссионер протодиакон Андрей Кураев, который в интервью «Российской газете» отметил, что «статья господина Дементьева действительно мало приличная». «Но перевод отношений с ним на язык церковного права предполагает все-таки его собственную церковность, которую трудно вообразить. Церковь может отлучать от себя только своих. А человек, работающий собкором газеты „Правда“ по Псковской области, может быть скорее исключен из компартии, но вряд ли отлучен от Церкви. Тем не менее, сам факт звонка из „РГ“ и моего ответа вам указывает на некоторую избыточность реакции Псковской епархии на выходки журналиста Дементьева. Такого рода акты переводят диалог с регионального уровня на общероссийский, факт этот получит широкую огласку. Боюсь, что в этих публикациях наименьшее количество строк будет посвящено очевидной неправде „правдинского“ корреспондента», — полагает миссионер.

Протодиакон Андрей Кураев призвал «брать пример с Патриарха Алексия II, которому много раз приходилось сталкиваться критикой за годы своего первосвятительского служения. Но он никогда не отлучал никого из критиковавших его журналистов от Церкви. И никогда не подавал в суд ни на какие издания, поливавшие его грязью».

В Союзе журналистов России считают правомерной анафему, наложенную Псковской епархией на журналиста. Секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов, комментируя решение Псковской епархии Русской Православной Церкви, отметил, что Церковь имеет на это полное право, сообщает Седмица.Ru. «Я думаю, что Церковь вполне свободна в определении того, кого она хочет отлучить от Церкви, кого она не хочет отлучить от Церкви — это ее абсолютно автономное суверенное дело. С таким же успехом этот журналист может сказать, что он отлучает себя от Церкви. Эта вещь не имеет никакого правового значения», — сказал Федотов.

«Что касается отлучения от Церкви — это право любой религиозной конфессии», — отметил Федотов. По его словам, в этой ситуации все зависит от того, является ли журналист воцерковленным православным христианином. «Мы же не знаем, был ли этот журналист до отлучения воцерковленным православным христианином или нет? Для воцерковленного православного христианина отлучение от Церкви — это серьезное внутрицерковное наказание, а для атеиста — это вообще ничего», — подчеркнул секретарь Союза журналистов России. Федотов также отметил, что не помнит другого случая отлучения от Церкви журналиста.

Протоиерей Евгений Соколов Мы попросили руководителя миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии протоиерея Евгения Соколова оценить правомерность отлучения от Церкви и предания анафеме журналиста Олега Дементьева. «У Церкви есть право отлучать своего чада от церковных таинств, если человек выходит за пределы канонов и догматов, то есть если он хулит веру. К сожалению, многие этого не понимают. Поэтому еще раз хочу сказать, что все люди, крещеные в Церкви, объединены в общее духовное Тело Христово, если какая-то душа грешит, болеет, то от этого страдает все Тело. Если обычные призывы, уговоры и увещевания не приводят к положительному изменению, то у Церкви остается только одно право — отлучить такого человека от Церкви, от церковных таинств. Ведь главное, что мы получает от принятия крещения, — это возможность время от времени прибегать к церковным таинствам, касаться Бога, обоживая и освящая душу. Если человеку это не нужно и более того, если он хулит Церковь, выходит за пределы канонов и догматов, то просто не остается другого пути, как отлучения его от церковного общения для покаяния, для того чтобы он пересмотрел свою жизнь. Это совершенно не проклятие, а это крайняя мера, призыв к человеку пересмотреть свою жизнь. Я знаю, что либеральные СМИ выражают по этому поводу негодование. Но, простите, что любящему родителю остается делать, если сын или дочь совершают непотребные вещи? Ничего не остается, как отпустить с миром ребенка одуматься. Когда одумается — вернется. Так делают очень многие любящие родители, когда испробованы все меры прещения, они отпускают ребенка, чтобы он, опомнившись и набив шишек, возвратился в отчий дом. Вспомним возвращение блудного сына», — напомнил отец Евгений.

«Отлучение от Церкви — это призыв к человеку опомниться, задуматься над тем, что он делает что-то непотребное. Что остается делать Церкви с журналистом, который публично в прессе соблазняет многих своей хулой и не воспринимает простого увещевания, как не отлучить его от церковного общения? Это каноническое право Церкви. Пусть либеральные СМИ, прежде чем возмущаться и негодовать, посмотрят церковное право, церковные законы. Ведь либеральные СМИ постоянно ратуют за то, чтобы в нашем государстве соблюдались законы, и действовало право, в данном случае были соблюдены церковные законы, но им это почему-то не нравится. Это прецедент, и, слава Богу. Ранее в интервью вашему агентству я говорил, что отлучение от Церкви — это крайняя мера, но в сегодняшнем ужасающем духовно-нравственном состоянии общества — это совершенно необходимая мера, и ее стоит использовать. Согласно церковным правилам и канонам, все крещеные люди составляют Тело Христово — это объективно, хотят они этого или не хотят. Даже если человек принимал таинство крещения необдуманно, но так или иначе он входит в Тело Христово, составляя ее болящую клетку, болящий орган. Если человек крещен, то он чадо Церкви, пусть и заблудшее. Почему Церковь не проклинала никогда ни Сталина, ни Ленина, которые были крещеными людьми и гонителями Церкви? Потому что она считала их своими заблудшими детьми. Церковь за них молилась. Она могла отлучить их от Церкви», — подчеркнул руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии.

«Первая часть анафемы подразумевает отлучение от Церкви, вторая часть анафемы — обращение ко всем прихожанам молиться о вразумлении того же Льва Толстого, на которого в конце концов эта молитва подействовала, так как он в конце своей жизни пытался приехать на покаяние в Оптину пустынь, другое дело, что он не успел. Так что анафема журналисту Дементьеву — не просто отлучение его от Церкви, но и обращение ко всей псковской пастве молиться о его вразумлении. Анафема — это один из способов призвать человека к подлинному покаянию и служению Богу», — отметил протоиерей Евгений Соколов.
Русская линия

https://rusk.ru/st.php?idar=184487

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Юрий Макогоненко    29.08.2009 12:27
Да Ккураев- то в основном на Украине проповедовал? Нет?

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика