Русская линия
Православный Санкт-ПетербургПротоиерей Иоанн Миронов15.08.2006 

Господи, как ты терпишь?

Каждый раз, возлюбленные братья и сестры, когда мы входим в Дом Божий, мы чувствуем свое убожество, свою греховность, свое недостоинство. А почему так? А потому что мы, хотя и получили благодать Духа Святаго, крестились, но ещё, как это часто бывает в земной юдоли, совершенно не влеклись ко Господу. Поэтому и после крещения мы грешим, идем не по тем дорогам, не тем путем, который заповедал нам Господь Иисус Христос, стопы направляем не к деланию заповедей Божиих, а к сатане и силам его. Поэтому мы и входим в страхе Господнем в Дом Божий, и просим, как просил пророк Давид: «Помилуй мя, Боже, по великой милости Твоей!» (Пс.50.3).Потому что заслуг у нас нет никаких — одна греховность.

Смотрю и думаю часто — и не только, когда читаю написанные вами ваши грехи, не только, когда свои грехи перебираю: — Господи, как Ты терпишь?

Вспомните, как Господь обращался и к ученикам: «О, род неверный и развращенный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» (Мф.17.17). Значит, и в то время люди, когда видели Господа и чудеса его, — творили грех. Почему так, возлюбленные? Как будто и дана нам Благодать, но мы сами часто удаляемся от закона Господня, уходим в страну льстивого, который улавливает нас в сети. Помните, как Антоний Великий, когда вышел из монастыря, увидел демона, идущего навстречу с разными приманками — и капканы у него были, и сетки всякие.

— Трудолюбец, куда ты шествуешь? — обратился к нему Антоний.

— Иду к твоим монахам — кто на что клюнет, на какую-нибудь приманку…

Вот так он и расставляет сети, как апостол Петр предупреждал: «диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1Пет. 5.8). Вы скажете: «Мы грешны, мы еще не оставили свои грехи и увеселяемся ими — как же нам спастись?» Но Господь отвечает: «Не печальтесь, не унывайте, это дело Божие».

Так и садовник сеет семена, надеясь что-то возрастить, — и вот уже маленький стебелёк пошел, затем крепнет он, а потом видим цветы и чудесные плоды. Вот так постепенно и мы должны сеять семена добра, любви, и тогда, конечно, спасение от нас будет недалеко.

Но пока мы живём не по Благодати, то, конечно, настигают нас и уныние, и печаль, и разочарование. Но всегда помните, что после сильной бури бывает затишье. Так в молодости человек перебурлит и остепенится, хотя было и то, и другое — грешный он был. Здесь уместно будет вспомнить Марию Египетскую — великую грешницу, но когда Господь призвал, её, когда она поклонилась Животворящему древу, когда увидела, что так жить нельзя, когда услышала, что за Иорданом найдет спасение, она бросила все, ушла, и жизнь её стала благодатной. Вот так немощная женщина смогла достичь равноангельского жития. А сколько ещё святых преподобных, которые победили все полки демонские и жили уже любовью Христовой!

Вот и мы с вами, возлюбленные братья и сестры, для чего собираемся в Доме Божием? Не только чтобы выслушать нарекания, но и слова утешения. Как говорил апостол Павел в своем Послании к коринфянам: Бог «всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтоб и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» (2 Кор.1.3−4). Многочисленны и разнообразны способы, которыми Бог всякого утешения утешает нас. Иногда какое-нибудь слово из Священного Писания вдруг осветит наш ум и сердце, как светлый солнечный луч, пробивающийся сквозь тучи. Помните, как молодой юноша вошёл в храм Божий и услышал притчу о богатом юноше:

— Иди, раздай имение, и будешь иметь сокровище на небесах…

И он, услышав эти слова, пошёл, раздал имение и сделался Антонием Великим. Так же поступали и другие святые. Например, мы чествуем апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который все оставил и последовал за Христом, а также прп. Сергия Радонежского, который тоже «ни во что вменил красное мира».

Вот так, возлюбленные братья и сестры, мы должны всегда утешаться мыслью, что Господь, любящий нас, утешит и согреет наши хладные сердца. И ближние должны слушать друг друга, ведь тёплое слово, высказанное нам, и любовь утешают нашу душу, мнившую себя одинокой и покинутой всеми. И эта любовь является для нас прообразом той вечной Любви, которая окружает нас с самого нашего рождения и до смертного часа.

Нет скорби, в которую Господь не вливает долю утешения. Он не сразу отнимает боль от нашего сердца — она нам нужна и полезна, но облегчает её Своим присутствием. Невольно спрашиваем мы себя иногда, зачем нужна сердечная наша боль, поражающая все наше существо? Почему всё, что составляло наше счастье, что наполняло нашу жизнь, мало-помалу исчезает, оставляя нас одинокими, разбитыми, и подчас немощными?.. Не будем допускать такого вопроса, а будем искать глубокую цель всего случившегося в словах апостола, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби. Поэтому я часто привожу слова:

Горя-то, горя сколько кругом —
Божьего света не видно,
Право, о собственном горе своем
Думать становится стыдно,

Помните взрывы домов в Москве, когда погибло столько спящих людей? Вот это горе! Или когда люди бегут от своих очагов, у них нет хлеба, чистой воды, только болезни — и это действительно горе. А мы согреты, одеты, обуты, есть крыша над головой, кусочек хлеба — и все остальное Господь даёт нам. Поэтому мы должны благодарить и поддерживать других: — Брат и сестра, Господь утешит, не даст погибнуть во грехах и пороках.

Сколько мне приходится слышать горького, когда приходят мать или жена, что сын или муж пьянствуют, или впали в наркоманию, или в блуд, оставили семью, оставили детей — как это страшно, братья и сестры. Как переживают родители, как страдает сердце человеческое! И здесь надо искать утешение в Господе.

— Утешайте, — говорит пророк, — народ свой. Если пастыри не утешат, то кто же может утешить скорбь?

Поэтому будем теснее сплачиваться вокруг Господа, Пречистой Девы и святых угодников.

Помните, как апостол любви Иоанн Богослов, проходя по городам и весям и возвещая Евангельское учение, в одном из городов оставил молодого юношу, сказав епископу: — Оставляю тебе это сокровище, когда вернусь, вернёшь его мне.

Епископ старался, приучал этого юношу к слову Божию, но тот связался с плохой компанией и отошёл от духовной жизни, стал атаманом разбойников, и в горах, скитаясь, они грабили людей.

Но однажды, проходя по этому месту, апостол не забыл, что он оставил здесь богатое сокровище. Войдя в дом епископа, апостол спросил его о нем. Епископ изумился: — Вы ничего не оставляли…

— Как же, юношу я тебе ведь оставил?

И заплакав, епископ сказал, что юноша в горах атаманом стал.

— Покажите мне, где эти горы.

И вот старый, дряхлый апостол идет в горы, чтобы там разыскать и спасти погибшего.

Разбойники его схватили, — а он и не сопротивлялся, — и отвели к атаману. И когда увидел этот юноша старого, сгорбленного апостола, он затрясся весь и заплакал, и, упав на колени, просил прощения. А апостол сказал:

— Господь, любящий нас, пришел, чтобы спасти и тебя.

Принеся покаяние, разбойник стал пресвитером этого города.

Вот так, возлюбленные братья и сестры. Господь «всякого утешения» (2 Кор.1.3.) всех принимает. А разве не утешил Он на кресте разбойника благоразумного?

— Мы-то по делам нашим страдаем, — сказал благоразумный разбойник, — а Сей же ни единой вины не допустил. «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк.23.42). И какой же он получил ответ, какую радость, какое утешение? «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23.43), — сказал Иисус. Так как же нам не утешать других, не скорбеть за других, которые страждут и хотят, чтобы мы хоть немножко дали утешения и любви друг другу?! Поэтому мы и должны всегда в горе быть первыми, как говорит поэт:

Где тяжко дышится,
Где горе слышится,
Христианин — будь первый там!

Да, мы должны быть первыми там, где тяжело. Почему, возлюбленные братья и сестры? Мы могли бы сказать — уничтожают чеченские боевики наших детей, наши дома. А смотрите, как наш народ отзывчив — он беженцам посылает палатки, теплые одеяла, питание для страдающих людей. У нас нет такого, чтобы мы противопоставляли свою великую нацию другим народам России. Почему при Царе все жили в любви и согласии, не притеснялась вера ни магометанская, ни иудейская? Потому что все жили тогда под крылом великого русского Царя, который любил весь народ, всю Россию. А когда начинаются раздоры, мы невольно слышим слова апостола Иакова: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» (Иак.4.1).

Вот на что идут иные правители: как будто бы под религиозным кличем объявляют войну тому народу, который все время благодетельствовал им.

Но мы будем всегда помогать всем, кто страждет, и не глядеть ни на лицо, ни на вероисповедание. Помните слова Христа Спасителя в притче о милосердном самарянине, когда Ему задали вопрос: «Кто же мой ближний?» Иисус сказал: «И ты твори такожде», то есть помогай, как тот милосердный самарянин, всем, кто требует твоей помощи. Когда перед тобой раскроется бездна чужого страдания, ты будешь иметь возможность облегчить его тем самым, чем облегчили и твою безконечную скорбь, в которой тебя не оставил Господь. Долготерпение Спасителя неисчерпаемо. Он терпит нас годами, Он не перестает следить за нами — шаг за шагом, и готов прощать наши слабости и отступления. И среди глубочайшего мрака, среди самого тернистого пути Отец милосердия и Бог всякого утешения утешает нас самих.

И вот, возлюбленные братья и сестры, когда мы утешаем кого-либо, тогда и Господь утешает нас. Он утешает нас Своим милосердием, покрывает нас Своей любовью, и мы знаем, что за грехи наши мы должны давно бы уже быть в бездне, но Господь сохранил нас. Сколько у нас молодых людей, которые были подвергнуты страстям и порокам, но отошли от этого зла благодаря любви Господа! Поэтому будем всегда учиться благодарить Господа за Его великие милости, за великие дары, что Он ниспосылает нам. Будем же верны Господу, как говорят афонские монахи, — даже до смерти, и преуготовлять себя, как будто живём последний день, то есть будет всегда пребывать в покаянии.

Будем просить, чтобы Господь открыл нам двери для покаяния, ибо это — высшая милость. Всю скверность мы должны очистить благоутробием Божиим, любовью Христовой. Аминь.

Адрес: 196 084, СПб, ул. Цветочная, 16. Церковь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша». Тел.387−04−11.

Настоятель протоиерей Иоанн МИРОНОВ

http://www.piter.orthodoxy.ru/pspb/n176/ta001.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика