Русская линия | Леонид Гребнев | 30.06.2009 |
Мы попросили члена вновь образованной Комиссии по вопросам духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе при Синодальном отделе религиозного образования и катехизации заместителя министра образования России в 2001—2004 годах, доктора экономических наук, профессора Московской государственной юридической академии Леонида Гребнева ответить на ряд вопросов, связанных с деятельностью данной Комиссии.
Отвечая на вопрос, чем вызвана необходимость создания этой Комиссии, профессор Гребнев сказал: «Это вопрос не ко мне, а к руководителю Синодального отдела. Я дал согласие на участие в ее работе, поскольку 5−8 лет назад курировал от Министерства образования России вопросы взаимодействия с религиозными организациями в сфере компетенции этого министерства». Отвечая на вопрос, каковы будут задачи Комиссии, ее компетенция и полномочия, он также сказал: «И это вопрос не ко мне. Думаю, что было бы логичным воссоздание органа, аналогичного Координационному совету того Министерства образования, которое было упразднено в 2004 году в рамках административной реформы».
«Положение о Комиссии пока не разработано, а потому говорить о ее функциях преждевременно. Да и не со мной об этом надо разговаривать, а с теми, кто ее создал», — заявил Леонид Гребнев, отвечая на вопрос, является ли Комиссия постоянно действующим органом, выполняющим определенные функции, или ее роль ограничится достижением какой-то определенной цели.
Отвечая на вопрос, является ли основной целью Комиссии по вопросам духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе введение в школе Основ православной культуры в качестве обязательного предмета, профессор Московской государственной юридической отметил, что «ни в бытность мою заместителем министра образования, ни сейчас, вопрос о предмете „Основы православной культуры“ как обязательном не ставился и не ставится ни со стороны министерства, ни со стороны духовенства».
«Но есть и другая тема, в которой присутствуют те же слова, но в другом порядке и с другим смыслом: „Православные основы культуры“. Слова „культура“ и „культ“ не случайно являются однокоренными. Поскольку в России только один язык является государственным — русский, постольку все, кто добровольно выбрал Россию местом своего постоянного проживания, должны в определенной мере владеть русским языком и, следовательно, быть приобщенным к русской культуре, должны знать ее основы. Следовательно, должны иметь некоторое представление о православии», — полагает он.
«Это отчасти можно делать сугубо добровольно, например, через изучение светского предмета „Основы православной культуры“, отчасти сугубо обязательно — через традиционные школьные предметы, имеющие прямое отношение к русской культуре. Прежде всего, это русская литература и история отечества, возможно, отчасти — география („история с географией“). Проект стандарта общего образования, который сейчас подготовила „группа Кондакова“, в гораздо большей степени включает этот обязательный для всех „компонент“: „Православные основы культуры“, чем тот документ, который был создан под руководством моих коллег из Минобразования России 5 лет назад как „Государственный стандарт общего образования“ (в том документе Иисус Христос даже не упоминался, хотя в нем были и Будда, и Конфуций, и Мохаммед). Главная претензия к этому проекту состоит в том, что его авторы просто крадут в пользу федерального компонента ту часть времени, которая до сих пор отдавалась т. н. „региональному“ и „школьному“ компонентам. Поправки в закон „Об образовании“ 2007 года, которые упразднили „компонентность“, предписали обязательное введение части образовательной программы, формируемой самими участниками образовательного процесса (то есть, прежде всего, родителями, местными властями — причем не только и не столько „образовательными“, которые больше равняются на „верхи“, чем на социальный заказ со стороны „низов“)», — отметил член Комиссии по вопросам духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе при Синодальном отделе религиозного образования и катехизации.
«„Новаторство“ в виде отнесения всей этой части для большинства начальных школ во внеурочную „вторую половину дня“ — это жульничество, с которым надо бороться „здесь и сейчас“, причем „всем миром“. Приобщение к традициям, культуре предков, начинаемое с первых дней жизни родителями в семье, до сих пор естественно продолжалось в традиционной начальной школе — на уроках, а не „после обеда“. Так должно продолжаться и дальше, пока не будут разработаны совсем другие педагогические технологии, основанные на замене „классно-предметно-урочной“ парадигмы Яна Коменского», — заключил Леонид Гребнев.
Русская линия
https://rusk.ru/st.php?idar=183770
|