Русская линия
Аргументы и факты Вячеслав Костиков16.08.2006 

Инженеры испорченных душ

«У нас в семье хорошие дети. Cыну — 13, дочери — 15 лет. Неплохо учатся, помогают по дому. Но мне всё труднее с ними разговаривать, — пишет в редакцию „АиФ“ инженер из Костромы Игорь Седых. — Я им говорю о трудолюбии, о том, что нужно быть честными, как важно найти в жизни любимого человека, создать настоящую семью… А они мне: „Папка, ты на какой планете живёшь?“ Ну, словом, мы с женой смотрим на жизнь, а они… смотрят наше телевидение…»

Джентльменский набор

ТАКИХ писем всё больше. Людей волнует вопрос, как и что говорить детям, если их собственный жизненный опыт говорит об одном, а с экранов потоком идёт совсем другая проповедь. Бьют тревогу учителя, воспитатели, специалисты по детской психологии, детские врачи. Вернувшийся недавно из подмосковного лагеря сын близкого знакомого рассказывал, что в группе с ним отдыхал десятилетний «молоток», который мечтал «всех шлюх перетрахать, как по телику показывают».

По мере того как страна выползает из нищеты последнего десятилетия, люди всё больше задумываются об истинном смысле жизни, о предназначении человека. Всё больший протест у населения вызывает попсово-рекламное варево, которое рекой льётся с экранов телевизоров.

Конечно, можно успокаивать себя тем, что Россия ускоренными темпами проходит тот же путь, что и западные страны. Когда в 1998 году в США хоронили знаменитого эстрадного певца (а по легенде и мафиози) Фрэнка Синатру, друзья положили к его ногам в гроб фляжку с виски, пачку стодолларовых купюр, зажигалку и сигареты «Camel». Таким американскому обывателю представлялся «джентльменский набор», который нужно взять с собой в мир иной. Хорошо, что не положили жвачку «Стиморол».

Утраченные иллюзии

РОССИЙСКОЕ телевидение отстало от России. Отстало от собственного народа, от собственной культуры. Социологические опросы фиксируют усталость населения от «фанерной» попсы, кривляющихся смехачей, бандитской романтики. А по нашим экранам, как и в разухабистые 90-е годы, всё ещё гуляют надоевшие «братки», «авторитетные бизнесмены», любовницы с конвейера «Фабрики звёзд», любители блатной малины и «косячка». Но вопреки массовому телеобкуриванию большая часть молодёжи уже обретает антителевизионный иммунитет.

«Выросло целое поколение людей, которое уже ничего не ждёт от власти и действует в автономном режиме», — говорит директор ВЦИОМ по исследованиям В. Петухов.

Число тех, кто ещё несколько лет назад мечтал «стать Ходорковским», «быстро сделать бабки», свалить за границу, купить яхту, как Абрамович, и «пожить в своё удовольствие», заметно тает. Поверившим в рецепты счастья из програмы «За стеклом» жизнь преподносит жёсткие уроки. Около 1,5 млн. российских девчат, поддавшихся сладким рассказам «про это», вынуждены были пройти через аборты. Лишь у единиц сбылась телевизионная мечта «застекольщиков» о красивой жизни, как в Америке. А полмиллиона русских девчонок оказались в сексуальном рабстве за границей. Сегодня большинство мечтают о том, как вернуться в «скучный» родительский дом и устроить нормальную семейную жизнь.

Последние социологические опросы показывают, что, несмотря на пропаганду сексуальной распущенности, вседозволенности и лозунга «деньги любой ценой», молодёжь всё больше склоняется к нормальным человеческим ценностям и отношениям. Если в 2001 году 57% молодых людей считали, что для успеха «нужно жить, нарушая все правила», а «от наказания можно откупиться», то сегодня (всего пять лет спустя) показателем успеха считается хорошее образование и работа. А среди ценностей на первое место выходит семья и рождение детей.

Инвестировать в души

НАСЕЛЕНИЕ всё настойчивее требует «переоценки ценностей» в массовой культуре и в жизненных установках. «Аргументы и факты» неоднократно писали о том, что Россия устала от водки, табака, насилия, блатных мотивов, от мата. Уже почти 60% населения ором орёт — хватит насилия, хватит водки и пива на экранах, хватит сексуально озабоченных «молотков» на молодёжных каналах. Хватит под видом фэнтези пропагандировать дьяволиаду. В России, которая славилась своей православной культурой, сегодня почти половина населения верит в дьявола и ведьм. Телевизионный мусор вытесняет Бога. Попса вытесняет культуру.

В советские времена писателей, а шире говоря — деятелей культуры называли инженерами человеческих душ. Речь сегодня не идёт о том, чтобы вернуться во времена сталинской социальной инженерии и выращивать «новых людей», кующих орала на «стройке коммунизма». Россия никогда не была и не будет пуританской страной. Но нельзя жить по принципу «деньги заказывают мораль». Пора вернуться к здравому смыслу. Вспомнить о том, что человека, народ и государство создаёт культура и язык. Пора инвестировать в души, а не в инженеров растления.

http://www.aif.ru/online/aif/1346/0801


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика